Сегодня с утра стали известны итоги выборов в местные органы власти в Южной Корее, которые прошли вчера (4 июня 2014 г.). В общем, для всех как бы «могли бы и лучше, но и так весьма неплохо» - что для правящей партии «Сэнури», что для оппозиции. Ниже пойдет скучный и самый общий анализ итогов. Может кому-то и будет интересно, но тема внутренней политики Южной Кореи - «на любителя», хотя я себя к таковым скорее отношу….Но если вдруг все же интересно, то анализ идет ниже..
Как это уже достаточно давно заведено в Южной Корее, борьба шла между двумя партиями - правящей и оппозиционной. Первая это «Сэнури», а вторая это - «Демократический альянс за новую политику». Первые более консервативны, вторых считаю более демократически настроенными и прогрессивными.
Общая атмосфера
Как бы там ни говорили, что, мол, «давайте по-честному», «не надо использовать трагедию с Севолем во внутриполитических целях», но ситуация с затонувшим паромом стала, наверное, основным фактором, который пытались использовать местные политики. Оппозиция в лице ДАНП постоянно говорила, что через выборы надо устроить «народный суд» правительству за все выявленные ошибки и огрехи, правящая «Сэнури» кричала, что «не надо раскачивать лодку в трудное время», «поможем нашему правительству» (по сути же себе, а не столько правительству). Но вот вам и «не надо использовать трагедию». С обеих сторон хороши в этом плане.
Ожидалось также, что из-за «Севоля» народ ринется к урнам для голосования, что участие будет выше 60 %. Ну, тут, как и вообще с выборами: в целом все, как и ожидалось, но в меньшей степени. До 60 % не дотянули - 56,3 %, это на 2,3 % больше, чем на предыдущих аналогичных выборах в 2010 г., второй самый высокий показатель за историю проведения подобных выборов (с 1995 г.), но, как видно, все равно «не зашкаливало». Погода была не везде хорошей, кроме того, тут еще можно было добавить выходной и поехать на несколько дней на отдых за границу, что многие и сделали - аэропорты переполнены, рейсы в страны ЮВА, Гавайи и прочие популярные для отдых места в эти дни забиты под завязку.
Надо еще учитывать, что этот «самый высокий за последние 16 лет показатель участия» получен в том числе и благодаря введенной практике предварительного голосования. За неделю можно было в любом месте в Корее проголосовать, надо было только со своим удостоверением личности прийти. Многие так и сделали, выполнили гражданский долг, а потом со спокойной душой улетели на курорты ))) Это тоже повысило общий показатель участия.
Еще одно: «защитим правительство» против «суд над правительством» - эта тема была раскручена. Было видно, что активно голосовали в первую очередь молодежь (прогрессивные в целом) и те, кому за 60 (а эти за консерваторов). Вот они как бы и компенсировали друг друга в целом.
Статистика
На этих выборах выбирали кучу народа - мэров больших и малых городов, губернаторов провинций, глав уездов, волостей, административных округов, депутатов всевозможных мелких «хуралов» ))) - много. Но основные итоги определяются по «большим 17» - это мэры городов центрального подчинения и губернаторы провинций. Если вдаваться в подробности, то берут глав административных единиц более мелкого уровня (всего 226), показательно также то, кто будет своего рода «куратором образования» в крупном городе или провинции (тоже 17).
Начнем с главных 17. Итог таков: у правящей 8 , у оппозиции - 9.
Вот карта с итогами выборов (по главным 17 административным единицам. Когда сдавали этот номер, где-то еще считали голоса. Но где Д написано и «зачеркано» - это победила оппозиция (ДАНП), то есть голубой цвет, а где в точках - это правящий лагерь.
Без крупных сюрпризов
В целом, больших сюрпризов нет. И оппозиция и правящая партия сохранила свои «традиционные регионы». Для ДАНП - это юго-запад (провинции Северная, Южная Чолла, Кванчжу), для «Сэнури» - юго-восток (провинции Северная и Южная Кенсан, города Пусан, Ульсан, Тэгу). НУ и еще Чечжу можно отнести, там тоже стабильно для консерваторов в последние годы.
Может сложиться впечатление, что оппозиция хорошо победила. В лучшем случае победа очень условная и точно не за явным преимуществом.
Во-первых, по сравнению с 2010 г. было 9-8, а теперь 8-9, то есть одно место себе только забрали.
Во-вторых, на фоне обещанного «суда над правительством» из-за Севоля, который действительно всколыхнул корейцев, ожидали гораздо большего, но вот получилось «всего лишь на одно больше».
В-третьих, по карте может визуально выглядеть, что территориально у оппозиции серьезный перевес, но северо-восток (провинция Канвон) (где Д написано, там долго считали) - не так сильно заселены, там горы, море, но народу относительно немного. А основной народ - это столичный регион и юго-восток. Второй был и остается оплотом правящей партии, консерваторов.
В-четвертых, оппозиция отдала консерваторам как Инчхон, так и столичную провинцию Кенги, хотя там была очень напряженная борьба и там перевес был в районе лишь 1-2 % в пользу консерваторов. Но вот отдали, что показательно.
В-пятых, в Канвоне том же перевес тоже небольшой оказался - менее 2 %, что показательно. Незначительны перевесы и в центре - Тэчжон, Северная и Южная Чхунчхон, заметен, но не подавляющий в Сечжоне.
В-шестых, если брать по населению, то скорее большинство проголосовало за правящую все же (немного и надо считать, но вроде бы так - ИМХО конечно). А причина проста - на юго-востоке живет больше народу, а это оплот консерваторов. Там убедительное преимущество в городах означает больше голосов. А на юго-западе людей меньше. Большая столица, т.е. Селу+Инчхон+Кенги разделилась: Сеул за оппозицию, Инчхон и Кенги немного, но за консерваторов.
Что в активе оппозиции:
1. Однозначно главная победа - это Сеул. Но там фактор нынешнего мэра сыграл, который добился переизбрания - Пак Вон Сун (про него еще позже). Он победил миллионера, владельца «заводов и пароходов» (Хендэ Хэви Индастриз - крупнейший судостроительный концерн мира) Чон Мон Чжуна. Вот в Сеуле действительно «устроили суд по Севолю» для правящей партии. Но Чон Мон Чжун и сам виноват: и с сыном что-то не то, и сам он не самое верное про «Севоль» «отморозил», хотя долгое время рейтинги были равные с Паком, даже иногда в пользу Чона. Мое личное впечатление - этот Чон для большой политики не готов. В 2002 г. нарушил обещание, которое дал Но Му Хену, в последний момент переметнувшись к противникам Но несмотря на все клятвенные заверения и «бухаловов на брудешафт» с Но. Потом неоднократно заявлял, что Южной Корее надо обзавестись своим ядерным оружием (это, как мне кажется, не стоит говорить человеку, если он надеется стать президентом когда-либо). Вот за него и проголосовали только самые зажиточные районы Сеула - тот самый Каннам. А Пак Вон Сун - такой скромный дядечка, вроде бы действительно на деле такой и есть - скромный, искренний, работяга. Молодежь его любит.
2. В активе оппозиции провинция Канвон (северо-восток), где, как правило, сильны именно консерваторы (но все же на местных выборах уже второй раз подряд именно оппозиция берет).
3. Смогли оттянуть на себя весь центр - Тэчжон (впервые за 20 лет), а также Северную и Южную Чхунчхон и город Сечжон.
Что в активе правящей «Сэнури»?
Все с точностью до наоборот.
1. Главная и очень нелегкая победа - это Инчхон, Кенги. Там с очень небольшим перевесом.
2. Сохранили Пусан и Тэгу, хотя там стали возникать сильные опасения.
3. Традиционные районы оставили за собой, не только юго-восток, но и Чечжу.
В общем, на каждое приобретение у одной партии есть контприобретение у другой. А счет 8-9. Качнись одно место в другую сторону - была бы убедительная победа оппозиции (7-10) либо серьезная победа правящей (9-8, но с учетом негатива «Севоля» это было серьезной победой), а так - именно боевая ничья.
Спускаемся ниже - убедительная победа правящей партии
А вот на более низком уровне - убедительное преимущество правящей партии. Если брать мэров мелких городов и прочих местных начальников, то вот результат: у правящей Сэнури 124, у оппозиционной ДАНП - 72. Вот карта, заметно (красная - правящая, голубая - ДАНП).
Учителя - за оппозицией
Но тут же маятник идет в обратную сторону, если брать кураторов политики образования. Их тоже выбирают и только в крупных городах и провинциях. А там из 17 мест 14 ушло к тем ,кто от оппозиции. Вот на карте все видно, на чьей стороне кураторы учителей
Остальные итоги
- Можно сказать, что «ультрапрогрессивная партия», где был скандал с депутатом, которого арестовали за подготовку мятежа в пользу КНДР, исчезла. Они поснимали своих кандидатов, после чего стали обвинять их, что они, мол, выдвигались, чтобы взять себе положенные от правительства на предвыборную кампанию деньги. Надо бы еще посмотреть что будет на выборах в парламент, но похоже, что эта партия действительно ушла, не пережила скандала с арестом и «восстанием».
- Из «больших 17» нет ни одного самостоятельного кандидата. Еще раз подтверждено, что без партийной поддержки сложно, если вообще возможно.
- Подтверждено деление и регионализм: юго-восток - оплот консерваторов, юго-запад - демократов (там и зашкаливали показатели часто за 70 % в пользу «своих». А «большая столица» - разделена.
Прицел на президента
Но, как мне кажется, у оппозиции стал впервые за долгое время вырисовываться кандидат в президенты - Пак Вон Сун, мэр Сеула. Понятно, что надо еще подождать, посмотреть, что еще неясно согласится ли он, да и «всякое может быть». Известно, что у он-то соратник демократов, но и сам по себе. Но пользуется популярностью, имидж честного есть. Ан Чхоль Су же, на которого до этого многие возлагали надежды, похоже «сдувается» после слияния с демократами и создания ДАНП.
Кроме того, после истории Ли Мен Бака, который также был мэром Сеула, а потом стал президентом, многие воспринимают пост мэра столицы как заявку на кандидаты в президенты. Нопосмотрим. Пак, по слухам, такой человек, что легко может сказать: не хочу быть президентом )))
У правящей партии альтернативной сильной фигуры пока нет, хотя, как показывает практика, регулярно в политике Кореи перед президентскими выборами выскакивают «черти из табакерок», которые быстро становятся популярными и реальными претендентами на пост № 1, хотя до этого были на вторых и даже третьих ролях.
Завершая разговор об итогах местных выборов, не стал бы преувеличивать их значение. Это определенное зеркало, но всеобщие выборы депутатов Национального собрания ИМХО более показательны. Здесь же именно «местные», когда большую роль часто играют неожиданные факторы. Не соглашусь с теми, кто считает, что местные выборы - это «четкое зеркало» политических раскладов. Если по большим 17,то демократы вышли вперед, а в целом по народу - консерваторы, да и парламент (который более влиятелен) они держат за собой.
Вот на карте, как нынешняя оппозиция постепенно "отжимает" (2002-2006-2010) себе местные органы власти, хотя с президентскими выборами это не очень хорошо коррелируется
Еще одно. Недавно довелось немного спорить по поводу версии, что «Севоль и все напасти на Южную Корею могли спровоцировать демократы, чтобы обеспечить себе победу на местных выборах». ИМХО - это чушь. Это не та страна. Гробить вот так людей за кресло мэра мелкого и даже немелкого города в Корее не будут. Могут подкупать, компру искать, но убивать людей - не верю. ДА и напасти - далеко не все на пользу оппозиции были. Те же проблемы с метро в Сеуле были против Пак Вон Суна, который опять же стал «главной победой» оппозиции. Но это так, слишком уж стало много сторонников «теорий заговора» после «Севоля», аварий, столкновений и прочих ЧП, которые произошли в Южной Корее в апреле-мае этого года.
Да, кстати, знаю нелюбовь многих к "Чосон Ильбо" - косяков на направлении КНДР правда хватает в последнее время, но в целом в остальном работают добротно, хотя, конечно, рупор консерваторов. Все фото из "Чосон Ильбо".