Забайкальский госуниверситет три последних дня праздновал 75-летие педагогического образования в Забайкалье. Хорошая дата, хоть и слегка грустная для тех, чья жизнь была связана с педвузом - ЧГПИ-ЗабГПУ-ЗабГГПУ. Ну, авось, педобразование на этом не закончится, хотя многие преподаватели с ужасом смотрят на тающий ручеёк абитуриентов, поступающих на учительские специальности. Такое ощущение, что каждый год мы выпускаем всё меньше молодых учителей, счёт которым на некоторых специальностях пошёл уже на единицы. Школы, особенно сельские, ещё держатся благодаря учителям-пенсионерам, благодаря двуставочникам (то же и у врачей), благодаря приходу в школы людей без соответствующего образования и, наконец, благодаря сокращению школ, переводу средних школ в основные, а основных в начальные. Но когда-то и эти ресурсы закончатся, и для далёких московских начальников наступит время вытаскивать голову из песка.
Например, на том факультете, где я работаю (готовит учителей математики, информатики, физики, химии, биологии, географии и безопасности жизнедеятельности) самый большой набор и самый большой конкурс - на последнюю специальность. И ни для кого не секрет, что практически все ребята здесь грезят никак не о школе. Их мечта после получения диплома - поступить на работу в МЧС или другие силовые структуры.Знают, что денег будет не в пример больше, а нервотрёпки меньше.
Но это я так, не удержался поворчать, как и многие из тех, кто изнутри видит, что происходит с нашим образованием. На самом деле решение школьных проблем следовало бы начинать с двух пунктов, которые описываются понятными любому педагогу афоризмами.
Первый можно сформулировать так: "А может всё-таки начать платить людям зарплату?" В Москве дефицита учителей нет и не ожидается. Оно и понятно, если опытный столичный педагог получает 80 тысяч, а директор школы - все 120. Но Москва, понятное дело, заграница.
Второй афоризм, на мой взгляд, лучше всех сформулировал известный педагог Евгений Ямбург. Правда, сделал это весьма саркастически: "Школа это место, где дети мешают учителям писать отчеты". Не секрет, что учителя уже изнемогают в битве с "бумажным змием".
В рамках праздника прошло много мероприятий - заседания, конференции, круглые столы, награждения красивыми и бесполезными грамотами, встречи выпускников, банкеты, само собой. Вот попалось фото торжественного заседания с
университетского сайта. Даже губернатор присутствовал и даже (о чудо) мэр города, что кажется уж совсем невероятным.
Хотя лично меня больше всего впечатлили выступления учителей на круглом столе, который проводила наша кафедра (биологии и методики обучения биологии). Я не мог без восхищения смотреть на этих замечательных женщин (мужчины, понятно, в дефиците), которые с горящими глазами рассказывали о своих методиках. Вот, поставлю пару фотографий (снято студентом А. Биксалеевым) и назову имена попавших на них прекрасных педагогов - Ольга Викторовна Бекетова и Оксана Ивановна Жапова. Другие были не хуже, обо всём не расскажешь.
В связи со всем этим вспомнилась недавняя новость, тоже имеющая отношение к образованию: "
Госдуме предложили скорее принять новый закон - о патриотическом воспитании молодежи". Опять же, вроде как дело хорошее, не всё же нашим депутатам с журналистами да геями воевать. Да только представления о патриотизме вырисовываются у них какие-то плоские. Цитирую прямо из статьи, выделяя отдельные фразы:
"Закон нужен, потому что сейчас молодежь неохвачена: в Минобразовании считают, что заниматься этим должно Минобороны, а там не хотят воспитывать раньше, чем поставят на военный учет".
"В стране сейчас не создана единая общефедеральная система военно-патриотического воспитания".
"По его словам, министерство образования не считает военно-патриотическую работу основным видом деятельности для детей и подростков".
В общем, складывается впечатление, что в представлении некоторых наших политиков главный (если вообще не единственный) способ воспитать патриота - это поставить всех подростков "под ружьё" и заставить играть в "зарницу". Но такие взгляды иначе как убогими не назовёшь. Воспитание патриотизма - это для страны задача задач, определять пути решения которой должны лучшие моральные авторитеты. Не знаю, остались ли такие в нашем обществе, или вымерли как мамонты. Но уверен, что среди нынешних политиков их надо искать в последнюю очередь.
Честно говоря, я и сам меньше всего готов говорить о патриотическом воспитании в целом. Но не могу удержаться, чтобы не напомнить о той его части, которая понятнее для меня в силу того, чем занимаюсь.
Для меня патриотическое воспитание давно уже стало синонимом воспитания экологического. И я уверен, что одного без другого быть не может. Патриот может не уметь разбирать и собирать автомат Калашникова. Это простительно. Но если я бросаю бумажку мимо урны - меня нельзя назвать патриотом. И логическая связь здесь проста. Это значит, что я не люблю землю, на которой живу, значит - не люблю свою Родину, не умею или не хочу её беречь. А таких условных "бумажек" у нас, как известно, хватает.
Когда-то я специально искал, кому принадлежит замечательный афоризм: "Охранять природу - значит, любить Родину". Так и не нашёл. Кто-то говорит, Паустовскому, кто-то - Пришвину. Да и не важно. Но слова-то золотые.
Вот и хорошо бы, прежде чем принимать закон о патриотизме, задуматься, почему человек не любит и не бережёт свою землю. Может, ему никто в детстве не объяснил, что нехорошо, что свинство - бросать мусор мимо урны. А может, он просто вырос среди помоек (вместо скверов), пеньков (вместо лесов и парков), брошенных карьеров (вместо чистых прудов). И не знает другой жизни, и думает, что это нормально. А потом вырастает и глаза открываются: оказывается в других местах люди-то живут совсем по-другому. Хотя финны и канадцы тоже рубят лес, японцы мусора производят никак не меньше нашего, а австралийцы добывают из недр уйму полезных ископаемых. И должно быть всё как у нас. Ан нет, по-другому.
Может, нам сейчас надо не кичиться своей якобы исключительностью, как это любят делать различного рода псевдо-патриоты, производящие третьесортный ширпотреб: "Газпром - национальное достояние", "загнивающая гейропа", "тупые пиндосы" и прочий ущербный флуд. Тупые-то тупые, а вот канадцы, к примеру, на вопрос о главных символах страны после традиционных флага и гимна дружно назвали не какой-нибудь местный "газпром" и даже не знаменитый канадский хоккей, а свои национальные парки. То есть учреждения, главная задача которых - охрана природы и экологическое воспитание. Предполагаю, что и финны, и японцы ответили бы примерно так же.
А теперь давайте задумаемся, какой процент россиян сможет вспомнить хотя бы пять национальных парков и заповедников России. Как человек, много лет занимающийся со студентами, готов биться об заклад: для многих наших граждан существование таких учреждений станет открытием, о котором они и не догадывались.
Так что, прежде чем придумывать очередные законы про патриотизм, стоило бы хорошенько подумать, что это такое и с чем его едят.
А это вам не на дельтаплане со стерхами слетать.