В колонии «Белый лебедь» умер 68-летний экс-депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Шутов (Папа), осужденный на пожизненное заключение.
Бывший помощник Анатолия Собчака отбывал срок за организацию банды, совершавшей убийства.
Депутат обвинялся в том, что создал своеобразное коммерческое предприятие, которое специализировалось на... убийствах, рассказывал еще в 2001 году
Максим Корольков. Это было одно из самых громких уголовных дел начала 2000-х.
Юрий Шутов занимал три должности. Одну официально и законно - депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Вторую - официально, но незаконно - председатель Комиссии Госдумы РФ. Третью - неофициально и незаконно - должность «папы».
Для тех, кто не в курсе: «папа» на блатном языке означает «начальник», «руководитель», «старший».
Из досье 2001 года:
Шутов Юрий Титович родился в 1946 году. В 1968-м окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Работал начальником участка в «Главленинградстрое», директором ряда предприятий, заместителем начальника ЦСУ Ленинграда и области. Был советником председателя Ленсовета А.Собчака. Опубликовал книгу о своем бывшем патроне «Собчачье сердце».
С 1996 года - председатель Санкт-Петербургской и областной постоянно действующей Комиссии Госдумы РФ по анализу итогов приватизации и ответственности должностных лиц за их негативные результаты. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Женат.
Юрий Шутов впервые был арестован в 1981 году. Осужден к лишению свободы и пять лет провел в заключении. В 1992 году снова арестован, но судом был признан невиновным. В третий раз арестован в феврале 1999 года. На счету организованной им банды - ряд тяжких преступлений, из них - восемь убийств и подготовка пяти покушений на убийства. Банду отличала жесткая иерархия, суровая дисциплина и беспрекословное подчинение лидеру. Выйти из банды, по выражению самих ее участников, можно было только на кладбище.
Дымовая завеса
«Папой» Шутова называли товарищи
по работе - члены группировки, которую следствие квалифицировало как банду, созданную для проникновения во власть и насилия над людьми.
«Папу» боялись так, что даже любили, говорили его знакомые. Двоих «коллег», в чувствах которых Шутов усомнился, пришлось убить. Одного вывезли в лес и демонстративно, в назидание другим, зарубили топором. Другой просто бесследно исчез.
У части российских избирателей (не без усилий самого героя) о Шутове сложилось устойчивое представление как о борце за права обездоленных. Политик и публицист, он крыл в местных газетах «приватизаторов», требуя привлечь их к ответу.
Поэтому, когда защитника народной собственности арестовали, сторонники Шутова легко поверили его заявлению: сводят счеты за критику. На самом же деле, как оказалось, его «борьба» была своеобразной дымовой завесой.
Как рассказал один из потерпевших (он хорошо знаком с материалами уголовного дела), возглавляемую им Комиссию по приватизации Шутов превратил в орудие, с помощью которого перераспределял собственность в интересах заказчиков и в своих собственных интересах.
Делал он это просто. Отпечатанные на бланках Госдумы письма с требованиями предоставить информацию о коммерческой деятельности он направлял руководителям предприятий. Разумеется, прежде всего его интересовали конфиденциальные сведения: экономические перспективы, финансовое состояние, коммерческие проекты, держатели акций. Потом с помощью полученных документов шантажировал руководителей: или передаете пакет акций тому, на кого вам укажут, или Комиссия приступит к пересмотру итогов приватизации. Некоторые владельцы сдавались.
Чисто «Источник»
Вот, например, как Шутов отнимал у его владельцев ОАО «Научно-исследовательский институт «Источник», имевшее дело с цветными металлами. Он внедрил в руководство фирмы двух своих людей. Совет директоров возглавил один из руководителей банды - Денисов. Втроем они умело разваливали работу предприятия: создавали нервозную обстановку в коллективе, вмешивались в дела, которые не входили в круг их обязанностей, саботировали распоряжения генерального директора.
Председатель совета директоров «Источника» Николай Болотовский, как мог, сопротивлялся бандитам, даже пытался убрать их с завода. Но все закончилось трагически - его убили. В результате контрольный пакет акций рассыпался и люди Шутова получили возможность проводить на «Источнике» любые решения, выгодные им. Это тем более было несложно делать, что место убитого Болотовского занял Денисов.
Семейный подряд
Спустя четыре месяца после убийства Болотовского банда взорвала председателя совета директоров ЗАО «Банк Менатеп СПб» и ОАО «Финансовая группа «РоссКо» Дмитрия Филиппова.
Как утверждает потерпевший, в материалах дела он встретил фамилию человека, который обвиняется в заказе этого убийства. Это бывший генеральный директор Тобольского нефтехимического комбината Владимир Юдин. Он пожелал вернуть себе акции комбината. Заказ «разместил» в Комиссии Шутова. Стоимость услуг оценили так: половину возвращенных акций Юдин отдает главе «фирмы». 41 тыс. долларов передали председателю Комиссии на накладные расходы. (Если верить свидетельским показаниям, эти деньги Шутов израсходовал в борьбе за депутатское кресло в городском законодательном собрании.)
Несмотря на огромные усилия, которые предпринимал Шутов, вернуть клиенту акции легитимным путем не удалось. И тогда к делу подключили бойцов банды. После месяца слежки за Филипповым его взорвали в подъезде дома, в котором тот жил.
Любопытно, что сам Шутов на время операции покинул город и отправился на Черное море обеспечивать себе алиби.
Как утверждает потерпевший, следствие установило в Москве помещение и номер факсимильного аппарата, с которого Юдин передал в офис Шутову конфиденциальные документы, касающиеся компании «РоссКо». Кроме того, арестованные участники банды опознали Юдина: он был в офисе Шутова незадолго до убийства Филиппова. Есть в деле и показания тех, кто передал деньги, - 41 тысячу долларов
Одних куплю, других убью
По утверждению моего собеседника, в материалах уголовного дела есть распечатки прослушанных с разрешения суда переговоров членов банды, из которых очевидна их причастность к целому ряду убийств.
И еще одна существенная деталь. Шутов приложил немало усилий, чтобы стать председателем городского Законодательного собрания. Он обрабатывал влиятельных политиков и даже, по свидетельству одного из них, заявил: «Я буду действовать по ташкентскому варианту - одних куплю, других убью».
Шансы на избрание спикером при поддержке губернатора Яковлева у Шутова были чрезвычайно высоки. Вполне возможно, что, если бы правоохранительные органы опоздали с арестом депутата на несколько суток, прокуратуре вряд ли удалось бы получить согласие собрания на то, чтобы отдать Шутова под суд.
Справка:
21 ноября 2014 года Верховный суд РФ оставил в силе приговор, вынесенный 17 февраля 2006 года коллегией судей Городского суда Петербурга, согласно которому Юрий Шутов признан виновным в организации и руководстве бандой, организации шести убийств, двух покушений на убийства, одного похищения человека, одного разбойного нападения, а также в мошенничествах с использованием служебного положения.
Как сообщили в пресс-службе ГУ ФСИН по Пермскому краю, смерть заключенного Шутова была вызвана естественными причинами, ничего криминального в ней не было. В настоящее время Следственный комитет проводит проверку по факту происшедшего.
PS. Смерть «Папы», скорее всего, действительно вызвана естественными причинами, так как само многолетнее нахождение в «блоке ПЖ» (камеры для лиц, пожизненно лишенных свободы) отличающегося суровыми условиями «Белого Лебедя» является фактором особо тяжелого морального давления на «смертника». И любые болезни там активно прогрессируют в связи с пониманием того, что «это навсегда» и никаких перемен к лучшему уже не будет.
И все версии о якобы мести за убийства, совершенные Шутовым, осуществленной с помощью уголовников, или уничтожение много знавшего свидетеля руками сотрудников «Белого Лебедя» не выдерживают никакой критики. Это невозможно в принципе - осужденные на пожизненное лишение свободы не имеют доступа к другим заключенным и находятся в одно- или двух местных камерах, где ведется круглосуточное наблюдение. Любые передвижения по территории также проходят под внешним наблюдением и в сопровождении нескольких сотрудников и тщательно фиксируются.
А желающие отомстить пожизненно осужденному отлично понимают, что нахождение «до конца жизни» в соликамском «Белом Лебеде» само по себе гораздо страшней, чем смерть в любом её проявлении.