Есть у меня одна интересная фотография. Теперь уже, можно сказать, уникальная. Этот снимок кем-то сделан был на первом фестивале авторской песни в Нальчике. Если быть точнее, проходил он на Белой речке, на поляне в районе так называемого Четвёртого посёлка. Два человека с гитарами - это известные одесские барды, впоследствии знатоки «Что, Где, Когда» Борис Бурда (справа) и Роман Морозовский.
А было это в далёком уже, страшно подумать, - 1982-м году. Я тогда благополучно окончил девятый класс (хотя меня с одноклассником чуть из комсомола не исключили за опоздание на общешкольную физзарядку и последующее осмеивание таковой) и перешёл в выпускной 10-й. И во время летних каникул моя сестра Римма, оценив моё увлечение песнями Высоцкого, предложила посмотреть, что такое настоящий бардовский фестиваль. Вот тогда я и узнал о существовании нальчикского клуба авторской песни «Родник», в который она тогда входила. А клуб «Родник» тогда занимался подготовкой первого всесоюзного фестиваля авторской песни в Нальчике. Вообще-то один фестиваль уже годом ранее в Нальчике проходил, это было в Курзале. Но его можно считать скорее репетицией, потому что настоящие фестивали авторской песни всё-таки проходят под открытым небом. Но зато тогда и родилась проведения настоящего всесоюзного фестиваля на Белой речке. Да, да, именно всесоюзного, как бы это громко не звучало. Возможно этой идее поспособствало и то обстоятельство, что за первый фестиваль в Курзале клуб «Родник» получил в подарок от рескома комсомола огромную палатку с «фирменной» надписью. А палатка не должна без дела пылиться, она напоминает, что существует звёздное ночное небо и приятный треск сухих веток в костре. Рассылались приглашения по КСП в различных городах. В фестивале, насколько я помню, тогда принимали участие ставропольчане, из Днепропетровска приехали барды, с Урала были гости, всех сейчас не упомню. Я там тогда больше на подсобных работах был - дрова для костра собирал и колол для приготовления горячей пищи для наших нальчикских бардов. Запомнилась мне фраза бородатого и в шортах Бориса Балкарова, который задумчиво глядя на кипящую на костре кашу, произнёс: «Без еда не вынешь рыбку из пруда!». От КСП «Родник» тогда участие принимали Константин Кузнецов, Борис Балкаров, Констанин Боровко, Василий Калмыков, Ирина Поповцева, Евгений Сухомлинов - пусть не обижаются те, кого не вспомнил.
В организации фестиваля большое участие, между прочим, принял республиканский комитет комсомола, расценивший это мероприятие полезным и неопасным для государственного строя. Помогли с аппаратурой, с материалами для сооружения сцены на большой поляне на Белой речке. И даже свежий айран и хичины привозили для гостей фестиваля на поляну. Наши нальчикские барды немного сожалели о том, что не так много гостей приехало, как хотелось бы. Нальчик тогда ещё не воспринимали, как один из центров в движении КСП, хотя клуб «Родник» уже постепенно становился известен. И потому появление одесситов, а они приехали последними, очень всех порадовало. Помню, как они появились. Палаточный лагерь был почти пуст, большинство находились у сцены, где проходили репетиции, настройка аппаратуры. Ну, а я ответственно помогал женщинам с костром. И тут из леса вышли двое мужчин в тёмных очках с гитарами и поинтересовались - а не здесь ли будет фестиваль авторской песни? Это и были Борис Бурда и Роман Морозовский.
Фестиваль прошёл хорошо, вечером был концерт на возведённой сцене, названы лауреаты, их наградили грамотами, подготовленными рескомом комсомола. Но всем известно, что главная прелесть фестивалей авторской песни не столько в официальной программе, сколько в последующем ночном бдении возле костров. А возле главного костра устраивается так называемая «Чайхана». Гитара ходит по кругу, поются, в основном, юмористические, сатирические песни, рассказываются интересные истории. И если на главной сцене песни поются обычно идеологически выдержанные, то на «Чайхане» допускались уже и некоторые вольности. Чем ближе к утру, тем больше. Вот тут-то себя во всей красе проявили одесситы. Их просили петь ещё и ещё! И Бурда с Морозовским выдавали классные песни разных авторов, многие имена я тогда впервые слышал.
Впечатления у меня остались самыми наилучшими. Думаю, что и гости фестиваля не в обиде были. Вот тогда я и открыл для себя удивительный мир авторской песни. Но сам к нему больше приобщился уже после окончания службы в армии. А впоследствии, когда смотрел любимые передачи «Что, Где, Когда?», всегда болел за команду Бориса Бурды - я ведь с этим человеком всё-таки за одним костром сидел! И Борис не подводил - это ж ходячая энциклопедия! К тому же большой авторитет в области педагогики. А в Нальчике впоследствии ещё три подобных фестиваля авторской песни прошли. И вот что удивительно - они проходили как раз в те годы, которые теперь принято называть «эпохой позднего застоя социализма». А вот во время перестройки и постперестройки фестивали в Нальчике и закончились. Правда, сам нальчикский клуб «Родник» принимал участие в различных фестивалях в других регионах. На некоторых их них и мне довелось побывать - но это уже совсем другая история.
Олег Лубан