Originally posted by
aillarionov at
А.Бондарев: Взрывчатка в Смоленске: сенсация или провокация? Утром 30 октября польская газета Rzeczpospolita на первой полосе
сообщила о том, что на обломках Ту-154 в Смоленске были обнаружены следы тротила и нитроглицерина. В части тиража этого заголовка не было, и на своем сайте редакция извинилась за это перед читателями, объяснив, что до поздней ночи проверяла это сообщение у различных источников. В частности, главный редактор газеты до поздней ночи обсуждал с генеральным прокурором Анджеем Сереметом, каким образом нужно информировать широкую публику о сенсационном открытии.
В публикации газеты говорится:
«В течение месяца в Смоленске польские прокуроры и эксперты вели обследование. Они вернулись две недели назад. Польские прокуроры сомневались в российской пиротехнической экспертизе. Предоставленный русскими анализ не соответствовал процедурным требованиям. Наши эксперты отказались подписывать окончательное заключение о причинах смерти без тщательного исследования обломков самолета. Они требовали повторного выезда в Смоленск и утверждали, что польские эксперты, которые ранее проводили исследования, имели в своем распоряжении слишком малое количество образцов, чтобы исключить присутствие взрывчатых материалов.
В Смоленск вместе с прокурорами выехали эксперты-пиротехники из Центральной криминалистической лаборатории, а также из Центрального следственного бюро с современным оборудованием. Уже первые образцы как из салона самолета, так и с обшивки крыла машины дали положительный результат. Приборы показали, в частности, что на 30 самолетных креслах имеются следы тротила и нитроглицерина. Эти вещества были также обнаружены на планере самолета, в месте соединения фюзеляжа с крылом. Их было столько, что один из приборов зашкалил. Подобные результаты дало и исследование места катастрофы, где были обнаружены крупные обломки разбитого самолета. Следы взрывчатых веществ оказались и на вновь найденных элементах самолета, обнаруженных во время этой экспедиции в Смоленск.
Известие об открытии осадка из взрывчатых материалов было немедленно передано в Варшаву и вручено генеральному прокурору Анджею Серемету, а также главному военному прокурору полковнику Ежи Артымяку. Генеральный прокурор лично передал информацию премьеру Дональду Туску. С момента возвращения из Смоленска ведутся интенсивные консультации, что дальше делать с этим открытием. До сих пор эксперты, работавшие для прокуратуры, ссылались на экспертизы российских специалистов, не выявившие наличия взрывчатых веществ».
Сенсацией оказался сам факт публикации: слухи об этом новом «открытии» ходили в Варшаве уже недели две. Известно, что сразу после катастрофы польский пиротехник отказался проводить анализ, а в течение двух с половиной лет, прошедших после катастрофы, российская сторона не только не допускала поляков к обломкам самолета, но в значительной степени скоропалительно уничтожила эти обломки. Процесс «заметания следов» был живописно и подробно показан в документальном фильме Аниты Гаргас «Специальная миссия: Смоленск», широко известном в Польше. Поражающий воображение отрывок из него, где российские солдаты ломами разрушают остатки самолета, а бульдозеры оттаскивают обломки, чтобы увезти их на грузовиках, вы можете увидеть
здесь. Зрелище невероятное!
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uWEPV_Zzf4E#!
А полтора месяца назад полякам почему-то разрешили приехать с приборами, и те немедленно обнаружили следы взрывчатки. Что касается сообщения о том, что в одном месте электронный анализатор «зашкалил» (через 2,5 года после пребывания остатков самолета на открытом воздухе!), оно наводит на мысль, что тротил не такой уж старый.
Но уже тем же утром на телевизионном канале TVN24 полковник Лешек Артемюк, специалист по взрывчатым веществам, заявил, что «сочетание таких взрывчатых веществ, как тротил и нитроглицерин, просто невозможно, при покушениях их вместе не бывает» и что «нитроглицерин вообще давно не используется».
Как
заметил один из гостей блога А.Н. Илларионова (который, как и
flanker20, неуклонно и неустанно стремится выяснить правду о смоленской катастрофе), «тротил и тем более нитроглицерин для теракта, тем более такого уровня, - все равно как киллер с наганом».
Полковник Артемюк также подтвердил, что следы от взорванного тротила и микроскопические частицы тротиловой пыли легко различить аналитически. Возникает вопрос: о каком же именно тротиле идет речь и когда он появился на месте катастрофы?
В тот же день провела пресс-конференцию военная прокуратура. Ее представитель
заверил, что она не обнаружила следов тротила и нитроглицерина на обломках правительственного Ту-154М в Смоленске. Это, однако, по мнению прокуратуры, не исключает наличия взрывчатых веществ на борту в связи с наличием там высокоэнергетических ионизированных соединений (радикалов - А.Б.), аналогичных тем, которые содержатся в высокоэнергетических веществах, в том числе взрывчатых.
Но самое главное - оказывается, на то чтобы окончательно убедиться, что это следы взрывчатых веществ, потребуется еще ПОЛГОДА лабораторных испытаний. И только тогда, более чем три года спустя после катастрофы, мы узнаем, имел место взрыв или нет.
Газета Rzeczpospolita продолжала задавать вопросы: «Если это всего лишь ионизированные частицы, почему прокуратура и правительство, которые знали об этом целую неделю, не проинформировали общественность? Или эта информация была настолько секретной? Почему прокурор не добавил, что из Москвы были привезены только отсчеты (показаний приборов - А.Б.), а не образцы этих материалов? ...Почему, наконец, прокуратура тянула с сообщением этой информации до 13:30, тщательно отшлифовывая свое заявление? Почему только сейчас обломки самолета были обследованы современным пиротехническим оборудованием: русские не позволяли? не было политической воли? Почему предыдущие исследования эксперты считали достаточными? На эти вопросы прокурор также не сумел дать четкого ответа».
Затем выступил и сам (гражданский) генеральный прокурор Анджей Серемет, подтвердивший, что радикалы были обнаружены, но их происхождение «неясно».
Напрашивается вопрос: что же это - сенсация или провокация? Либо опубликованные сведения хотя бы в чем-то верны - но тогда это значит, что правительственные спин-доктора сумели оттянуть скандал по меньшей мере на 6 месяцев, либо же произошел «вброс» заведомо ложной информации, с заверениями в ее подлинности на самом высоком уровне, чтобы дискредитировать сторонников продолжения смоленского следствия. Последнее предположение представляется более вероятным, поскольку рейтинг Туска последнее время неуклонно падает, а рейтинги правящей и оппозиционной партий вот уже две недели как сравнялись, так что подобная дискредитация была бы правительству как нельзя более кстати.
А что говорят ученые?
22 октября в Варшаве состоялась 1-я Смоленская конференция, в которой приняло участие более 100 ученых из 5 стран. Она транслировалась онлайн, и следило за ней более 36 тысяч человек. В правительственных СМИ и телевидение полностью обошли молчанием результаты конференции. Основные выводы ученых, работавших на подлинных образцах обломков, спутниковых снимках (приобретенных ими, кстати, за собственные деньги) и на компьютерных моделях, таковы:
1) Разрыв стенок фюзеляжа произошел изнутри, а не снаружи (изогнутость кнаружи и растяжение материала, разрывы заклепок, характерные для внутреннего давления).
2) Самолет распался на высоте, значительно превышающей высоту деревьев (обширный разброс обломков, спутниковые снимки). Кстати, было отмечено, что снимки, распространенные Сергеем Амелиным, фальсифицированы, чтобы подогнать размеры деревьев под нужную высоту.
3) Таинственным образом исчезла важнейшая запись системы TAWS №38 (более подробно см. в блоге
flanker20), a все деревья на соответствующем этой записи участке леса были вырублены вскоре после катастрофы, что видно на спутниковых снимках (тогда как деревья до и после этой части анализа записей уцелели).
4) Полностью опровергнута гипотеза «бронированной березы» как причины катастрофы (различными авторами при прогоне самых разных компьютерных моделей было показано, что при столкновении крыла гигантского Ту-154 с березой на такой скорости оно просто срезает дерево, сохраняя свою несущую силу).
5) Многие ученые склонялись к гипотезе «многоточечного взрыва» (любопытно, что в качестве одного из таких пунктов указывался участок соединения корпуса (планера) с крылом. Не исключалось, что взорваться могли также резервуары с горючим, что объясняло бы отсутствие взрыва и пожара на земле.
Это лишь некоторые из направлений исследований, которые будут продолжены учеными независимо, без финансовой поддержки со стороны любых правительственных или партийных учреждений.
Во избежание возможных кривотолков хочу добавить: в польской прорежимной прессе уже говорилось о «так называемой» конференции «так называемых» ученых. Однако в ней участвовали наиболее видные польские профессора из Политехнических институтов Варшавы и Кракова, Института физики, Горно-металлургической академии, а также специалисты-конструкторы (в том числе из Военно-космического отделения "Боинга"), американские и австралийские специалисты по компьютерному моделированию (в том числе работающие для NASA) и др. Я следил за ходом конференции и могу сказать, что ее уровень был вполне высоким, а выступавшие далеко не всегда были единодушны. Но при этом все участники жаловались на отсутствие достаточного количества образцов обломков самолета и невозможность получить к нему доступ. То же относилось и к компьютерным снимкам достаточного разрешения (приходилось работать со снимками с разрешением 50 м и редко 30 м на пиксель). Результаты конференции будут опубликованы.
http://grani.ru/blogs/free/entries/208117.html