На фото, взятом
отсюда, показано здание музея декабристов - единственной, по сути, уникальной достопримечательности города Читы. Именно так. Если спросить любого читинца, что есть особенного в городе, чего нельзя найти в других местах, он обязательно назовёт "церковь декабристов". Много лет музей располагается в старой деревянной церкви, сильно обветшавшей ещё полвека назад, на излёте своего 200-летия.
Здание было в таком состоянии, что православная церковь совсем не рвалась взять его на свой баланс, предпочитая занимать переданный большевиками бывший католический костёл. Но государство пожалело историческое здание, в котором венчались декабристы Анненков и Завалишин, с которым связаны имена живших неподалёку жён декабристов.
Были затрачены большие средства, и восстановленное здание заработало как музей, ставший почти обязательным для посещения его всеми приезжими. Принимая гостей, читинцы вели их не в краеведческий музей (подобный есть в любом городе), а именно в музей декабристов - небольшой и уютный, посмотреть на светлые лица женщин, не предавших своих мужей.
Здесь не мешало бы заметить, что если уж есть в России красивые истории о чистой и самоотверженной любви, то это история декабристских жён и невест, уехавших в неведомую Читу вслед за своими мужьями-каторжанами. Смотрится эта история гораздо красивее, чем старательно впариваемая госпиарщиками легенда о Петре и Февронии, брак которых даже в его канонической версии был постороен на взаимном обмане. Но времена изменились...
В 90-е церковные иерархи напомнили о здании церкви, но особенно не настаивали на возвращении.
Чтобы они были довольны, взамен им предложили построить новый храм. Для этого сломали стадион "Труд" и в самом лучшем месте, у городского вокзала, построили огромный собор - самый большой в Сибири и на Дальнем Востоке. И это в нашем хронически нищем регионе. Я хорошо помню многочисленные рассказы тех лет о том, как губернатор собирал бизнесменов и добровольно-принудительно раздавал им счета на оплату за строительство собора. Правда - не правда, но более чем похоже на правду.
Нужно сказать, что церковные иерархи тех времён повели себя достойно и практически перестали напоминать о передаче здания музея. Да и было бы из-за чего спорить - старое тесное здание, в котором и свечку-то зажечь боязно, не спалить бы.
Но, похоже, времена достойных иерархов прошли. Полтора года назад в Читу на служение прислали молодого 35-летнего епископа, быстро ставшего новым митрополитом. Правда, отметиться в полезных для края или города инициативах ему пока не удалось. Зажигательные проповеди на темы добра и милосердия, борьба с пьянством и другими пороками общества, организация помощи бедным и страждущим - про такие добрые инициативы что-то пока не слыхать. Многие читинцы, быть может, так и не запомнили бы имя нового митрополита, если б не вспыхнувшее желание оттяпать музей декабристов.
Очень вовремя поплыла по Чите хоть жиденькая, но, как обычно, мутная нодовская пена. Ну как же, декабристы ведь настоящие майдановцы, на самое священное, государственную власть, покушались. Ну мало ли что с рабством и сословными привилегиями хотели бороться, об освобождении народа мечтали. Либерасты, можно сказать. Пятая колонна.
Вот тут и воспарили орлами новые экспроприаторы. Забрать, говорят, нужно здание музея и сделать из неё казачью церковь. Митрополит уже и новый приход поспешил создать. Декабристов ваших, мол, куда хотите, туда и девайте. Наше право, на то есть подписанный президентом Медведевым закон.
Есть закон, это правда. И этот закон, наверное, позволяет вполне по-большевистски отжать кое-что у нищей культуры, ещё кое-что - у нищего образования. Про занимаемый церковью католический костёл и построенный на месте стадиона новый собор, конечно, стараются не упоминать. Чего там, дело прошлое, авось народ и не вспомнит.
Ой, боюсь, напрасно; не забудут люди "благие" дела новенького митрополита. Vox populi в его читинской версии хорошо отражают
комментарии к этой новости на Чита.ру.
Время покажет, пойдёт ли на пользу церкви её стремительное огосударствление. Сработает ли на авторитет её иерархов пламенная тактика отжима музеев и институтов вместо скучной и непрестижной стратегии добрых дел. Поживём, увидим. В конце-концов, митрополиты приходят и уходят. Только оставить за собой они могут разный след. Можно, следуя за модой, попытаться отщипнуть что-нибудь у нищих культуры и образования. Ломать ведь - не строить.
Но репутация, знаете ли, - интересная штука. Зарабатывается она долго, а портится быстро. И не получилось бы так, что и спустя десятилетия читинцы, вспоминая иных церковных деятелей, будут говорить: прислали его сюда делать добрые дела, а он взялся слабых и беззащитных потрошить.
Как тут не вспомнить бессмертное салтыковское: "Чижика съел".
PS. Появилась петиция "
Не допустите передачу Церкви декабристов в ведение РПЦ!"