Пять дней назад в техаском городке Вест (США) прогремел взрыв на заводе по производству минеральных удобрений. По данным ABC, пострадавших не менее 200, около 40 из них находятся в критическом состоянии. По большей части люди получили травмы конечностей от осколков стекла и обломков строений после взрыва. Количество погибших составило двенадцать человек.
Взрыв, произошедший в 19:50 по местному времени, повредил и уничтожил от 75 до 100 домов. Жителей ряда районов эвакуировали из-за утечки аммиака и опасности второго взрыва, сообщало CNN. Также была вероятность взрыва еще одного бака с удобрениями на пострадавшем заводе. Большие опасения вызывал безводный аммиак, едкий удушающий газ. Соединяясь с водой, содержащейся в человеческом теле, этот газ может вызвать серьезные ожоги. А при высокой концентрации возможен и смертельный исход.
Председатель научно-экспертного совета при правительстве Москвы по безопасности и защите населения Адольф Мишуев прокомментировал ситуацию в Техасе так: «Думаю, что в Техасе могла сыграть роль именно человеческая халатность. В результате технологических процессов на заводах минеральных удобрений скапливается горючий газ аммиак. Каждый килограмм его соответствует 10 кг тротила. В данном же случае он мог взорваться после смешивания с воздухом. Взорвалось, как минимум 3-4 тонны аммиака, - это мощность атомной бомбы. Правда в отличие от ядерного взрыва, этот происходил по боле мягкому сценарию - не в результате детонации, а в результате дефлаграции, в результате постепенного смешивания паров аммиака с воздухом».
А возможна ли такая ситуация в России? Вероятно, да.
В качестве примера, давайте взглянем на «Тольяттиазот» - крупнейшее предприятие страны по производству того самого аммиака, который и рванул в Техасе. Более двух с половиной миллионов тонн этого опаснейшего вещества в год. Картинка, складывающаяся на предприятии, принадлежащем ОАО «Тольяттиазот», сейчас выглядит весьма удручающее. И при этом, судя по информации из открытых источников, напоминает склад со взрывчаткой, к которому подведен медленно тлеющий бикфордов шнур.
Дело в том, что постройка завода по выпуску минеральных удобрений (аммиака и карбамида) возле Тольятти началась еще в 1974 году с финансовым участием американского миллиардера Арманда Хаммера (1898-1990) по договору с американской фирмой «Оксидентал Петролеум». Завод строился с строго по американским технологиям, отчасти идентичным тем, которые имелись на том самом взорвавшемся заводе минеральных удобрений в техасском Весте. Остальные российские предприятия такого типа, в большинстве своем, используют более совершенные японские и российские технологии. Однако, «Тольяттиазот» по некоторым направлениям остается верен американским методам работы.
Ну, да ладно бы с американскими технологиями. Беда еще и в том, что на предприятии «Тольяттиазот», по данным коллег, не работает или демонтирована большая часть приборов контроля, сигнализации и противоаварийной защиты, технологические трубопроводы, по которым идет взрывоопасный природный газ и ядовитый аммиак, давно выработали срок безопасной эксплуатации, горючие и токсичные вещества выбрасываются в атмосферу, а иногда и прямо в цеха.
В распоряжении журналистов оказались два акта проверок ОАО «Тольяттивазот», проведенных Ростехнадзором в 2011-2012 годах. Из этих документов следует, что на опасном химическом производстве сложилась критическая ситуация с безопасностью и количество грубых нарушений, исчисляется сотнями.
Для тех, кто желает более подробно ознакомиться с перечнем нарушений техники безопасности на «Тольяттиазот», которые могут повлечь катастрофу поболее, чем техасский взрыв, здесь имеется выписка из технической документации.
Многие из нарушений, зафиксированных в актах, грозят не просто аварией или остановкой производства, но могут обернуться чудовищной техногенной катастрофой федерального масштаба. Вызывает недоумение, почему региональные власти и контрольно-надзорные органы до сих пор позволяют предприятию работать, не соблюдая даже элементарных норм техники безопасности, и тем самым ставить под удар жизнь и здоровье тысяч жителей Самарской области.
И недавно выяснился еще один не менее взрывоопасный факт. Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) направило в адрес мирового судьи судебного участка №107 по Самарской области заявление с просьбой о дисквалификации генерального директора ОАО «Тольяттиазот»Евгения Королева за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (в соответствии с ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ).Эти нарушения были выявлены Ростехнадзором в ходе проверкиОАО «Тольяттиазот», проведенной в феврале 2013 года.
Впрочем, взять показания у Евгения Королева суд так и не смог: ни на одном судебном заседании, которые были назначены на апрель 2013 года, он так и не появился. И, я думаю, не появится и впредь, так как благополучно проживает в городе Лондоне. А в России Королев объявлен в розыск, являясь подозреваемым по факту мошенничества в особо крупном размере. Но это уже отдельная история.
Владельцы «Тольяттиазота», вероятно, понимают опасную ситуацию, сложившуюся с заводом, производящим аммиак, и, наверное, поэтому предпочитают постоянно проживать за границей и оттуда руководить предприятием, а заодно и судиться с миноритариями. Так оно безопасней будет. И если рванет, то не достанет. Да, и от следователей далеко. Не страшно.
Вот такая грустная история. И пока дирекция ОАО «Тольяттиазот» и его владельцы решают вопросы собственной безопасности и разбираются в судах с акционерами, предприятие, производящее взрывоопасные химикаты, напоминает бомбу замедленного действия. Причем, бомбу, расположенную в центре России. И если рванет, то взрыв аммиака в американском Весте покажется детскими играми.