<Интересно, тут еще остались подписчики у меня?..>
К концу года принято как то подводить итоги, этим увлечены все, словно год без итогов - не год. Естественно, появляется встречное движение, представители которого гордо говорят "фу" любому предновогоднему "подведению итогов". Это предсказуемо и, надо сказать, зачастую даже оправдано. Я решил, что подведу именно киноитоги и вот почему - еще никогда в моей жизни не было столько кино, как в 2019 году, еще никогда в жизни я не ощущал кино настолько осознанно и глубоко, не проникался им так сильно и не был жаден до него (честно говоря, порой это приводило к перееданию и приходилось садиться на легкую диету). И потому я, во-первых, не прощу себе, если не подведу итоги такого своего киногода, во-вторых, своей жадностью полностью заслужил это право и, в-третьих, мне, в конце концов, правда есть что сказать (пусть даже я повторюсь и окажусь в основной струе массового выбора).
Так что с уверенностью заслужившего право я приступаю к первому рейтингу - самому привычному и потому, наверное, вряд ли кого либо способного удивить. Итак - лучшие 10 фильмов 2019 года (технически сюда попали и фильмы 2018 года, дошедшие до российского кинопроката только в уходящем). Не стану интриговать, двигаясь от десятого места, заряжу сразу с топов.
1. Фаворитка (The Favourite, 2018)
Изумительно снятое Робби Райаном, вдохновенно и неотразимо сыгранное великолепным ансамблем актрис, уверенно и тонко, не без иронии и смелости поставленное режиссером "Лобстера" и "Убийства священного оленя" Йоргосом Лантимосом по всем статьям филигранное кино. Безнадежно болел за них на "Оскаре". Главный настоящий кинофильм года.
2. Джокер (Joker, 2019)
Полностью разделяю восторги как по поводу фильма в целом, так и по поводу Хоакина Феникса в нем в частности. Как набившему руку на трилогии "Мальчишников" Тодду Филлипсу невероятно повезло с главным актером, так и Фениксу повезло с режиссером, который неистово искрящуюся энергию актера сумел великолепно поддержать таким же сценарно-режиссерским неистовством. Сцена убийства в поезде метро - это ярчайший пример слившихся в единое целое энергий всех сторон кинопроцесса - от актерской игры и музыкальной дорожки до режиссуры и монтажа. Такое не может не завораживать и не покорять.
3. Прощание (The Farewell, 2019)
Ничем до сих пор особенным не проявлявшая себя Лулу Ванг взяла очень личную историю и довольно неожиданно для всех развернула из нее многозначное полотно-рассуждение, обращаясь то к сугубо личным проблемам выбора, то переключаясь на геополитику и "китайское чудо". Небольшими диалогами, даже просто молчаливыми зарисовками в рамках развития основной истории Ванг расставляет емкие смысловые акценты, в итоге выводя картину на почти экзистенциальный уровень драматизма.
4. Айка (2018)
Киргизская имигрантка Айка в исполнении Самал Еслямовой - пожалуй, главная женская роль года в российском кино. Но не одной обладательницей Золотой пальмовой ветви 2018 за эту роль жив фильм Дворцевого. Загнанный в каморки, подвалы, аварийные "хостелы", задавленный угрюмой, плотной, невыносимой атмосферой коллапсирующей под снегопадом Москвы, мир имигрантов в объективе ручной камеры Иоланты Дылевски наполняет образ героини поистине библейскими смыслами, в финале метафорично превращая ее в имигрантскую Мадонну. Главный "жестяк" года.
5. Малыш Джо (Little Joe, 2019)
Еще один номинант на "золото" Канн и обладатель "Золотой ветви" за лучшую женскую роль, но уже 2019 года. Интеллектуальный "флористический" ужастик австрийки Джессики Хауснер полон аллюзий и метафор на современное общество, которые читаются на "раз-два", но однозначного отношения к себе не предполагают, в финале предоставляя зрителю простор для размышлений и выбора.
6. Закатать в асфальт (Dragged Across Concrete, 2018)
Единственный из десятки фильм, сумевший пробить стену моей лени (или выбивший себе время) и удостоившийся расширенной рецензии. Стилистически выдержанный оммаж постановщика "Костяного томагавка" С. Крэйга Залера старому доброму полицейскому боевику, в том его виде, в каком сейчас практически не снимают (привет 80-м), бесподобно постаревший и неотразимый Мел Гибсон и 2 с половиной часа сосредоточенного криминального хронометража. Не отметить этот фильм было бы большой ошибкой.
7. Мы (Us, 2019)
Социальный хоррор Джордана Пила в прошлом году разве что мертвый не похвалил. Обращающийся к самым постыдным (!) бытовым страхам и фобиям рядовых обывателей, "Мы" при этом оказывается на две ступеньки выше и умнее, например, той же "Судной ночи", попутно даря поклонникам жанра одну из самых страшных и пугающих сцен в хоррорах десятилетия (помните встречу главных героев с доппельгангерами?). "Заклятие", "Костяной томагавк", "Ведьма" - "Мы" уверенно смотрится в этом списке лучших хорроров 2010х.
8. Золотая перчатка (Der goldene Handschuh, 2019)
Чрезвычайно натуралистичная "маньячная" трагикомедия, которая проще и доступнее, но совсем не хуже "Дома, который построил Джек" Триера. Фатих Акин неповторимо достоверно рисует атмосферу жизни реально существовавшего в Гамбурге 70х годов серийного убийцы Фрица Хонке - атмосферу непрекращающегося гниения самого героя и разложения окружающего его социума. Тут обе стороны достойны друг друга и от того создают весьма естественный симбиоз, пожирая и отравляя друг друга. Акин может и хотел снять просто натуралистичный ужастик, но гротеска избежать не сумел.
9. Дылда (2019)
Сам не ожидал, что в топ-10 года попадут сразу два российских фильма. Великая Отечественная война все еще остается для России одной из постоянных тем в кино и, вероятно, еще долго будет ею оставаться, все больше уходя от монументальности и горьких слез к личным переживаниям и персональным трагедиям. Получивший приз ФИПРЕССИ в Каннах-2019 Кантемир Балагов очень красиво и профессионально снял драму, в которой война становится важнейшим второстепенным персонажем - моровой чумой, эпидемия которой унесла многих и затронула почти всех, искалечив физически и морально огромное количество невинных людей. Которые со всеми этими полученными уродствами в себе и вокруг стараются жить и как то чувствовать.
10. Ограбление по Фрейду (Ruben Brandt, Collector, 2018)
Займусь самоцитированием - "восхитительный анимационный винегрет для арт-маньяков. Нeist-movie с насыщенными интонациями модной психологии в яркой упаковке из лучших образцов современного искусства". Безостановочный калейдоскоп символов, цитат, копий и упоминаний - невероятно оригинальный и свежий. Лучший мультфильм года, слабо замеченный у нас в прокате.