В свежем номере газеты "МК-Кавказ" вышла моя статья о том, как выживали и, в конечном счёте, оставили без работы врача выcшей квалификации Ирину Атаманову. О том, как она не смирилась с этим и стала бороться за свои права.
***
В то время, как во всём мире аплодируют врачам, спасающим людей от пандемии коронавируса, когда мы особенно остро ощутили важность и необходимость обществу этой профессии, ценность каждого хорошего специалиста, в Кабардино-Балкарии без объяснения каких-то вразумительных причин уволили со своей должности главного врача Майской центральной районной больницы Ирину Атаманову. Опытный врач, пользовавшаяся уважением коллег и пациентов, осталась вообще без работы. Разве республике не нужны хорошие специалисты? Предыстория этого увольнения давняя, всё началось ещё несколько лет назад.
Досье «МК-Кавказ»
Ирина Григорьевна Атаманова - коренная нальчанка, закончила среднюю школу № 4 в Нальчике с золотой медалью. Закончила затем медицинский факультет КБГУ. В медицинской сфере республики проработала 29 лет: 15 лет в Республиканской клинической больнице, 12 лет в городской клинической больнице № 1 г. Нальчика, последние полтора года - в Майской центральной районной больнице.
В 2012-2013 гг. Прошла обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров «Менеджмент здравоохранения». В результате прошедшей подготовки родился проект создания на базе нальчикской горбольницы службы гипербарической оксигенации. Его поддержал бывший тогда главврачом больницы Николай Шогенов, поддержал и Минздрав КБР. Закупили две барокамеры, создали отделение, использование таких барокамер в медицине очень широкое. В Кабардино-Балкарии, в частности, они очень помогали при лечении людей, отравившихся угарным газом, а это весьма распространённое, к сожалению, в сёлах республики. Наличие такого отделения позволило спасти жизни многих людей. За внедрение новых медицинских технологий Ирина Атаманова была награждена тогда грамотой Министерства здравоохранения КБР.
***
Так как же получилось, что опытный врач, хороший и редкий специалист, сначала была отстранена от должности заведующего отделением, которое она же и создавала, а потом и вовсе оказалась безработной? Предоставим слово самой Ирине Григорьевне.
- В декабре 2016 года главным врачом городской клинической больницы № 1 был назначен Марат Баширович Хубиев. Фактически с тех пор и началась моя дискриминация. По его просьбе я приняла на работу в отделение его родную тётю Анжелу Кучменову. А затем я сразу ощутила непонятное мне поначалу давление. На меня пошли какие-то жалобы, анонимки. Потом я уже поняла, что это была организованная кампания по моему выживанию. Мне стали намекать, что я должна добровольно уйти с должности заведующей отделением. Стали предлагать перейти на должность главврача в Майскую центральную районную больницу. Я отказывалась, говорила, что мне нравится моя работа, которую я хорошо знаю, люблю. В конце концов я нальчанка, почему я должна ездить на работу в отдалённый район Кабардино-Балкарии? Но Марат Хубиев, который вскоре стал министром здравоохранения КБР, открыто мне заявлял: «Ты русская, вот и поедешь работать в русский район республики». Его поддерживал и новый главврач городской больницы Рустам Калибатов, друг Хубиева. Сейчас уже он стал министром здравоохранения республики. И опять пошли анонимные жалобы, жалобы медработников из их близкого окружения. Они уволили за это время многих врачей, заменили на близких им людей. В моём отделении, например, была уволена хорошая медсестра, мать троих детей. Чем-то не понравилась тогда тёте Хубиева. Когда я попыталась заступиться за неё, Марат Баширович сказал мне, что не надо с ним спорить, что судиться с ним тоже не надо, потому что он все суды выиграет.
- Под этим давлением я всё-таки вынуждена была уйти с должности заведующей отделением гипербарической оксигенации. Вынуждая меня уйти, мне говорили, что отделение всё равно скоро будет закрыто, а барокамеры передадут другим отделениям, и я останусь без работы. Я согласилась на должность главврача Майской центральной районной больницы. Замечу, что сразу после моего ухода, отделение возглавила тётя Хубиева - Анжела Кучменова. Наверное, сам этот факт о многом говорит, о причинах давления на меня. И никто отделение не закрывал, оно существует и до сих пор. Они провели якобы «реорганизацию» в больнице и соединили с отделением физиотерапии, что по закону запрещено, что подтвердил и сам министр Р. М. Калибатов в зале суда (подтверждается протоколом и аудиозаписью заседания суда от 26. 06. 2020).
- В Майской районной больнице наследство меня ждало, как выяснилось, незавидное. Хотя формально моя новая должность считалась как бы повышением, но на работу и обратно из Нальчика я ездила на маршрутке, тратя около часа в пути на каждую поездку. В больнице не хватало 27 миллионов на выплату долгов по заработной плате. Кредиторская задолженность составляла 18 миллионов рублей. В районе не хватало участковых врачей, в больнице не было флюрографа, мамографа. Постепенно удалось решить многие проблемы. Закрыли кредиторскую задолженность. Я приняла на работу 6 участковых педиатров, 5 участковых терапевтов, открыла стационар в селении Ново-Ивановка, где вообще даже терапевта не было.
- Но 23 декабря 2019 года меня приказом министра здравоохранения КБР Рустама Калибатова уволили уже с этой должности. Ещё незадолго до этого в больницу присылали различные проверки, которые проводились незаконным образом, с нарушениями принятых норм. По поводу чего я обратилась в прокуратуру республики. Против меня пытались на основании этих проверок завести и уголовное дело, но дважды Следственный комитет республики отказывал в этом за отсутствием оснований. Уволили меня без объяснения причин. Главврача, как ни парадоксально, уволить проще, чем заведующего отделением, c главврачом просто расторгают контракт. Вот так я, проработав почти 30 лет в медицине, в предпенсионном возрасте оказалась просто безработной.
***
Заметим, что интересная получается ситуация. Сначала Ирине Атамановой настойчиво предлагают освободить место заведующей отделением, которое по её инициативе и её стараниями было создано. Затем уже увольняют с должности главврача больницы, где она сумела разобраться со многими проблемами, недочётами. Ну, а как наладила работу должным образом, тут её и уволили, пришлось освободить место уже для нового преемника - главврача Тимура Саральпова.
Ирина Атаманова решила не сдаваться, стала бороться за свои права. И подала в суд на Минздрав КБР за незаконное увольнение с требованием восстановить её в должности. Заседание Нальчикского горсуда прошло 3 февраля 2020 года. То, что оснований для увольнения не было, косвенным образом подтвердила представитель Минздрава КБР юрист Оксана Балова. Она сказала, что вообще-то претензий к работе Атамановой не было, но «так захотел министр». Решением Нальчикского городского суда увольнение было признано незаконным, Ирина Атаманова была восстановлена в должности. 4 февраля она вышла на работу. А уже 5 февраля была вновь уволена приказом министра здравоохранения КБР. Вручение ей приказа представители Минздрава КБР снимали на видеокамеру. Одновременно от Минздрава КБР была подана апелляция на решение Нальчикского горсуда в Верховный суд республики.
Между тем, в Майском районе благодарные пациенты, оценившие деятельность Атамановой по заслугам, написали коллективное обращение к Главе КБР Казбеку Кокову, собрали многочисленные подписи в её защиту. Но вот вопрос - а видел ли Казбек Валерьевич это обращение? Или может не придал ему значение? Дело в том, что на личный приём к Главе республики Ирина Атаманова так и не попала, лишь смогла передать это обращение. Но через некоторое время это обращение оказалось всё в том же Минздраве КБР. То есть, у тех же людей, которые организовали травлю, по-другому не скажешь, несговорчивого врача. И вскоре некоторым людям, подписавшим обращение, стали поступать телефонные звонки, им разъясняли, что они поступили неправильно.
9 июля состоялось заседание Верховного суда КБР по делу об увольнении Ирины Атамановой. Поддержать её на суд пришли нальчане, знающие её по работе, лечившиеся у неё. Хотя ещё до судебного заседания скептицизм в отношении справедливого решения был и у самой Ирины Григорьевны, и у её группы поддержки. Дело в том, что ранее 26 июня прошло заседание в Нальчикском городском суде по второму увольнению от 5 февраля. Как-то смущало то обстоятельство, что председатель судебного заседания Арсен Сарахов является троюродным братом министра здравоохранения КБР Рустама Калибатова, а секретарь суда - родная дочь Марата Хубиева. Чуда не произошло - Верховный суд КБР вынес решение не в пользу Атамановой, отменив решение Нальчикского горсуда. Увольнение опытного специалиста было признано законным.
Вся эта история с травлей врача Ирины Атамановой стала достоянием широкой общественности республики благодаря видеоканалу «Другой Нальчик», некоторым публикациям в Интернете, обсуждению в соцсетях. Очень многие люди встали на сторону уволенного врача, Ирину Атаманову хорошо знают в Нальчике, как порядочного человека, хорошего грамотного специалиста. Приведём некоторые высказывания из соцсетей.
Амина Срукова: «Как же мне всё это знакомо. Довелось работать с Ириной Атамановой. Прекрасный, честный и порядочный человек. Профессионал своего дела. Эта история началась, когда я работала заведующей хирургическим отделением ГКБ-1. В нашей республике круговая порука и абсолютное отсутствие справедливости. Аналогичная история была и со мной».
Марина Счастливая: «Амина Срукова, всё верно, проблема в том, что здесь и так уже по пальцам можно пересчитать врачей, а не людей с медицинским образованием. Как быть людям, которым лечиться уже не у кого? (Вопрос риторический)».
Ира Кишева: «Поэтому все уезжают отсюда. Уезжают талантливые, образованные, трудолюбивые, которым нет места в родной республике. Все руководители чьи-то родственники. Клановость в республике неистребима».
Альберт Гудов: «Лично я сталкивался с врачом Атамановой не один раз, у нас много ещё хороших врачей, не потерявшиx человеческий облик, вот врач Атаманова во главе этих самых лучших врачей, которых я повстречал, врач и человек с большой буквы!».
Марина Кокова: «Судя по объявлению войны со стороны чиновника, доктор Атаманова специалист в своём деле, а таких людей, в России не любят и не ценят, а жаль... Всё-таки очень хочется надеяться, что крупицы правды и справедливости всё же существуют в республике. Остаётся пожелать удачи этой хрупкой женщине. Если это в наших силах, то и мы постараемся помочь».
Лион Пхешхов: «Респект Ирине Атамановой. Мало кто решается бороться за свои права. Описанная ситуация характерна для всех сфер деятельности. Каждый начальник старается устроить своих детей и родственников на хлебные места».
Музариф Абазов: «Всесторонне поддерживаю Доктора Ирину Атаманову!!!! Правильная позиция!!!! Боритесь всеми доступными законными методами!!! Окружите себя порядочными квалифицированными юристами, и Вы будете в выигрыше, поверьте!!!! Нельзя отступать ни на миллиметр, как и останавливаться! С большим уважением!!!!!».
Светлана Бабаева: «Ира очень умный, порядочный доктор и человек! От всей души желаю ей успеха!».
Однако точку в этой печальной истории ставить рано. Ирина Атаманова собирается продолжить борьбу за свои права. И раз уж, как она считает, не удаётся добиться правды в родной республике, будет обращаться в Москву - в Минздрав РФ, в Верховный суд РФ, а если понадобится, то и к президенту РФ Владимиру Путину.
Олег Лубан
https://kavkaz.mk.ru/social/2020/07/14/neugodnaya-minzdravu-kbr-irina-atamanova-sobiraetsya-prodolzhit-borbu-za-svoi-prava.html?fbclid=IwAR2HpbyHNeBvIEX7cCX0U6RCbko7yHV04SWGs4U4ksCoXv-HZo8xMnRTOEg