Недавно получила дальнейшее развитие уже слегка подзабытая история обо одной отечественной семье олигархов и их зарубежных партнерах, которым удалось вывести из России в Швейцарию более полумиллиарда долларов. История началась давно и в ней фигурировали и самый большой в мире Аммиакозавод, и не менее большой аммиакопровод, протянувшийся из Самары через земли горящих ЛНР и ДНР и заканчивающийся в Одессе, на вотчине печально известного олигарха Коломойского.
Речь идет о беглых российских олигархах - отце и сыне Владимире и Сергее Махлаях, отмывших при помощи своего швейцарского подельника Андреаса Циви (фирма «Амеропа АГ») более полумиллиарда долларов США. Сейчас главные фигуранты этой истории находятся в федеральном и международном розыске по представлению СК в связи с совершением тяжких преступлений. Кстати, Махлай-младший уже много лет является гражданином США и благополучно «дистанционно» управляет крупнейшим предприятием стратегического значения. Его отец давно обосновался в Лондоне, а Андреас Циви проживает в Швейцарии.
Недавно в одном из российских СМИ было опубликовано интервью швейцарского бизнесмена, в котором он весьма нелестно отозвался о российских правоохранительных органах, судах и контрольно-надзорных ведомствах. Основной смысл материала сводится к следующему: «я не эксперт в области права, но я слышал о том, что российские власти уделяют серьезное внимание борьбе с коррупцией и предпринимают меры для повышения эффективности судебной системы. Надеюсь, это как-то повлияет на нашу ситуацию, и нам не придется говорить о нарушении российского и международного права… Отдельно взятый, наш случай (автор имеет ввиду ситуацию с ТоАЗом), возможно, не будет иметь особого значения, но вкупе с другими подобными инцидентами он, безусловно, будет служить отнюдь не лучшей рекламой. Насколько мне известно, иностранные инвестиции в Россию уже существенно сократились». Уважаемый швейцарский бизнесмен продолжает: «Будучи миноритарным акционером, мы никогда не участвовали в процессе управления «Тольяттиазотом».
С основными владельцами ТоАЗа, Махлаями, вел бизнес еще покойный отец коммерсанта - Феликс Циви, а сыновья Владимира Махлая, Андрей и Сергей, в свое время входили в совет директоров Ameropa. Более того, являясь единственным трейдером завода, Ameropa уже много лет обладает эксклюзивным правом выстраивания всей сбытовой и маркетинговой политики ТоАЗа, о чем сам Циви неоднократно упоминал.
В ответ на якобы «необоснованные» обвинения подозреваемый в хищении $1,5 млрд швейцарец грозит снижением инвестиций в РФ. При этом, согласно Циви, проблемы в России никак не повлияли на его бизнес в других странах. Может сложиться впечатление, что за пределами нашей страны дела бизнесмена идут исключительно гладко. И только российские власти и судебные органы мешают ему «эффективно работать» на рынке.
Не стоит забывать, что господин Циви и принадлежащая ему Ameropa AG замешаны не только в скандале с семьей Махлаев. Норвежская публичная компания Yara признала факт дачи взяток в ряде стран. Утверждалось, что в 2007 году по обращению Yara один из платежей якобы был проведен при участии Ameropa AG, причем якобы без ведома менеджмента компании. Об этих любопытных фактах биографии швейцарский бизнесмен говорить не очень любит.
Как выясняется, неудобные вопросы к швейцарцу есть и у правоохранительных органов других стран. Так в начале текущего года норвежские СМИ сообщили, что Андреас Циви был вызван в Осло для дачи показаний по делу о взятке чиновникам режима Каддафи. Nitrochem в марте 2007 г. от имени норвежской химической компании Yara перевела $1,5 млн на швейцарский счет, который на тот момент принадлежал сыну министра нефти Шукри Ганема, впоследствии исчезнувшего и найденного мертвым в Дунае. В интервью Циви заявляет, что руководство Ameropa и лично он знать не знали, что через их компанию проводят деньги на взятки ливийским чиновникам. Yara в итоге признала нарушения и согласилась выплатить приличный штраф для урегулирования претензий в Норвегии.
В феврале журнал «Эксперт» опубликовал статью под названием «Конец аммиачной войне». В ней, в частности, упоминаются швейцарские банки Unicredit и Credit Suisse, которые любезно предоставили компании Ameropa AG кредит. Той самой Ameropa AG, которую возглавляет находящийся в розыске Андреас Циви. Еще в августе 2014 года Ameropa привлекла синдицированный кредит сроком на пять лет на общую сумму 200 млн швейцарских франков. Привлеченные средства предполагалось потратить на рефинансирование других кредитов в объеме 260 млн евро, взятых в 2011 году на покупку румынского производителя удобрений Azomures, под залог этого актива. Румынский завод, выпускающий азотные удобрения и меламин, имеет ключевое значение в стратегии Циви. Сырьем для него является метанол. То есть тот самый продукт, все производство которого было выведено с «Тольяттиазота» в подконтрольную швейцарцам фирму «Томет». Благодаря покупке румынского завода, Ameropa вместе с «Тометом» намеревалась выстроить единую технологическую цепочку. Швейцарцы даже пообещали властям Румынии реализовать масштабную программу модернизации Azomures стоимостью под 100 млн евро. Однако активы Ameropa в России, включая «Томет», акции «Тольяттиазота», а также денежные средства, арестованы. Теперь на этих планах можно смело поставить крест.
Возможно именно по этой причине Циви, никогда не баловавший вниманием прессу и известный как одна из самых закрытых фигур в международном бизнесе, начал вдруг выходить к журналистам и выступать с громкими и подчас эмоциональными антироссийскими заявлениями. Хотя, казалось бы, что такого: проблемы с небольшой по меркам Ameropa инвестицией в российский актив, не затронувшие международный бизнес. Реакция швейцарца говорит о другом: на афере с продукцией и имуществам ТоАЗа строилась внушительных размеров международная схема, которая также могла оказаться гигантской авантюрой международных масштабов.
Однако некоторые крупные международные финансовые институты продолжают кредитовать деятельность швейцарского бизнесмена, разыскиваемого в России за многомиллиардные махинации.
Возникает закономерный вопрос - могут ли представители уважаемых банковских структур быть не в курсе выдвинутых обвинений? Сомнительно. В любом случае не лишним будет напомнить финансистам о «подвигах» их клиента. Разъяснения уже отправлены в кредитные организации. Ниже приведу выдержки из писем в адрес банков:
«Учитывает ли Банк риски невозврата кредита? Известно ли Банку, что Андреас Циви заочно арестован российскими правоохранительными органами, и может быть экстрадирован в Россию? Знают ли представители финансовых структур о том, что на ООО «Томет», выпускающее метанол, который может быть использован в производстве меламина на румынском Azomures, наложен арест? Уведомлял ли А. Циви банки перед получением кредита, что против аффилированных с ним и Амеропой АГ лиц (т.е. ОАО «Тольяттиазот и его руководства) в России с 2012 года заведено уголовное дело, а имущество ООО «Томет» арестовано? Намерен ли банк потребовать досрочного погашения кредита? Дополнительного обеспечения кредита?»
English Version:
«
kap@unicreditgroup.ch mediarelations@unicredit.eumedia.relations@credit-suisse.commichael.strobaek@credit-suisse.comnora.wassermann@credit-suisse.com «Does the bank take into account the risk of сredit default? Does the bank take into account the fact that the Russian law enforcement has arrested Andreas Zivy in absentia, and he may be extradited to Russia for arrest; another consideration to be taken into account is that Tomet Ltd who is producing methanol to be used for melamine production at Romania's Azomures, is under arrest.
Did Zivy inform lending banks before getting a loan that a criminal case was initiated as early as in 2012 against persons affiliated with him and Ameropa (i.e. Togliattiazot and its management), and the Tomet Ltd assets are under arrest?»
Does the bank intend to insist on prior repayment? Or insist on loan enhancement?»
Как вы думаете, уважаемые экономисты? Помогут ли такие, кстати, официально направленные адресатам, письма, спасти еще сотни вкладчиков от резвых ручек швейцарско-российской банды, разыскиваемой в России за подобные преступления? Или уже нет?