21 октября в Волгограде смертницей в хиджабе был взорван рейсовый автобус. Жертвами теракта стали шесть человек, а также сама смертница. В результате взрыва пострадали 33 пассажира, в том числе ребенок. 28 человек госпитализированы. Многие из пострадавших находятся в тяжелом состоянии, восемь человек - в крайне тяжелом.
По официальному
сообщению Следственного комитета: «В настоящий момент в автобусе, в котором произошел взрыв, работают следователи и криминалисты Следственного комитета. По последним данным, в результате взрыва погибли шесть человек, не считая самой Наиды Асияловой. По предварительным данным, которые имеются в распоряжении следствия, именно Асиялова - уроженка Дагестана 1982 года рождения произвела самоподрыв неустановленного взрывного устройства. По информации, полученной следователями, эта женщина в хиджабе зашла в автобус на одной из остановок, и почти сразу после этого прогремел взрыв. Это подтверждает в том числе и выжившая после взрыва пассажирка».
Все политики и высокопоставленные чиновники разразились грозными словами и обещаниями «впредь сделать все, чтобы такого не повторилось», «принять самые жесткие меры к возможным террористам» , «не допустить», «проверять всех и каждого» и так далее и тому подобное. Конечно, хочется спросить, «А где вы раньше были?», но ответ заведомо известен, и он будет о том, что никто же не мог же знать заранее. Не мог, говорите? А почему в том же Израиле могут? Каким образом могут? Вот таким:
Во-первых, еще с 2004 года в Израиле
разработан проект по оснащению пассажирских автобусов специальным оборудованием, обеспечивающим защиту пассажиров от возможных терактов, который уже получил дальнейшее развитие. Базовая модель системы безопасности состоит из прочного турникета, приводимого в действие водителем и специального прибора для обнаружения взрывчатки в дверях автобуса. Помимо автобусов, специальный прибор, который уже получил название в Израиле как "электронный нос", собираются использовать в мобильных телефонах; как дополнительный прибор для охранников, несущих дежурство в местах скопления людей; а также в различных системах промышленного контроля и контроля безопасности. Действует "электронный нос" очень просто: он улавливает запах взрывчатки и ядовитых веществ и подает сигнал.
Во-вторых, Израильский Кнессет (парламент) еще в 2011 году
принял закон, позволяющий лишать гражданства Израиля лиц, признанных виновными в шпионаже, государственной измене или теракте. Документ также позволяет лишить вида на жительство любого проживающего в Израиле человека, которого признали виновным в пособничестве террористам. Полное лишение гражданства Израиля применяется только к лицам с двойным гражданством. Лица, не имеющие второго гражданства, будут получать такой же статус, как трудовые мигранты. Кроме того, лица, осужденные за терроризм, в соответствии с новым законом, будут лишаться прав на все государственные дотации, в том числе на детские пособия и выплаты по социальным программам.
А в третьих, помимо названных выше конкретных технических и законодательных мер, приведу принципиальную методику работы израильских спецслужб, позволившую сделать Израиль государством с самой минимальной, практически, нулевой, террористической опасностью:
Террористы в Израиле действовали всегда, с первого дня его провозглашения. Но до поры до времени борьба с террором не осознавалась как особый вид борьбы, требующий своих специфических методов, а велась теми же средствами, что и против обычного преступного мира. Только со временем стало понято, что террор выделяется в особый вид преступлений и что он требует
особых способов борьбы.
Кровавая Олимпиада
В сентябре 1972 года в Западной Германии, в Мюнхене, проходят очередные Олимпийские игры. Участвуют в них и израильские спортсмены. Ночью в Олимпийскую деревню, где отдыхают спортсмены, пробираются арабские террористы из организации "Чёрный сентябрь". Они захватывают 11 израильских атлетов и предъявляют целый ряд политических требований. Западногерманская полиция предпринимает попытку освободить заложников. Попытка крайне неудачна: все израильские спортсмены погибают, есть потери и среди полицейских. "Боинг-727", который был предоставлен террористам по их требованию, в ходе попытки освобождения спортсменов взорван.
А через некоторое время все те, кто сделал мюнхенскую олимпиаду кровавой, были убиты в разных странах. Тогда же было принято решение, которое неукоснительно соблюдается в Израиле до сих пор: террористам - никаких уступок. Только - штурм, только - атака, только - уничтожение. Чтобы каждый террорист знал: захватил заложника - значит, пошёл на смерть и жить ему осталось немного.
Кроме того, в Израиле были созданы специальные части по борьбе с терроризмом, организованы армейская школа антитеррористической борьбы и школа снайперов, а в спецназ поступило новейшее вооружение. Также для ознакомления с международным опытом были приглашены инструкторы из спецназа Великобритании и военно-морской пехоты США. Все отряды спецназа разделили на три группы: штурмовые, обеспечивающие и вспомогательные.
Штурмовики:
Штурмовых отрядов - три. Их основная задача - уничтожение террористов и освобождение заложников. В каждом отряде по 28 человек. Они разбиты на два десятка: одна группа - основная штурмовая, другая - высотная штурмовая и 8 снайперов. Высотная штурмовая группа специализируется на проникновении в здание, где засели террористы, сверху - с вертолётов, с крыши, по стенам, через дымоходы, систему вентиляции и т. п. В их снаряжение входит альпинистское оборудование. Отряды специализированы: один проводит операции на территории Израиля; другой, при необходимости, - за рубежом; третий - на морском транспорте.
Обеспечивающие группы:
Таких групп - 9. Их цель - после прибытия на место проведения операции оценить местность, оцепить район, не допускать в него посторонних и подкрепления для террористов, препятствовать уходу террористов из окружения. Обеспечивающие группы могут вести штурм и самостоятельно, если время не терпит - когда, например, террористы начинают убивать заложников. Хотя группы и называются обеспечивающими, но штурмовать они тоже умеют.
Вспомогательные группы:
Таких групп - 6. Их цель - содействовать штурмовым и обеспечивающим группам, наладить их взаимодействие. Сюда входят подрывники и сапёры, которые разминируют подходы к террористам, а если надо, устанавливают заряды для вскрытия дверей или пролома в стене. У них - все средства связи и радиоэлектронного подавления. Они ведут перехват переговоров террористов, уничтожают их средства связи - антенны, провода и т. п. Здесь же - инструкторы с тренированными служебными собаками.
Безопасного места для террориста нет
Главное внимание в Израиле уделяется предупреждению террористических актов, особенно, захвата заложников, ибо редкий захват обходится без невинных жертв. Спецназ занят и тем, чтобы препятствовать финансовой поддержке, получаемой организаторами террора. Вступивший на тропу террора не должен чувствовать себя в безопасности, где бы он ни находился - в любой точке земного шара. Это один из принципов действия израильского спецназа. Террористы преследуются всюду, где бы они ни находились. Иногда в операциях за рубежом участвуют группы в десятки человек. Так, в апреле 1988 года спецназ Израиля уничтожил главу военного отдела ООП (Организации освобождения Палестины) Абу Джихада. Он жил на хорошо охраняемой вилле в столице Туниса. Но израильский спецназ нашёл его там и отправил на тот свет. В операции участвовало - ни много, ни мало - около 60 человек - за сотни километров от Израиля, на территории чужой страны.
А порой достаточно непродолжительного вылета одного вертолёта. В августе 1998 года близ ливанского города Тир израильский военный вертолёт выпустил ракету в машину, идущую по шоссе. Выстрел был точным, и от машины ничего не осталось. В ней ехал один из организаторов антиизраильского террора, лидер шиитского движения "Амаль" Хусама эль-Аман. Каким образом экипаж вертолёта узнал, когда поедет машина, по какому шоссе и кто в ней будет сидеть - про то спецназ не распространяется... Совсем недавно в южном Ливане взорвались около дороги два мощных заряда как раз в тот момент, когда рядом с ними проезжал руководитель военных операций проиранской шиитской организации "Хезболла" Али Дииб. Поблизости тут вообще ни одного израильтянина не было - но невдалеке кружил маленький беспилотный израильский вертолётик…
Свой среди чужих
В 1988 году в Израильском спецназе появились подразделения весьма специфического направления. Задачей их была тоже борьба с террористами, но - на территориях с преимущественно арабским населением. А население это, если не поголовно, то в массе своей Израилю враждебно, и потому у спецназа здесь - своя особенность. Особенность раскрывается в самом названии подразделения, на иврите - "Мистаравим", в буквальном переводе - "Становиться арабом".
Евреи - военнослужащие израильской армии - становятся арабами внешне. Они меняют привычки, одежду, манеру поведения. Когда на территориях с преимущественно арабским населением началось восстание арабов, интифада, то солдат израильской армии легко было обнаружить, и их операции не приносили желаемого успеха. Даже если солдаты действовали ночью - всё равно их всё выдавало: они были в обычной солдатской форме со своим обычным оружием.
И тогда тактика была изменена. Солдаты в подразделениях "Мистаравим" начали проходить длительный - порядка 15 месяцев - период подготовки. Они изучают арабский язык, историю арабов, культуру, религиозные обряды. Порой, особенно в ночное время, используется и театральный реквизит - грим, парики, накладные усы и бороды. Особое внимание - рукопашному бою: это позволяет избежать применения огнестрельного оружия в толпе, в многолюдных местах. Иногда используются даже контактные линзы - для изменения цвета глаз.
Солдаты разъезжают по арабским территориям на автомобилях, внешне ничем не отличающихся от используемых арабами: преимущественно старых моделей, кое-где помятых, облупленных, покрытых ржавчиной. На них местные номера и соответствующие документы. Они не вызывают подозрения даже у израильских дорожных патрулей. Но вот под капотом - о, под капотом у автомобилей совсем не то, что можно подумать по внешнему виду машины. Под капотом мощные форсированные двигатели с турбонаддувом. Стёкла автомобиля пуля не пробивает, амортизаторы, как у кроссовой машины, передний и задний бамперы усилены - можно идти на таран, не опасаясь особых повреждений своей машины. Ну, а тайники для провоза оружия и боеприпасов - это само собой.
Действия таких небольших мобильных "арабских" групп весьма эффективны. По данным израильской разведки, в 90-х году особую опасность представляли несколько сот активных боевиков, фанатичных участников террористических организаций. Через пять лет их осталось только несколько десятков. Большинство было убито при задержании, предпочитая смерть израильской тюрьме. Часть задумалась: как отличить врага от друга? Действия израильтян под личиной арабов внесли неуверенность в ряды террористов, возросла степень их недоверия друг к другу. Даже среди, казалось бы, дружески настроенного к террористам арабского населения покоя боевикам не было. Грань между сообщниками и неприятелем оказалась размыта, и чувство безопасности исчезло. Психологически это тоже не могло не сказаться на тайных действиях против Израиля, тем более, что командование израильской армией не скрывает существование подразделений "Становиться арабом".
PS: Сможет ли Россия взять лучшее из того опыта и принципов действия, которые эффективно и давно применяются в Израиле? Конечно, предвижу очередные возмущение якобы либералов, считающих, что нельзя нарушать права даже террористов и их потенциальных пособников. Знаю, что отечественные спецслужбы будут рассказывать о том, что Израиль - маленькая страна, а Россия - большая, и поэтому очень трудно применить израильский опыт. Заранее слышу даже разговоры антисемитов о неприятии любого израильского опыта, так как «они - евреи». Но, может быть, хватит придумывать всевозможные причины для того, что бы «не делать» ? Может быть, пора уже перенимать лучшее у тех, кто смог победить террористов?