Накануне миллиардеру Владимиру Евтушенкову предъявлены обвинения в хищении и легализации акций компании «Башнефть» и в отмывании денежных средств. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн рублей. Бизнесмен был помещен под домашний арест до 16 ноября по месту прописки в Московской области. На него надет электронный браслет.
Сама
история участия АФК «Система» в приобретении «Башнефти» в стиле «лихих девяностых» проста и непритязательна. Она уходит корнями в конец 1990-х годов. Именно тогда Урал Рахимов (сын бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова) начал приватизацию башкирского ТЭК и завершил ее к августу 2003 года. Еще тогда Счетная палата выявила, что эта приватизация является «беспрецедентным случаем похищения активов из госсобственности». Басманный суд Москвы арестовал акции Башнефти в качестве обеспечительной меры по делу о нарушении при приватизации.
По данным следствия, Рахимов с рядом лиц, используя положение своего отца - президента Республики Башкортостан, и при поддержке, предположительно, бизнесмена армянского происхождения Левона Айрапетяна похитил контрольные пакеты акций ряда АО на 130 млрд рублей, а потом продал эти акции АФК «Система» и другим юрлицам всего за 2,5 млрд долларов. АФК «Система» через два года после завершения приватизации (в 2005 году) выкупила у компании Рахимова предприятия башкирского ТЭК за 600 млн долларов (сделки окончательно завершены в 2009 году).
В рамках расследования уголовного дела в отношении экс-главы Башнефти Урала Рахимова министерство земельных и имущественных отношений республики уже предъявило гражданский иск о компенсации 209 млрд рублей. Следствие подозревает, что с помощью сделки по покупке приватизированных предприятий башкирского ТЭК Евтушенков похитил и легализовал денежные средства, полученные преступным путем.
А теперь вернемся к большим деньгам, которые сразу же после домашнего ареста Евтушенкова замаячили перед определенной группой людей.
После того, как главный «узник совести» Михаил Ходорковский был амнистирован, выпущен на волю и благополучно убыл в Швейцарию, для целой плеяды «правозащитников», оппозиционных деятелей и «борцов с кровавым режимом» закончилось золотое десятилетие. Иссяк мощный поток долларов, евро и даже рублей, получаемых этой публикой, как в виде официальных (и не очень) грантов, так и в виде пухлых конвертов, за постоянные и массовые «выступления» в поддержку невинно осужденного Ходорковского, за митинги, шествия, пикеты, создание фондов, групп, обществ «в защиту ЮКОСа», «за свободу Ходорковского» и так далее. Помните, какие деньги вливались даже в публичные празднования каждого дня рождения плененного олигарха? А потом эта вакханалия счастья одномоментно закончилась.
И вот вчера привалило. Закрыли миллиардера Владимира Евтушенкова, чье состояние (девять миллиардов долларов) вполне сравнимо с допосадочными деньгами Ходорковского. Причем, закрыли не на какое-нибудь изнасилование или наркоторговлю, а по похожим и даже тем же самым статьям. Это же бинго! Ведь, разматывая систему хищения акций «Башнефти» и отмывания денег через Евтушенкова, следствие, скорее всего, наткнется на целый букет других и, возможно, более тяжких преступлений. Ну, как обычно бывает с олигархами, а там, глядишь и СИЗО проклюнется. И поэтому сегодня рвануло. Как говорится, с учетом будущих и вполне вероятных дивидендов.
Борис
Немцов: «Арест Евтушенкова -основателя крупнейшего мобильного оператора МТС( состояние 9 млрд долларов)- классический пример кремлевско-бандитского рейдерства, процветающего 14лет… Подельник Путина Сечин отбирает у него Башнефть».
Альфред
Кох: «Задача Путина - отделить государство от народа, и он немало преуспел в этом: государство давно живет на различные виды земельной ренты, например НДПИ. Если же и источник ренты принадлежит государству, тогда круг замыкается, и Путин неуязвим. Именно поэтому происходит национализация ТЭК. Раньше было два способа: либо выкупали у лояльных («Сибнефть», ТНК-ВР), либо отбирали у нелояльных (ЮКОС). Теперь, в связи с отсутствием денег, остался только второй. Этим и объясняется арест Евтушенкова».
Евгений
Чичваркин: Евтушенкова точно "охлаждают". На мой взгляд, это делает Сечин, который собирает всю "нефтянку" в государственные руки.
Анатолий
Чубайс: «Ознакомился с текстом обвинения, и я его не понимаю. Не понимаю, как можно всерьез говорить об отмывании денег Евтушенковым, не понимаю, как можно его привязывать к сделкам по приватизации "Башнефти", к которым он вообще не имел никакого отношения. Комментировать обвинение сложно, поскольку оно не понятно. Что я в состоянии понять - что сами эти действия наносят серьезнейший удар по бизнес-климату России».
Михаил
Зыгарь (телеканал «Дождь»): «Вот у нас еще и «второй ЮКОС» неожиданно к нам подкрался. Фактически, когда одна из основных нефтяных компаний страны, если верить Владимиру Евтушенкову, если верить ее владельцу, рейдерски отжимается, и в этом очевиден интерес нынешнего главы компании «Роснефти» Игоря Сечина, тут максимально до смешного все похоже на дело ЮКОСа. Если учесть, что решение об аресте акций «Башнефти», принадлежащих АФК «Системе», принимал Басманный суд, то тут становится все карикатурно похоже».
Александр
Шохин: «Безусловно, что это все очень похоже на "ЮКОС номер два", потому что речь идет о том, что обвинение предъявляется руководителю компании, которая заплатила 2,5 млрд долларов за актив и теперь обвиняется в хищении соответствующих акций и в отмывании денег».
Ильнур
Салимьянов (адвокат Урала Рахимова): «Если принято решение об аресте такого человека, вопрос решался на высшем политическом уровне. Это знак репрессий в отношении бизнеса вообще и, по сути, это второй Ходорковский».
«Эхо
Москвы»: «Новость о Евтушенко заставляет многих западных наблюдателей проводить параллели между ним и Михаилом Ходорковским, чье дело однозначно воспринималось как политически мотивированное. Сам Ходорковский, как пишут зарубежные СМИ, не раз обвинял Игоря Сeчина в разорении его компании ЮКОС, чьи активы в конечном счете оказались у Роснефти».
Геннадий
Гудков: «В России крепнет инвест-климакс. Пошёл «крупняк»:(Евтушенков, Г.Фетисов,хозяева туркомпаний и др.) Инвестируйте в РФ!».
И это лишь маленькая часть «выступивших».
Я не знаю, похоже ли «дело Евтушенкова» на «дело Ходорковского». Я не знаю, стоял ли кто-то большой и влиятельный за обвинением и посадкой под домашний арест главы АФК «Системы». Просто не знаю, как впрочем и все те, кто поспешил сегодня высказаться и будут высказываться и завтра, и послезавтра, и через месяц. Но я совершенно отчетливо вижу во всей этой вышеприведенной истерике одну цель - максимально внедрить в массовое сознание, как в России, так и за рубежом, образ Евтушенкова, как «Нового Ходорковского», убедить всех в том, что кто-то (Сечин - не Сечин, не важно) из близких к власти дал команду на посадку «невинного олигарха» с целью отжать компанию. И, разумеется, как результат этих действий - нетерпимое желание поскорей открыть краники больших денег «в защиту», «в поддержку», «за свободу» и так далее.
И напоследок мне бы очень хотелось напомнить нынешним будущим «борцам за свободу Евтушенкова» историю его восхождения. И да простят меня читатели за столь большое цитирование, это расследование удалено с сайта газеты и осталось лишь в кэше и в перепечатанном виде в других изданиях.
Вот, что писала о феномене Евтушенкова столь уважаемая в либеральных кругах «Новая газета» еще в октябре 1998 года, проведя собственное
расследование первых пяти лет работы АФК «Системы»:
«АФК "Система" - одна из самых больших империй России. Про нее редко говорят, на нее иногда глухо намекают. Если "Мост", допустим, или ОНЭКСИМ на слуху - про "Систему" обывателю мало что известно. Нормальные граждане и предположить не могут, что корпорации принадлежат акции "Интуриста" и "Детского мира", 25 процентов Московской городской телефонной сети. "Система" - учредитель крупнейших компаний мобильной связи: Мобильные телесистемы, Московская сотовая. "Система" через свои фирмы является совладельцем 180 предприятий. От автозаправок (только в Москве 23 АЗС) и завода электроники в Зеленограде до Московского банка реконструкции и развития, который обслуживает ее предприятия.
Ни одна крупная структура уже не обходится без своих СМИ. Владимир Евтушенков возглавляет совет директоров ТВ Центра. "Система" учредила и ЗАО "Метрополис" ("Литгазета", газета "Метро"). А еще - пара радиостанций, страховая и пенсионная компании, охранное предприятие и адвокатская контора. Всего не перечислишь. Президент "Системы" Новицкий официально заявил, что "активы корпорации составили 2,8 млрд долларов, собственный капитал - 1,4 млрд долларов". Все это - за пять лет. Как, каким образом? За счет чего?
Владимир Петрович Евтушенков, председатель совета директоров "Системы", в одном из интервью замысловато отвечал на вопрос, кто он - чиновник или бизнесмен. "В чистом виде, - сказал Евтушенков, - ни то, ни другое". Вот тут надо разбираться. Фантастический успех корпорации, в которой работает уже более 30 тысяч человек, нуждается в объяснении.
С одной стороны, Владимир Евтушенков - советник мэра, член правительства столицы. Выполняет поручения правительства Москвы, участвует в его заседаниях, включается в официальные делегации. В справочнике мэрии указан его рабочий телефон: 290-58-96. С другой стороны, Владимир Петрович - соучредитель (как физическое лицо) десятков фирм.
О статусе госслужащего, запрещающего подобное совмещение, мы сейчас говорить не будем. Попробуем ответить на вопрос: как у выпускника МХТИ им. Менделеева, а затем экономфака МГУ (не чуждого, надо сказать, общественной работе в комсомоле) все это получилось?
Пятидесятилетний Владимир Евтушенков с 1987 года возглавлял различные структуры Мосгорисполкома: техническое управление, затем городской комитет по науке и технике. Вот эти госструктуры (абсолютно новаторский подход!) и были им фактически приватизированы. На базе трех управлений мэрии был создан Московский комитет по науке и технологиям. Даже название почти сохранилось. Государственная лексика: московский... комитет... Только впереди теперь значится "ЗАО" - закрытое акционерное общество. Председатель совета директоров (по-старому "руководитель") - В. П. Евтушенков.
Вместе с "приватизацией" подразделений мэрии частное лицо Евтушенков приватизировал и государственные функции. Это ноу-хау позволило переписать часть наиболее привлекательной собственности Москвы в собственность "Системы" и лично Владимира Петровича. Конечно, были "тендеры" и "конкурсы". Только без всяких серьезных, крупных вложений десятки предприятий "добровольно" передали "Системе" свои акции. Тот же "Интурист" возглавляет член совета директоров "Системы" Анатолий Ярочкин. МГТС отдала четверть пакета акций, как и зеленоградский завод электроники или, допустим, Эрси-банк, в состав совета которого вошел президент "Системы" Новицкий.
Лучшая московская недвижимость фактически передавалась "Системе" Москомимуществом на бесконкурсной основе. С чего вдруг? Откуда такое влияние? Вот несколько примеров (а их можно десятками приводить) удивительной удачливости "Системы". Страховая фирма "Лидер" (входящая в "Систему") получает пятьдесят миллионов долларов, застраховав так и не найденную библиотеку Ивана Грозного на миллиард долларов. Для технического оснащения ТВ Центра (напомним, что В. Евтушенков - предсовета директоров и ТВ Центра) пересматривается валютный бюджет столицы и дополнительно выделяются 30 миллионов долларов. Из них 3 млн - за счет сокращения бюджета здравоохранения. (Мы - "Новая газета" - ТВ Центр чтим и уважаем. Это не их проблема. Это проблема акционеров ТВ Центра. "Система" в лице МКНТ имеет в ТВ Центре 33 процента. Если, как говорилось выше, "Система" обладает миллиардами долларов активов и прибыли, почему бы новому партнеру не изыскать деньги в своем, а не городском бюджете?)
Так же легко, почти играючи решает "Система" большинство своих проблем. В корпорации, как нам стало известно, сейчас всерьез разрабатывается проект приватизации московского метро. По обычной, видимо, схеме. Часть акций передадут "не чиновнику и не бизнесмену" Евтушенкову, прибыль будет делиться, а инвестиции пойдут из бюджета?
Только раз у "Системы" нашла коса на камень. В битве за московские заправки столкнулись В. Гусинский ("Мост") и В. Евтушенков ("Система"). По планам "Системы" в Центральную топливную компанию Москвы должен был войти Московский производственный комбинат автообслуживания (МПКА). Комбинат был должен предприятиям "Моста", и Гусинский "просто так" отдавать МПКА не собирался. Даже расстрел на пороге дачи в Тверской области директора МПКА Монахова, не желавшего идти в ЦТК, не успокоил "высокие договаривающиеся стороны". Гусинский через суд дело выиграл. Можно только предполагать, какой информацией о "Системе" обладает хозяин "Моста". Скорее всего отсутствие "утечек" с его стороны объясняется отношением к мэру Ю. М. Лужкову. В московской финансовой элите сложилось устойчивое мнение: кто заденет Евтушенкова, тот заденет мэра. По мнению многих наших информаторов, Евтушенков достаточно деликатно и умно пользуется отношениями с Лужковым.
Евтушенков не опровергает слухи о том, что может быть руководителем предвыборной кампании Юрия Михайловича. Семью мэра достаточно уверенно втягивают в бизнес: президент "Системы" Новицкий и жена мэра - соучредители компании "Алмеко" (производство товаров из пластика). Нам известно негативное отношение Лужкова к любому "семейному бизнесу". "Система" наверняка подняла бы "Алмеко" и без участия фирмы Е. Н. Батуриной "Интеко". Но система мечтает породниться, сблизиться как можно теснее.
Вполне вероятно, что мы имеем дело с новой политической технологией: коммерческая структура уже не просто ищет себе политического покровителя, но сама двигает его на высший государственный пост. Нужно ли это Лужкову? Ему разве не хватает людей, готовых и без сомнительных денег отдать свои голоса?
(Дмитрий Муратов. Новая газета, 12.10.1998. - №40)».
Вот такая история получается. И, кстати, может быть, уже пора регистрировать домены «СвебодаЕвтушенкову.ру», «РукиПрочьотСистемы.ком» и создавать одноименные группы в ФБ, ЖЖ, твиттере? Похоже, что скоро цены вырастут.