После скандалов вокруг откровений Ли Мен Бака в отношении возможного межкорейского саммита стало интересно, что это за мемуары экс-президента. Купил его книгу (вышла 2 февраля) "Время президента: 2008-2013". Так оказалось кое-что интересное (немного, но есть) по поводу отношений Сеула с РФ, Узбекистаном и Казахстаном. Ниже пойдут основные выдержки.
По поводу скандальных подробностей отношений с Пхеньяном писал ранее заметку. Вот она по ссылке, если интересно:
http://www.rg.ru/2015/01/29/peregovori-site.html Сначала озвучу несколько моментов, а потом выставлю уже выжимку.
- Мемуары вызвали определенную бучу в Южной Корее, недовольство со стороны южнокорейских политиков (даже соратников Ли) и КНДР. В первую очередь из-за недовольства по поводу того, что еще свежо в памяти и что может повредить многим еще живым людям.
- Это не первый случай, когда мемуары вызывают определенные скандалы. Ли же, создается такое ощущение, решил "снова засветиться"
- Общий посыл мемуаров (здоровая книга - почти 800 страниц. Слона прибить можно наверное ))) - "я - белый и пушистый, а если вы считаете иначе, то вы не понимаете". Это в первую очередь касается "дипломатии природных ресурсов", где, как считают, Корея впустую выбросила на бесперспективные зарубежные проекты десятки миллиардов долларов, это идея Ли рыть канал через весь корейский полуостров, которую ему не дали реализовать в полной мере,а лишь в виде "проекта четырех больших рек". Это тоже сильно критикуют, говорят, что Ли выбросил деньги на ветер. Ли же говорит, что бы прав и что его видение докажет свою правильность в дальнейшем.
- В мемуарах Ли представляет именно выгодную для него картинку. Он не вспоминает острые для него моменты: 1) как его старшего брата Ли Сан Дыка, который считался одним из самых влиятельных политиков, упаковали за решетку за коррупцию, 2) Обходит тему самоубийства предыдущего президента Но Му Хена (некоторые считают, что Ли натравил на него прокуратуру), 3) Не вспоминает скандал со строительством его дома, когда прокуратура вела расследование, как в одном из его зданий оказалась бордель работал... Вспомнит еще можно многое, это его подход такой "Я всегда прав".
В 2007 году он победил выборы с рекордным преимуществом, но сейчас, как видится, имеет шансы войти в историю как самый непопулярный (по итогам) президент Кореи. Основные его успехи - на посту мэра (строительство ручья Чхонгенчхон, введение новой системы транспорта). На посту президента - практически нет ничего, исключая того, что Южная Корея достаточно спокойно прошла финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. В дипломатии - полный крен в сторону США, ухудшение отношений с Китаем, Японией, нет ничего заметного с Россией. Про КНДР и говорить не стоит - это при нем и "Чхонан" (если КНДР там действительно руку приложила, с чем не все согласны) и Енпхендо и полный кризис с Пхеньяном. Но это все лирика. Ниже - выжимки про Россию, Узбекистан и Казахстан. Про РФ (ИМХО) немного скучновато, нет ничего особенного, про отношения с Назарбаевым и Каримовым - полюбопытнее. Может что-то упустил, но в целом вроде бы так.
-В целом про эти наши страны - немного. Про РФ - 8 страниц, про Узбекистан - 7, про Казахстан - 6. Про Китай, США, КНДР - куда больше. А всего в мемуарах - 798 страниц.
- ИМХО. Не думаю, что книга особа достойна тщательного изучения, разве историкам, но можно и купить. Думаю, что мемуары можно использовать как тексты для студентов, изучающих корейский: язык весьма простой, а описываемые события были совсем недавно.
Экс-президент Южной Кореи рассказал о секретах дипломатии на высшем уровне с Россией, Казахстаном и Узбекистаном
Олег Кирьянов
Недавно экс-президент Южной Кореи Ли Мен Бак, возглавлявший страну в период с 2008 по 2013 гг. опубликовал свои мемуары под названием «Время президента, 2008-2013», которые уже спровоцировали большой резонанс и скандал из-за обнародованных там многих тайных подробностей отношений Сеула и Пхеньяна. Как выяснилось, в книге есть ряд интересных неизвестных деталей, касающихся отношений Сеула с Россией, Казахстаном и Узбекистаном, а также с их лидерами. В отношении РФ Ли вспомнил в первую очередь соглашение о строительстве газопровода и общение по этому поводу с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, именно Ли убедил Ташкент начать сотрудничать с Вашингтоном, а с президентом Казахстана Назарбаевым лидер Кореи вместе сходил в сауну и выпил несколько стопок «ершей» на брудершафт.
Россия, газопровод до Южной Кореи и объединение
Основные воспоминания Ли Мен Бака в отношении России связаны с проектом строительства газопровода из РФ в Южную Корею через территорию КНДР. Как отмечает Ли, он ещё в бытность свою бизнесменом, когда неоднократно посещал Россию, уже тогда задумался над этим проектом и привлёк его в первую очередь именно российский газ.
Ли говорит, что в беседе с занимавшим тогда пост президента РФ Дмитрием Медведевым предложил ему построить газопровод из России до Южной Кореи, продлив лишь на 400 км трубу, которую РФ сама запланировала довести до Владивостока. При этом Ли сам предложил, чтобы труба шла через территорию КНДР вдоль железнодорожной ветки, которая в перспективе также должна была соединить две Кореи и Россию. Медведев поддержал идею Ли, попросив корейского президента также дать оценку ситуации в КНДР. В итоге два лидера решили сотрудничать по проекту строительства газопровода, причём Россия взяла на себя задачу убедить Пхеньян в перспективности проекта. Москва сначала с Сеулом, а затем с Пхеньяном подписала договорённости, которые предполагали сотрудничество по реализации этого проекта.
Как отмечает Ли Мен Бак, идея с газопроводом, а также в сфере прокладки линий электропередач и железных дорог до Южной Кореи через КНДР была поддержана в дальнейшем и Владимиром Путиным, который в 2012 г. снова стал лидером России.
Далее Ли поясняет, почему эти мегапроекты так и не удалось реализовать. По его словам, основным камнем преткновения стала слишком высокая цена, запрошенная российской стороной за газ. «Наша корпорация KOGAS и российский «Газпром» провели большое количество переговоров, смогли согласовать многие моменты, но не удалось договориться о цене. С учётом поставок сланцевого газа из США цена за газ из РФ оказалась слишком высокой», - пишет Ли Мен Бак в своих мемуарах, подчёркивая тут же, что «если этот вопрос будет решён, то всё сотрудничество в сфере газопровода, железных дорог и поставок электричества можно будет немедленно возобновить».
Ли Мен Бак также отмечает, что у него с Дмитрием Медведевым сложились в определённой степени особые отношения, так как он стали друг для друга старшекурсником и младшекурсником по одному и тому же вузу. Так, Ли Мен Бак получил почётную степень кандидата наук в СПбГУ, который закончил российский президент, а Медведев - в альма-матер Ли сеульском университете Корё. «После окончания официальных переговоров на саммите большой двадцатки в Сеуле в ноябре 2010 г. я так сказал: «В 2008 г. я получил почётную учёную степень с Петербургском университете, который закончил президент Медведев. А сегодня вы, господин Медведев, получили почётную учёную степень в моём вузе Корё. Получается, что в СПбГУ я младшекурсник, а вы старшекурсник, а в Корё - наоборот», - отмечает Ли, говоря, что каналы двусторонних обменов затем «внесли в большой вклад в изменение позиции России по ситуации в Северо-Восточной Азии».
Посредник между Узбекистаном и США
Особенности отношений с Узбекистаном и Казахстаном Ли Мен Бак описывает в главе «Новая дипломатия Азии-1: Центральная Азия». Интерес к государствам этого региона Ли объясняет в первую очередь наличием у них необходимых Сеулу запасов полезных ископаемых. Впрочем потом добавились геополитические соображения, а также проекты в других сферах.
По словам Ли, когда он в должности президента впервые собрался лететь в Узбекистан и Казахстан, то Ташкент и Алма-Аты развернули между собой большую конкуренцию, стремясь, чтобы к ним президент Юга приехал первым. В итоге Ли Мен Бак решил ехать в первую очередь в Узбекистан, где у него с президентом Исламом Каримовым сложились особые отношения, а виделись они друг с другом в ходе саммитов каждый год. Как утверждает Ли, в ходе доверительных бесед с Каримовым он сумел добиться благоприятных условий для работы корейских компаний в Узбекистане, получил Сеул и доступ к важнейшим месторождениям природных ресурсов.
Немалую роль затем стала занимать и геополитика. Как следует из мемуаров, именно Ли стал инициатором примирения Узбекистана с США. Вашингтон интересовал узбекский аэропорт Новои, который был необходим Соединённым Штатам для переброски грузов в Афганистан. США попросили Ли поговорить об этом с Каримовым и выступить Ли в качестве посредника в плане нормализации ухудшившихся после 2006 г. отношений. «Я долго убеждал Каримова в том, что несмотря на некоторые неприятные моменты прошлого ради безопасности и экономики Узбекистана ему необходимо возобновить диалог с США. Мы долго об этом говорили. Когда я уже улетал из Узбекистана, Каримов, пожимая мне руку, пообещал, что будет сотрудничать с Соединёнными Штатами. После этого многие сложные проблемы между США и Узбекистаном были разрешены, а затем Узбекистан посетила и глава Госдепа Хиллари Клинтон», - утверждается в мемуарах. Кроме того, корейцы стали широко использовать для своих нужд аэропорт Навои, через который также перебрасывали грузы в Афганистан и американцы.
Казахстан: сауна, «ерш», КНДР и президент Назарбаев
Как и в случае с Узбекистаном, основные воспоминания, да и вся политика Сеула в отношении Казахстана анализируется Ли Мен Баком в первую очередь через призму его личных отношений с лидером страны - Нурсултаном Назарбаевым.
По словам Ли, Назарбаев сразу впечатлил его своим «особым человеческим подходом» к гостю из Южной Кореи. По прилёту в Казахстан Ли достаточно неожиданно был приглашён на личную дачу Нурсултана Назарбаева, где два президента вместе сходили в сауну. «Вот так мы, одетые в одни банные халаты и простыни, и обсуждали те вопросы, которые официально стояли в повестки завтрашних переговоров на высшем уровне», - вспоминает Ли.
Ли Мен Бак оказался под впечатлением проявленной к нему личной заботы со стороны президента Казахстана, который, сказав, что «после бани нельзя давать телу резко остывать», сам одел на Ли специально приготовленные носки. «Позже я узнал, что до моего приезда Назарбаев вызвал к себе нашего посла и подробно расспрашивал его о моих личных предпочтениях и вкусах. Я тогда подумал, что мне есть много чему поучиться у казахского лидера», - вспоминает Ли.
Далее рассказ Ли об общении с Назарбаевым напоминает истории, схожие с приёмом иностранцев «в русском стиле». Президент Казахстана в сауне предложил выпить им вместе водки. Ли решил не уступать и предложил сделать «ёрш», широко распространённый в деловой культуре Кореи. Южнокорейский президент лично смешал пиво с водкой. После двух стаканов казахский лидер предложил остановиться, но Ли подчеркнул, что «останавливаться, согласно корейскому обычаю, можно лишь на нечётных цифрах поднятых стопок». В итоге последовала третья стопка, который выпили на брудершафт опять же по инициативе Ли.
«А теперь давайте сделаем по казахской традиции. У нас в Казахстане между друзьями делаем так. Это означает «мы едины». Он это сказал и три раза поцеловал меня», - рассказывает Ли.
«Дипломатия особых отношений на уровне президентов» и оказанный Ли со стороны Нурсултана Назарбаева радушный приём, похоже, сыграли свою роль. В дальнейшем именно Казахстан стал той страной, куда из всех стран СНГ Южная Корея инвестировала больше всего средств.
Как утверждает Ли, Назарбаев предсказывал и крах КНДР в своих беседах с лидером Южной Кореи. «В ходе многочисленных встреч с Назарбаевым на меня самое большое впечатление оказали его слова о Северной Корее, - вспоминает Ли. - «Коммунистические страны, что бы они ни делали, в итоге падут. Это я хорошо знаю по опыту Советского Союза. Северная Корея тоже идёт по тому же пути. Если вы последовательно продолжите свою нынешнюю политику в отношении КНДР, то когда-то объединение будет достигнуто», - цитирует Ли в своих мемуарах Назарбаева.
Ли Мен Бак также далее хвалит президента Назарбаева, отмечая, что «хотя тот, изменив Конституцию, и создал у себя в стране диктатуру», но сумел сохранить благополучие государства и его процветание в годы кризиса, а также использует заработанные от продажи природных ресурсов средства во имя развития и будущего Казахстана.
В ходе последнего саммита Ли и Назарбаева казахский лидер просил Ли Мен Бака обязательно заезжать в гости и после окончания срока президентских полномочий. «Он тогда мне сказал, что у него есть одно место отдыха, где хотел бы побывать вместе со мной, когда я закончу свои президентские хлопоты. Мне очень интересно, что это за место, и очень надеюсь, что когда-то выполню тот уговор», - завершает этими словами Ли Мен Бак часть, посвящённую отношениям со странами Центральной Азии.