Прислали мне на почту, оригинал
здесь. Показалось очень интересным, решил сюда перекопипастить.
Владимир Хитров - журналист, Петропавловск-Камчатский
28 июля 2011, 07:22
За границей камчатский художник получает награды, на Родине - угрозы и повестки в суд
В этом году камчатский художник Денис Лопатин стал дипломантом сразу двух крупных международных конкурсов - один проходил в Германии, другой в Португалии. Причем, португальский «World Press Cartoon» считается самым престижным в мире форумом мастеров шаржа и карикатуры. Раньше никто из русских художников ничего на нём не выигрывал...
На Родине тоже отмечали работы Лопатина. В его послужном списке четыре судебные повестки за карикатуры на камчатского вице-губернатора, вызов в прокуратуру за газетный комикс, предупреждение от комиссии по надзору за СМИ, запрещенная выставка, а также букет устных угроз от чиновников разных уровней...
- Денис, еще несколько лет назад твои рисунки регулярно публиковались в камчатских газетах. Сегодня их можно увидеть нечасто. Почему?
- Сейчас такое время, что любую газету могут «притянуть» за что угодно. Редакторы просто не хотят рисковать. Тем более, что у некоторых изданий из-за моих рисунков неприятности уже возникали. Местные политики «вскормлены» советской пропагандой. Для них быть нарисованным в карикатурном виде в газете - это что-то страшное. Они, по старинке, думают, что это отразится на их карьере.
- Каким образом чиновники оказывали давление на редакторов?
- Обычно дело заканчивалось телефонными звонками с угрозами. Хотя один из вице-губернаторов догадался направить в редакцию газеты официальное письмо с требованием прекратить публикации шаржей и карикатур. Однажды за дело бралась прокуратура. Меня вызывали на допрос, выясняли - имел ли я умысел посеять межнациональную рознь? В Европе тогда разгорался карикатурный скандал после публикации рисунков на пророка Мухаммеда. Исламисты активно протестовали, выдвигали требования к властям. Я нарисовал комикс о том, во что превратятся европейские города, если все требования протестующих будут выполнены. По большому счету, рисунок был безобидный. Мусульмане, во всяком случае, не высказывали претензий.
- Тебе встречались политики, которым нравилось - как ты их изображаешь?
- Я подозреваю, что в тайне шаржам на себя всегда радовался бывший камчатский губернатор Михаил Машковцев.
- Тем не менее, именно он в своё время пытался запретить твою выставку?
- Как мне объяснили, афишу выставки он увидел буквально за два часа до ее открытия. И, что называется, распсиховался - бросил в бой тяжелую артиллерию в лице начальника управления культуры. Тот прибежал в выставочный центр и в свойственной ему нецензурной манере заставил снять картины со стендов. Это был 2005 год. Ситуация на Камчатке тогда была относительно демократичной. Экспозиция благополучно перекочевала в подвальное помещение дома прессы. Там выставка прошла с огромным успехом. И это неудивительно - ведь губернатор обеспечил великолепную рекламу…
Кстати, сегодня я понимаю, что коммунист Машковцев, оказывается, был очень свободолюбивым политиком по сравнению со своими последователями.
- Женщин-политиков твои рисунки, наверное, расстраивают сильнее, чем мужчин?
- Я уже и так стараюсь делать их максимально хорошенькими. Но они все равно злятся. Вице-губернатор Третьякова, как мне сказали, грозилась прекратить финансирование газеты, поместившей шарж на нее. Так что я понимаю редакторов, которые не публикуют мои рисунки. Их же могут и рублем наказать. Зарплату журналистам нечем будет платить. Практически у всех газет сейчас есть крючки, за которые власти могут их зацепить… А вот какой крючок у директора краевой библиотеки, мне сложно понять. Предоставив помещение под мою выставку, она выдвинула условие - никакой политики и никаких шаржей на камчатских руководителей. Наверное, крючки у некоторых людей находятся в головах.
- Непросто живется художнику на Камчатке?
- В других российских регионах я не жил, поэтому сравнить не могу. Но здесь, по крайней мере, лучше, чем в Белоруссии, где мне довелось поработать. Там, правда, интереснее. Все четко, как на войне: с одной стороны диктатор, с другой - независимая пресса.
- В Белоруссии есть независимая пресса?
- Есть. Но выходит она недолго. Как правило, один номер.
- Как ты относишься к обласканным властью суперзвездам советской карикатуры - Борису Ефимову, Кукрыниксам?
- В мировом масштабе они, конечно, совсем не звезды. Уровень шаржа и карикатуры в советской России был крайне низок. Настоящие мастера после революции убежали из страны. Кукрыниксы -талантливые художники, но и они сильно проигрывали иностранным коллегам.
Что касается Бориса Ефимова, то он еще при царе печатал свои картинки в гламурных журналах. А в дальнейшем каким-то уникальным образом умудрялся подстраиваться под любую власть. Его творчество идеально отражало каждый зигзаг генеральной линии партии. А в перестройку он успел еще и поклеймить партаппаратчиков. Мне завидно, конечно, что Ефимов прожил 108 лет. Но как он их прожил? Всегда был флюгером. По мне это крайняя точка в диапазоне творческих биографий художников. Другая крайность - латиноамериканские карикатуристы, которые успевали нарисовать один шарж на диктатора, получали пулю в лоб и оставались в истории. Они мне, безусловно, ближе, чем Борис Ефимов. Но и до этого края доходить бы не хотелось.
- Правда, что шарж - это самая сложная форма портрета?
- Только в том случае, если он сделан качественно. Когда рисуешь шарж, надо всегда представлять настоящий образ человека и на его основе создавать новый образ - гротескно-преувеличенный. Сделать это не так уж просто.
- Заказчики шаржей высказывают какие-нибудь необычные пожелания?
- Подарочные шаржи люди, обычно, заказывают для своих близких. И, естественно, хотят, чтобы они выглядели красиво. Часто приходится просто рисовать портрет человека, но с маленьким тельцем. Еще лучше, если этот человечек делает что-нибудь смешное…
К слову, иностранцы, напротив, недовольны, когда их недостаточно шаржируют. Западные художники до умопомрачения искажают черты лица. Если, например, рисуют футболиста Рональдиньо, который имеет лошадиную челюсть, то на шарже она просто волочится по земле. Если рисуют Обаму, то он похож на чебурашку.
- Ты когда-нибудь рисовал шарж, чтобы кому-то отомстить?
- Нет. Да так, наверное, и не получилось бы. Эмоции все-таки нужны высокие.
- То есть когда ты изобразил лицо функционера «Единой России» в форме задницы, тебя высокие эмоции вдохновляли?
- Я полагаю, что зритель разглядел второй смысл этого рисунка. Задница - это метафора общественной и политической деятельности чиновника-единоросса.
- Спасибо за беседу, Денис. Можешь на прощанье рассказать анекдот, который тебе кажется смешным?
- Лучше я расскажу не анекдот, а эпизод из истории. Отец Александра Македонского Филипп шел со своей армией через Балканы кого-то завоевывать. Надо было остановиться на ночлег, и Филипп предложил для стоянки очень красивое и живописное место. Но помощник сказал, что останавливаться в этом месте нельзя, так как вокруг нет травы, следовательно, ослам из обоза будет нечего есть. «Вот наша жизнь: живём так, чтобы ослам было по вкусу», - ответил Филипп.
Беседовал Владимир Хитров