Снежный барс
2008 год: примерно 2000-3000 животных, в России - 20-30 (данные разнятся из-за миграции животных).
2017 год: 7500 животных, из них в России - 80-100.
Эта великолепная кошка - один из символов Сибири и Дальнего Востока. Ирбис проживает в труднодоступных горных массивах, что осложняет наблюдение ним, но не препятствует браконьерству - ради ценной шкуры, пятна на которой уникальны, как отпечатки пальцев человека. Также барсы часто попадают в петли-ловушки, установленные для других животных. С начала века популяция сократилась на 20%, вид оказался под угрозой исчезновения.
Последние годы 12 стран Центральной Азии, среди которых Китай, Кыргызстан, Бутан, Монголия, Россия, реализовывают программы охраны вида, включая создание особых природных территорий и борьбу с браконьерством. Причем помимо штрафов власти идут по пути улучшения качества жизни жителей регионов, просветительской работы и даже привлечения бывших охотников к охранным мероприятиям.
14 сентября 2017 года Международный союз охраны природы (МСОП) и природных ресурсов официально перевел барса из категории «вымирающие виды» в «уязвимые». Но это не значит, что ирбис теперь не нуждается в защите, просто сокращение популяции замедлилось и даже проявляется небольшой рост в отдельных регионах.
Большая панда
XI-XII века: уже считалась редкостью.
2017 год: примерно 2060 животных.
В мире насчитывается 1864 взрослые панды. Детенышей около 200, но точных данных нет. Встретить очаровательного бамбукового мишку в дикой природе сейчас почти невозможно. Большая панда уничтожалась браконьерами, находилась под давлением цивилизации (вырубка лесов) и даже была предметом дипломатии (Китай использовал животных для налаживания отношений со странами-партнерами). Кроме того, она плохо размножается в неволе.
Большая панда - эндемик, она считалась редкостью еще 1000 лет назад, хотя точное число животных летописи по понятным причинам не содержат. Катастрофа почти случилась в 80-х годах прошлого века, но вид сохранился и постепенно восстанавливается. МСОП перевел больших панд в Красной книге из категории «вымирающие» в «уязвимые» в 2016 году. Все просто - за убийство медведя в КНР предусмотрена смертная казнь. А в реабилитационных центрах на панд работает весь персонал - от уборщиц до нянек.
Лошадь Пржевальского
1969 год: 0 животных в дикой природе.
2017 год: 2000 животных.
«Они пронеслись мимо, как ураган, и мгновенно исчезли из вида» - так Пржевальский вспоминал о первой встрече с дикой лошадью в Монголии. Однако в 1969 году этот вид в природе исчез. Если бы не находившиеся в ряде зоосадов планеты потомки 11 животных, отловленных в Джунгарии еще в начале XX века, о лошадях Пржевальского можно было бы говорить только в прошедшем времени.
Сейчас в мире насчитывается около 2000 лошадей Пржевальского, и главная угроза для них - близкородственные связи, которые ограничивают жизнеспособность вида.
С 1992 года ведутся работы по реинтродукции вида в природу. Первые центры появились в Монголии, а с 2015-го функционирует первый в России центр реинтродукции в Оренбургском заповеднике.
Амурский тигр
1940 год: 40 животных.
2017 год: 600 животных
Охота на тигра (цена тигриной шкуры на черном рынке сегодня может доходить до миллиона рублей) и сокращение зоны обитания в связи с вырубкой тайги привели к экологической катастрофе. Меры по восстановлению популяции начались со второй половины XX века и продолжились в XXI. В 2012 году создан заказник «Среднеуссурийский», по которому проходит тропа миграции амурских тигров в Китай. В 2013 году в России создан Фонд по охране амурских тигров. Истребление зверя снизилось, и сегодня наблюдается медленный, но устойчивый рост популяции. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский 22 сентября 2017 года заявил, что численность амурского тигра в Приморье достигла 460 особей. Всего же в России насчитывается 550 тигров (есть еще в Хабаровском крае), также 10% мировой популяции живет в Маньчжурии - итого в мире приблизительно чуть более 600 особей.
Северный морской котик
1911 год: 9600 животных.
2017 год: 1,1 млн животных.
Знаменитый натуралист Георг Стеллер (тот самый врач, который открыл миру стеллерову корову) описал северного морского котика в 1741 году. Он говорил о «бесчисленных стадах котов», которые располагались на побережьях северной части Тихого океана. Если бы котики оказались менее проворными, их постигла бы участь упомянутой коровы, которой уже нет почти три столетия.
Бесконтрольный промысел привел к резкому сокращению численности вида. Локализация на большом количестве островов позволила избежать полного уничтожения. Можно посмотреть, как развивалась популяция на Командорских островах: от 1,5 млн особей (одна из крупнейших популяций в мире) к 1911 году здесь осталось всего 9600. Такое падение числа котиков привело к заключению Международной конвенции об их охране, которую подписали США, Канада, Япония и Россия. Еще две конвенции (1923 и 1957 годов) закрепили охрану вида, и его численность стала увеличиваться. Сегодня популяция северного морского котика в мире оценивается в 1,1 млн. В России, на острове Беринга, до сих пор ведется промысел в небольшом объеме.
Коала
1910-е годы: критическое снижение популяции с многомиллионной до нескольких десятков тысяч.
2017 год: 80 000 животных.
Милое сумчатое Зеленого континента всегда страдало от массовых эпидемий хламидиоза - его еще называют СПИДом коал. А с конца XIX века к ним добавилось истребление из-за густого меха.
Коалы отличаются доверчивостью и некоторой медлительностью. Охотники легко заманивали животных в ловушки, снимали прямо с ветвей и отстреливали с близкого расстояния. Вместо того чтобы убегать или защищаться, коала в стрессовой ситуации цепенеет. Такое состояние даже получило название «синдром стресса коалы». Результат - массовое уничтожение зверей по всему континенту, счет шкурок шел на сотни тысяч.
В 1927 году правительство запретило охоту на коал и к 1954 году наметился прогресс в восстановлении вида. Сегодня, по оценкам Австралийского фонда защиты коал, в стране обитают примерно 80 000 животных. Но экологи отмечают другую угрозу - вырубку эвкалиптовых лесов, в которых живут коалы, под застройку. Животные вынуждены мигрировать в поисках новых мест обитания и становятся жертвами автомобилей и собак. Также они страдают от пожаров. Тех, кому можно помочь, подбирают сотрудники реабилитационных центров, лечат и выпускают на волю. С 2012 года коалы находятся в категории «уязвимые».
Буревестник Бермудских островов
0 птиц согласно историческим документам. 1951 год: 17 гнезд.
2005 год - 250 птиц.
Бермудский тайфунник - птичка-невеличка, обитающая в одноименном треугольнике и примечательная своим истошным криком. Испанские колонизаторы принимали его за вопли демонов, сильно пугались и в джунгли не углублялись, возводя жилье только на побережье. Птичку же перестали видеть в лесах уже с 1621 года, чему поспособствовало массовое разведение свиней, появление крыс и кошек, а также неконтролируемый отстрел.
Однако в 1951 году, в процессе работы на островах архипелага научной экспедиции под руководством Касла Харбора, ученые обнаружили в скалах гнездовья исчезнувшего вроде как вида - тех самых тайфунников. Натуралисты стали возводить защитные ограждения - так они пытались спасти вид от его врага, белохвостого фаэтона.
Тот кусочек суши стал естественным резерватом для тайфунника. Но в 2003 году ураган «Фабиан» нанес существенные повреждения среде обитания птиц: гнезда были разрушены, территория - завалена деревьями. Пострадавшие области пришлось снова заселять птенцами. Остается добавить, что тайфунник признан символом Бермудских островов.
Евразийский речной бобр
1918 год: около 1000 особей.
2017 год: угрозы виду практически нет.
В резком падении численности бобра полностью виноват человек, истреблявший крупнейшего грызуна Европы ради ценного меха и бобровой струи, которой издавна приписывались свойства лекарства от всего на свете. Чтобы получить бобровую струю, необходимо добыть животное на охоте и аккуратно вырезать железу, не повреждая оболочки. Добыть струю, не умертвив бобра, невозможно.
В начале ХХ века животные практически исчезли. Огромный ареал, охватывающий Европу, Скандинавию, Россию, сократился до редких очагов. Благодаря быстро принятым мерам по запрету промысла бобра сокращение популяции удалось остановить. Стали реализовываться проекты по реинтродукции видов из других регионов. Так, в середине прошлого века в Белоруссию завезли 700 особей и выпустили в водоемы по всей стране. Сегодня животное охраняется во всех странах, где обитает. Угрозы виду практически нет - бобр живет в 63 регионах России.
Горная горилла
1981 год: 253 животных.
2012 год: 880 животных.
Гориллы этого вида могут достигать роста 150 см и веса 195 кг. Великаны являются желанным трофеем для браконьеров, которые до сих пор ловят детенышей этих приматов (стоимость одного «малыша» достигает $9000). Кроме того, в центральной части континента постоянно сводятся леса для экспорта ценной древесины и гориллы утрачивают среду обитания.
В 1981 году на хребте Вирунга насчитывалось 253 гориллы. Животные проживают на границе Демократической Республики Конго, Руанды и Уганды. В 2012-м их было уже около 880 особей. Поступательное восстановление численности связано с повышением контроля на охраняемых территориях. Ежедневно специальные патрули объезжают территории заповедников для пресечения охоты на животных. За убийство гориллы сегодня предусмотрен штраф в $10 000 и восемь месяцев тюрьмы.
Автор
Дмитрий Шевко Комментарии