Когда-то в руки случайно попался подробный расклад южнокорейской версии того, что произошло с корветом «Чхонан» 26 марта 2010 г. Руки дошли до этого материала, здесь выкладываю его сжатый перевод. Свои замечания будут, но немного.
Если кому-то вдруг интересно более подробно, то этот материал (который я фактически в сжатом виде здесь привожу) размещен в журнале «Вольган Чосон» № 2 за 2015 г. был посвящен пятой годовщине со дня гибели корвета.
Напомню, что поздно вечером 26 марта 2010 г. в Желтом море, находясь в нескольких километрах от острова Пэннендо, корабль ВМС Республики Корея«Чхонан» получил «внешний гидравлический удар» в связи с чем раскололся и затонул. Погибли 46 матросов и офицеров, более 50 человек удалось спасти. Официальная версия Сеула (она тут и приведена в деталях) заключается в том, что корабль был потоплен торпедой, выпущенной с северокорейской подлодки. Пхеньян категорически отвергает свою причастность к инциденту. Это событие по понятным причинам очень широко освещалось, породило самые разные (в том числе фантастические) версии, споры и пересуды. К сожалению, в подавляющем большинстве случае свои версии выдвигают люди, которые не являются специалистами, а слова тех, кто реально может оценить с профессиональной точки зрения (те же судостроители, специалисты по подлодкам, военным кораблям) их голоса теряются. Здесь я ни на чью сторону вставать не буду. Пара замечаний личных будет попозже.
Для тех, кто не знает, скажу, что КНДР не признает морскую границу в Желтом море. Она действительно очень невыгодно для Севера прочерчена была в одностороннем порядке силами ООН (фактически руководили ими США тогда) в конце Корейской войны. Это во многом и предопределяет, что тот район неспокойный, там регулярно случались и случаются стычки и противостояние между Югом и Севером. Тот же обстрел Енпхендо в ноябре 2010 г. - это тоже тот район морской границы в Желтом море. Основные крупные острова там Пэннендо и Енпхендо. Они всего лишь в 10-15 км от КНДР , а от территории Юга гораздо дальше - 90 и более км. Я там был несколько раз.
Если кому интересно для понимания специфики тех мест и чтобы посмотреть фотографии, то отсылаю на эти репортажи. Там многое пояснено.
Вот они:
http://www.rg.ru/2010/04/02/ostrov-site.htmlhttp://www.rg.ru/2009/12/08/reportaj-site.html Я также ездил в Командование 2-го флотилии ВМС РК, где сейчас стоит расколотый «Чхонан» и где все это в деталях объясняют. Вот сюда смотрите, в таком состоянии корабль сейчас:
Большое спасибо тогда южнокорейским военным, что свозили тогда туда. В целом, Чхонан может посмотреть любой, только надо заранее уведомлять, так как все расположено на территории базы ВМС.
http://www.rg.ru/2012/01/24/nacia-site.html А теперь вот основное содержание того, что рассказано в журнале. Выкладываю тем, кто интересуется… Далее уже не мои слова, а содержание статьи….
Источниками послужили данные военных Юга, США, отчет о маршруте движения и действия «Чхонана», данные южнокорейской разведки о тактике действия подводного флота КНДР и прочие материалы. Подчеркивается, что кое-что является предположением (что неизбежно - прим. моё), особенно по части точного местонахождения подлодок КНДР. Но, как отмечено, это самая подробная и точная версия того, что произошло.
За несколько месяцев до гибели корвета военная разведка получила сведения, что подлодки КНДР активно отрабатывают на учениях атаки на корабли. С января 2010 г. генштаб Южной Кореи (точнее объединенный комитет начальников штабов ВС РК) приказал чаще проводить боевым корабля Юга смену курса дабы затруднить возможные атаки северян. С 22 февраля 2010 г. ВМС Юга проводили недалеко от тех мест противолодочные учения.
23 марта разведка Юга зафиксировала активность северокорейских подлодок и кораблей на базах в Желтом море - на базах в Нампхо, мысе Пипха, Хэчжу. Одновременно стали двигаться подлодки класса «Санъо» (акула в переводе, водоизмещение 1800 тонн), Ёно (водоизмещение 130 тонн) и корабли-базы (не знаю точного названия, это достаточно большие надводные корабли, которые находятся в открытом море и выполняют роль пунктов снабжения для подлодок - заправляют топливом, провизией, поддерживают связь с командованием и пр.)
Южане постоянно отслеживают движение всех подлодок КНДР, но не всегда это удается по разным причинам. Когда какая-то из подлодок долго не появляется, что южане и США сильно напрягаются, опасаясь пакостей.
Отмечено, что две подлодки как раз пропали в тот период, когда была совершена атака. Подлодка класса «Санъо» (крупная, 1800 тонн) пропала куда-то на период с 23 по 28 марта, а «Ено» (малая, 130 тонн) - с 24 по 31 марта.
Отмечено также, что и в день атаки в Командование 2-го флота ВМС РК поступил доклад, что «пропала» еще подлодка «Ёно» и корабль-база.
Впрочем, как отмечено, случай «пропаданий» нередки. Часто погода спутникам мешает, объективные трудности с отслеживанием подлодок, невозможность задействовать рядом с границей самолетов, используемых для противолодочной борьбы и пр. Например, в июне 2011 г. одна северокорейская подлодка куда-то пропала более чем на месяц, чем сильна «напрягла» южан и американцев. Но потом вернулась на базу. Различные подводные системы и оборудование для отслеживания подлодок в тех местах стоит, но не может обеспечить эффективное обнаружение подлодок. Северяне же используют следующую тактику: крупный корабль или корабль-база стоит в международных водах, от него скрытно отходит небольшая подлодка или подводный аппарат, который заходит в южнокорейские воды, а затем также скрытно возвращается обратно.
Проблема для южан также была еще и в том, что им предупреждение о возможных атаках с подлодок было получено несколько месяцев назад (то есть за несколько месяцев до марта 2010 г.), а потому бдительность притупилась, да и корабли ВМС Юга применяли очень похожую противолодочную тактику, которую северяне уже успели изучить.
По словам одного из сотрудников администрации президента Юга (его фамилия Ли), который тогда оказался как раз в самом эпицентре событий, скорее всего малая подлодка класса «Ено» (которая затем и совершила атаку) вышла 24 марта из базы ВМС КНДР на мысе Пипха и дошла до базового корабля, который ждал ее уже в международных водах. Признают, что движение кораблей не смогли отследить, но думают, что и подлодка и базовый корабль вместе затем перемещались. Но такого рода выходы северяне практиковали давно в качестве учений. В итоге подлодка получила от базового корабля топливо и прочее необходимые вещи, шла на глубине перископа на юг и примерно во второй половине дня 25 марта прибыло в воды к юго-западу от острова Пэннендо, где и стала поджидать «жертву».
«Чхонан» в это время из-за ухудшения погоды отошел немного в сторону от Пэннено и встал на якорь к западу от острова Тэчхондо.
По словам Ли, для произведения торпедной атаки лодкам типа «Ено» необхдимо двигаться на скорости не менее 5-6 узлов и желательно на глубине 30 и более метров (последнее, чтобы на торпеду меньше оказывали влияние подводные течения).
Ли признает, что сонары на новых северокорейских подлодках были лучше тех, которые были на «Чхонане». Дальность действия торпеды - 12 км (в несколько раз больше, чем дальность действия сонаров «Чхонана»), а потому подлодка могла оставаться незамеченной и произвести атаку, находясь за пределами сонаров «Чхонана».
В 8-30 утра «Чхонан» вернулся в зону своей ответственности в окрестностях Пэннендо. Были достаточно высокие волны - три с половиной метра. На глубине же затаилась северокорейская подлодка, ожидая своего шанса. «Чхонан» в это время двигался, совершая противолодочные маневры, резко меняя направление после движения 1-3 мили по прямой. Но проблема в том, что «Чхонан» уже 11-й день подряд совершал примерно один и тот же маневр, двигаясь по «восьмерке», а потому предугадать его маршрут было легко, что превратило его в доступную мишень для торпедной атаки.
«Чхонан» же то отходил в сторону моря в районы с глубинами 50 и более метров (11 утра, 13-14-30, 17-00, 19-00), то возвращался поближе к Пэннендо.
Учитывая, что для подлодки опасно атаковать днем, то она ждала сумерек, находясь на глубине и выключив все оборудование, чтобы не шуметь. Место ожидания было, как уверены на Юге, в 5 милях к юго-западу от побережья Пэннендо. В итоге стемнело.
С 20-00 «Чхонан» перестал уходить в дальние районы, а находился на расстоянии 3,5 км от берега Пэннендо, двигаясь по курсу 152 граудсва на юго-восток. В 21-05 «Чхонан» совершил рутинный противолодочный маневр, поменяв направление движения на 45 градусов. После совершения поворота скорость с 9,4 узлов упала до 5,2 узла. В 21-30 «Чхонан» совершил последний противолодочный маневр на 327 градусов на северо-запад и продолжил движение на скорости 6.7 узла недалеко от побережья Пэннендо со скалами Тумунчжин (примечание: очень известное место на Пэннендо, там очень красивые скалы). В 21-17 подлодка КНДР вышла на глубину 50 метров, что позволяло проводить атаку. Тогда подлодка была по отношению к «Чхонану» на направлении на 8 часов. Корабль же продолжал движение на северо-запад, подставив подлодке левый борт.
У подлодки «Ено» (длина 28 метров) есть две торпеды, размещенные по бокам. Торпеды CНT-02D, каждая из них длиной 7 м 35 см, диаметром 54 см, весмо 1.7 тонны каждая. Подлодка в это время поднялась до глубины в 40 м, а затем поднялась еще на 10 м, чтобы еще раз рассмотреть цель. По огням было подтверждено, что это “Чхонан”, который уже 10-ю минуту двигался в одном и том же направлении. После этого подлодка ушла на глубину 30 м, двигаясь практически с одинаковой с “Чхонаном” скоростью и в итоге дистанции 3 км произвела атаку первой торпедой. Система наведения торпеды “ухватила” шум турбины “Чхонана” и на глубине 6-9 метров под кораблем взорвалась. Атака была полностью успешной. На все ушло не более трех минут.
На подлодке увидели, что в районе центра корабля поднялся столб воды, был взрыв, после чего подлодка быстро ушла в нейтральные воды. Через 1 час 20 минут после атаки в тот район подошел другой корвет “Сокчхо”. На радарах “Сокчхо” был обнаружен какой-то неопознанный объект, по нему открыли огонь. Но, как отмечают южане, подлодка была уже далеко, а что на радарах увидели так до сих пор и неясно. 30 марта подлодка вернулась на базу и 31 марта ее уже обнаружила южнокорейская разведка.
Это и есть основное содержание реконструкции южнокорейского варианта атаки на “Чхонан”. В статье также указывается, что КНДР соврала, когда пыталась поймать южан на несостыковках по поводу найденных обломков торпеды (основная суть в том, что торпеда состояал из сплава Ai 86 % Si 14 %, тогда как северяне говорили, что их торпеда - железная. Но южане парируют, ссылаясь на рекламную информацию северян по поводу как раз торпеды СНТ-02 D, где написано, что оболочка торпеды - сплав алюминия и магния.
«Вторая ложь КНДР» (опять же - по версии журнала) - утверждения, что у них нет подлодок класса «Ено» водоизмещением 130 тонн. Но эти подлодки, как говорят южане, хорошо видны со спутников на базах ВМС КНДР в Желтом море. Всего же из 70 подлодок и подводных аппаратов КНДР - 10 - подлодки класса «Ено». Они базируются на следующих базах в Желтом море: Чходо, мыс Пипха (провинция Северная Хванхэ), Онжин Сагот и Хэчжу (провинция Южная Хванхэ). На Чходо стоит 9-я эскадра этих подлодок, на Пипха -11-я. В Хэчжу и Саготе слишком мелко, а потому туда подлодки редко гоняют, там стоят в основном сторожевые и торпедные катера ВМС КНДР.
В заключение в статье еще раз подчеркивается, что в то время из поля зрения южнокорейской разведки куда-то пропал один базовый корабль и одна подлодка «Ено», которые скорее всего и совершили атаку. А затем вернулись…
Следом после этой статьи идет еще одна, связанна с инцидентом. Там скажу лишь коротко, что КНДР сразу стала отрицать свою причастность к инциденту, распространяя разные слухи и пытаясь будоражить южнокорейскую общественность. Для противодествия этому в правительстве Юга создали спецгруппу. Но это был, пожалуй, первый случай серьезного информационного противостояния Юга и Севера, опираясь на соцсети и в целом Интернет. Говорится, что именно после «Чхонана» Север создал большое количество просеверокорейских сайтов, блогов, страничек с соцсетях и прочее.
_____
На этом содержание заметки заканчивается, как говорится, «за что купил, за то и продаю». Желающие могут сами ознакомиться с оригиналом статьи - данные о номере журнала были сказаны выше.
Мои замечания
- Действительно, тема сопровождалась большим информационным шлейфом, разными фантастическими версиями, вплоть до "появления атомных подлодок США" (что чушь, отмечу).
- Сама тема очень сильно политизирована. У части южнокорейцев есть подозрения, что от них скрыли. Говорил с некоторыми экспертами, которые что-то указывали, на несостыковки (с их точки зрения) в официальной версии. Но я не специалист, потому озвучивать те сомнения не буду. Официальная позиция Юга - виноват Север и точка. Официальные власти очень нервно реагируют на любые попытки озучить сомнения. В свое время и на меня один из сотрудников посольства Юга в Москве пытался «давить», когда я озвучивал в заметках разные версии, включая те, что гуляли в СМИ Юга. Причем достаточно нервно вел себя. Позиция была такая: «официальная позиция единственно верная и сомневаться в ней нельзя».
- На этом фоне с моей личной точки зрения мне не очень было понятно решение России отправить своих спецов для расследования. Юг явно принял бы только то, что поддержала их версию, а если так, то это означало встрять в спор и обвинить КНДР. Но в итоге Россия не опубликовала свои выводы. Некоторые выдержки из них я знаю, там действительно кое-что иное озвучено, но не могу рассказывать, так как пообещал, что эта информация «только для меня, а не для СМИ».
- Но по этому поводу были кое-какие утечки в СМИ ЮГа, вот тут можно почитать на русском:
http://www.rg.ru/2012/01/19/versiya-site.html Личный сайт:
http://prokorea.ruГруппа в контакте:
https://vk.com/vkoreeГруппа в Facebook:
https://www.facebook.com/thisissouthkorea