Эволюция мифологемы героя в эпоху постмодерна

Oct 28, 2013 03:08

Оригинал взят у kozlova_e в Эволюция мифологемы героя в эпоху постмодерна


Социальная психология и социальная философия относят мифологему героя к важнейшим элементам структуры массового сознания.‭ ‬Западная антропология предпочитает использовать термин‭ «‬массовое‭»‬,‭ ‬избегая слово‭ «‬народное‭»‬,‭ ‬тем не менее,‭ ‬Герой‭ ‬как воплощение‭ ‬коллективного‭ ‬идеала,‭ ‬по сути,‭ ‬выражает подлинно народные ожидания эталонного поведения.
Современные исследователи в области гуманитарных наук всё чаще констатируют девальвацию героического начала в искусстве,‭ ‬что свидетельствует об опасной пластичности и текучести поведенческих шаблонов и растабуировании социально неприемлемых сценариев жизни.
Поскольку Герой,‭ ‬как уже было сказано,‭ ‬есть собирательный образ коллективного идеала,‭ ‬то отсутствие героического устремления в современном искусстве свидетельствует,‭ ‬в первую очередь,‭ ‬о преобладании‭ ‬социального индивидуализма‭ ‬в обществе,‭ ‬о примате‭ «‬эго‭» ‬над‭ «‬социо‭»‬,‭ ‬о чёткой эгоцентрической доминанте в сознании большинства современных представителей антропоса.‭ ‬Крайний индивидуализм на бытовом уровне проявляется во всеобщем отчуждении,‭ ‬в‭ ‬атомизации,‭ ‬избегании длительных связей,‭ ‬страхе перед обязательствами.‭ ‬Исчезновение Героя из культурной матрицы‭ ‬породило отсутствие смысла и цели жизни не только на идейно-нормативном уровне,‭ ‬но также и на более низком уровне‭ - ‬на уровне жизненного уклада и привычных поведенческих стратегий.
Однако запрос на коллективный эталонный образец не исчезает.‭ ‬Человек,‭ ‬как известно,‭ ‬существо социальное,‭ ‬и нуждается в некоем культурно-поведенческом ориентире.‭ ‬Возникшая пустота неизбежно заполняется суррогатами,‭ ‬всевозможными псевдогероическими персонажами.‭ ‬Особенно отчётливо прослеживается деструктивное влияние новейших ложных образцов на формирующийся духовный мир детей и подростков.‭ ‬Принцессы,‭ ‬супермены,‭ ‬феи,‭ ‬человеки-пауки формируют у‭ ‬них картину мира и поведенческие модели,‭ ‬далёкие от реальности.‭ ‬В современном кинематографе‭ ‬намеренно‭ ‬размываются границы между добром и злом:‭ ‬полицейский может быть частью криминального мира,‭ ‬а преступник‭ - ‬благороден и принципиален.‭ ‬В такой ситуации ребёнок,‭ ‬да и вообще зритель лишается способности различать добро и зло,‭ ‬нравственные критерии теряют первоначальный смысл.‭ ‬Амбивалентность человека,‭ ‬его двойственная природа‭ ‬- одновременно‭ ‬духовная и биологическая‭ - ‬требует наличия‭ ‬перед‭ ‬внутренним взором чётких духовных ориентиров,‭ ‬до которых‭ ‬растущий отрок ещё только дотягивается,‭ ‬преодолевая сопротивляющуюся животную природу.‭ ‬Об этой вечной коллизии между духом и плотью на протяжении веков напряженно размышляли великие умы человечества.‭ ‬В этом неотменяемая драма развития.‭ ‬Ликвидировав подлинного Героя и заменив его псевдогероем,‭ ‬спекулируя на низменных инстинктах,‭ ‬апеллируя к ложно понятой‭ ‬свободе,‭ ‬деятели культуры занимаются не чем иным,‭ ‬как цивилизационным демонтажом.
Герой,‭ ‬будучи надиндивидуальной инстанцией,‭ ‬в то же время наделялся атрибутами живого человека и качествами реального бытия.‭ ‬О героях слагались песни,‭ ‬передававшиеся из уст в уста и связывавшие,‭ ‬как нить Ариадны,‭ ‬череду‭ ‬поколений.‭ ‬Образ героя являлся составной и неразрывной частью эпоса,‭ ‬получившего своё название от народных поэм-песен,‭ ‬сложенных в древние времена в Греции,‭ ‬повествовавших о крупных исторических событиях в жизни народа.‭ ‬Свод таких древних повествовательных народных песен-поэм о легендарных героях и их героических подвигах носит название народный‭ ‬героический эпос.‭ ‬Здесь важно именно слово героический,‭ ‬поскольку без этого понятия нет и не может быть самого эпоса.‭ ‬Традиция героического эпоса вовсе не сводится только лишь к античным временам‭ - ‬существует обширная традиция эпоса в человеческой истории.‭ ‬Назовём лишь наиболее яркие образцы в этом ряду:‭ ‬германский эпос‭ (‬сюда относятся и древнеисландские‭ ‬«Эдды‭»‬ ХIII в.,‭ ‬и англосаксонский‭ «‬Беовульф‭»‬ VIII в.,‭ ‬и‭ ‬средневерхненемецкая‭ ‬«Песнь о Нибелунгах‭»‬ ХII-ХIII вв.‭)‬,‭ ‬романский эпос‭ («‬Песнь о Роланде‭»‬ ХII в.‭)‬.‭ ‬В русском варианте эпос‭ - ‬это цикл былин о богатырях и их подвигах во славу Отечества.
Категория героического имеет отчётливо общественную природу‭ -‬ в природе нет героического.‭ ‬Вектор‭ ‬прогрессивного развития человечества,‭ ‬соответствие деятельности объективным закономерностям движения общества по пути достижения гармонии,‭ ‬совершенства и красоты‭ - ‬важнейший критерий оценки личности,‭ ‬народа,‭ ‬класса,‭ ‬общества как героических в отличие от обыденных,‭ ‬обыкновенных.‭ ‬Поэтому величие исторических задач,‭ ‬встающих перед тем или иным обществом,‭ ‬и рождает героизм отдельных личностей или же широких масс‭ - ‬участников исторического прогресса.‭ ‬Отсюда понятно,‭ ‬почему в эпохи исторических переходов от одной общественно-экономической формации к другой и историческими личностями,‭ ‬и массами совершаются героические подвиги,‭ ‬значительно влияющие на ход исторических событий.
Проблематика героического‭ ‬как эстетической и этической категории,‭ ‬как культурного феномена привлекала пристальное внимание‭ ‬мыслителей античных времён.‭ ‬Так,‭ ‬например,‭ ‬Сократ понятие героического связывал с нравственностью и определял её как проявление возвышенного в человеке.‭ ‬Исследователи Нового и Новейшего времени‭ ‬в области антропологических наук,‭ ‬такие,‭ ‬как Гегель,‭ ‬Шеллинг,‭ ‬Шлегель,‭ ‬Вольтер,‭ ‬Карлейль,‭ ‬также придавали исключительное значение этой категории.‭ ‬К.‭ ‬Маркс писал:‭ «‬Однако как ни мало героично буржуазное общество,‭ ‬для его появления на свет понадобились героизм,‭ ‬самопожертвование,‭ ‬террор,‭ ‬гражданская война и битвы народов‭»‬.‭ ‬Чем более высоким этапом в истории развития человечества является рождающееся общество,‭ ‬тем большего героизма от отдельных личностей и масс оно требует для своего утверждения,‭ ‬поскольку сила сопротивления отмирающего и уходящего с исторической арены общества от эпохи к эпохе возрастает.‭ ‬Т.‭ ‬Карлейлю принадлежат такие дефиниции,‭ ‬как герой-божество,‭ ‬герой-пророк,‭ ‬герой-поэт,‭ ‬герой-пастырь,‭ ‬герой-вождь
‏ ‎Карлейль Т.‭ ‬Герои,‭ ‬почитание героев и героическое в истории.‭ - ‬С.-Пб.,‭ ‬1908..‭ ‬Среди отечественных работ нужно отметить работы А.Ф.‭ ‬Лосева,‭ ‬В.Я.‭ ‬Проппа,‭ ‬Е.М.‭ ‬Мелетинского,‭ ‬В.М.‭ ‬Жирмунского.
В.Я.‭ ‬Пропп‭ ‬[1958:‭ ‬5-6‭] ‬в своей работе‭ «‬Русский героический эпос‭» ‬пишет:‭ «‬… содержанием эпоса всегда является борьба и победа‭… ‬в разные исторические эпохи содержание борьбы было различно.‭ ‬Но есть одно,‭ ‬что объединяет характер борьбы на всех ступенях развития эпоса:‭ ‬борьба ведётся не за узкие,‭ ‬мелкие цели,‭ ‬не за личную судьбу,‭ ‬не за частное благополучие героя,‭ ‬а за самые высокие идеалы народа в данную эпоху.‭ ‬Борьба эта всегда очень трудна,‭ ‬требует напряжения всех сил героя,‭ ‬требует способности пожертвовать собой,‭ ‬но зато она в эпосе всегда приводит к победе.‭ ‬Борьба носит не личный,‭ ‬а общенародный и общегосударственный‭…‬ характер‭»‬.
По мысли Вяч.‭ ‬Иванова,‭ ‬герой‭ - ‬это и есть давнее имя Личности
‏ ‎Цит.‭ ‬по:‭ ‬Кривощекова Г.‭ ‬А.‭ ‬Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России:‭ ‬автореф.‭ ‬дисс.‭ … ‬канд.‭ ‬филос.‭ ‬наук.‭ -‬ Тюмень,‭ ‬2003.‭ ‬- С.‭ ‬4..‭ ‬В статье‭ «‬Разрушение личности‭» ‬М.‭ ‬Горький‭ ‬[1953:‭ ‬26-79‭] ‬очень подробно показывает,‭ ‬как героическое начало,‭ ‬являющееся плодом коллективного обобщения жизненного опыта народа и его идеалов,‭ ‬постепенно,‭ ‬в результате индивидуализации,‭ ‬секуляризации общества вымывается,‭ ‬и на смену ему приходит новый,‭ «‬никчёмный‭»‬,‭ «‬лишний‭» ‬герой:‭ «‬Наша литература‭ - ‬наша гордость,‭ ‬лучшее,‭ ‬что создано нами как нацией.‭ ‬В ней‭ - ‬вся наша философия,‭ ‬в ней запечатлены великие порывы духа‭…‬» Но вот‭ «‬пришёл кто-то чужой,‭ ‬и всё чуждо ему,‭ ‬он пляшет на свежих могилах,‭ ‬ходит по лужам крови,‭ ‬и его жёлтое,‭ ‬больное лицо бесстыдно скалит гнилые зубы.‭ ‬Больной дикарь,‭ ‬он чувствует себя победителем‭…‬».
Важнейшей функцией эпоса‭ ‬как носителя героического на всех этапах его эволюции‭ ‬являлась функция‭ ‬воспитания нации.‭ ‬Народ в‭ ‬эпической поэзии не просто фиксирует историю,‭ ‬а‭ ‬предъявляет историческую волю,‭ ‬свои футуристические устремления и идеалы.‭ ‬Сопереживая,‭ ‬рядовая‭ ‬личность идентифицирует себя‭ ‬с героем,‭ ‬соотносит свой бытийно-человеческий уровень с историческим уровнем.‭ ‬Происходит присвоение,‭ ‬интериоризация ценностей героя личностью,‭ ‬и через этот акт интериоризации происходит вхождение человека в Историю.
В настоящее время человечество вступает в особую эпоху,‭ ‬атрибуты которой только ещё начинают осмысливаться гуманитарными аналитиками,‭ ‬однако уже сейчас можно констатировать,‭ ‬что одним из отчётливых признаков наступивших времен является отмена традиционных ценностей,‭ ‬ревизия базовых гуманистических ориентиров.
На смену идеалам гуманизма приходит постмодерн,‭ ‬этот тотальный‭ ‬пожиратель смыслов.‭ ‬Категория высокого и возвышенного подвергается процедуре осмеяния,‭ ‬идеалы‭ ‬девальвируются,‭ ‬человеку‭ ‬предлагается культивировать свои биологические потребности.‭ ‬Он‭ ‬предстает одиноким,‭ ‬слабым,‭ ‬окруженным враждебным внешним миром,‭ ‬как в‭ ‬популярной песне В.‭ ‬Цоя:‭ «‬…весь мир идёт на меня войной‭»‬.‭ ‬Наряду с расчеловечивающим содержанием искусства в‭ ‬ХХ веке приходит идея тотального индивидуализма,‭ ‬беспрецендентного плюрализма и воплощение в реальности формулы ведьм из‭ «‬Макбета‭» «‬Зло есть добро,‭ ‬добро есть зло‭»‬.‭ ‬Напрашивается вывод:‭ ‬героизм абсолютно полярен индивидуализму.
Известно,‭ ‬что‭ ‬киноискусство,‭ ‬являясь наиболее демократичным и доступным из всех видов искусства,‭ ‬обладает наибольшим потенциалом в плане воздействия на формирующуюся психику ребёнка и подростка.‭ ‬В современный период остро встаёт проблема содержания кинематографической‭ ‬и анимационной продукции.‭ ‬В советский период кино играло важнейшую воспитывающую роль,‭ ‬воплощало идеальное,‭ ‬формировало высокие смыслы.‭ ‬Кино было искусством,‭ ‬ставящим своей‭ ‬целью воспитание человека,‭ ‬живущего в коллективе,‭ ‬трудящегося на благо Родины,‭ ‬разносторонне‭ ‬развивающегося,‭ ‬но не для себя,‭ ‬а для всей страны.‭ ‬В искусстве,‭ ‬в первую очередь,‭ ‬литературе и кино,‭ ‬царили герои и героини,‭ ‬которым хотелось‭ ‬подражать:‭ ‬Павка Корчагин,‭ ‬лётчик Алексей Маресьев,‭ ‬ребята из‭ «‬Молодой гвардии‭»‬.‭ ‬Появились и новые мифы:‭ ‬Легенда о Данко,‭ ‬Сказка про военную тайну,‭ ‬Мальчиша-Кибальчиша и его твёрдое слово.
В‭ «‬Педагогической поэме‭»‬ А.С.‭ ‬Макаренко упоминается о том,‭ ‬как колонисты,‭ ‬воспитанники колонии им.‭ ‬Горького,‭ ‬переписывались с Алексеем Максимовичем,‭ ‬который стал для них живым воплощением Героя.‭ ‬Необыкновенно трогательно читать о том,‭ ‬как бывшие уголовники и беспризорники гордились тем,‭ ‬что именно их колония была названа в честь него,‭ ‬каким высоким для них стало звание горьковца,‭ ‬как дорожили они тем,‭ ‬что могут пойти по его стопам и принести пользу своему народу.‭ ‬Надо сказать,‭ ‬что Антон Семёнович Макаренко сам являл собой экстраординарную личность,‭ ‬и для своих воспитанников был живым примером подвижничества,‭ ‬самопожертвования и высоким образцом Человека.‭ ‬Его идея воспитания в условиях коллективного труда сейчас невероятно актуальна.
В постсоветский период кино,‭ ‬да и искусство в целом,‭ ‬превратились в‭ ‬индустрию‭ ‬развлечения‭;‬ кассовый сбор‭ ‬теперь‭ ‬является показателем успешности того или иного фильма или культурного события.‭ ‬Средствами кино затрагивается самое низменное в человеке:‭ ‬в фильме обязательно наличие постельной сцены либо сцен насилия.
В середине‭ ‬XX века безусловным Героем являлся воин,‭ ‬победивший фашизм.‭ ‬В советский период создано огромное количество фильмов на военную тематику:‭ ‬и монументальных,‭ ‬и лирических,‭ ‬и комедийных.‭ ‬Герои,‭ ‬победившие фашизм,‭ ‬представлялись обычными людьми,‭ ‬беззаветно любившими свою Родину,‭ ‬молодыми юношами,‭ ‬приписывавшими себе лишний год,‭ ‬чтобы попасть на фронт.‭ ‬Они уходили на фронт просто,‭ ‬сурово,‭ ‬как и подобает настоящему воину,‭ ‬без страха,‭ ‬с болью за покинутых женщин и детей.‭ ‬Советский кинематограф оставил гениальные образы таких Героев для будущих поколений.
С развалом Советского Союза связано крушение гуманистических идеалов‭ - ‬того,‭ ‬что являлось сердцевиной искусства.‭ ‬Развитие человечества обеспечивалось наличием идеального,‭ ‬и именно‭ ‬по‭ ‬нему был нанесен‭ ‬сокрушительный удар.‭ ‬Оказались востребованными идеи Ф.А.‭ ‬фон Хайека,‭ ‬который заявлял о том,‭ ‬что любое идеальное‭ - ‬это отсутствие свободы.‭ ‬На деле же отсутствие идеалов вылилось в кинематографе,‭ ‬да и не только в нем,‭ ‬в индустрию насилия и разврата.
Что нужно сделать,‭ ‬чтобы отказаться от прежних,‭ ‬традиционных‭ ‬Героев‭? ‬Дискредитировать их.‭ ‬В‭ ‬1969‭ ‬г.‭ ‬итальянский режиссер Б.‭ ‬Бертолуччи снял фильм‭ «‬Стратегия паука‭» ‬по мотивам рассказа аргентинского писателя Х.Л.‭ ‬Борхеса.‭ ‬В нем герой-антифашист оказывается предателем.‭ ‬Чтобы не подорвать репутацию движения,‭ ‬друзья убивают бывшего соратника,‭ ‬подстроив всё так,‭ ‬чтобы вина за его убийство пала на фашистов.‭ ‬Эта тема продолжена в фильме П.‭ ‬Верховена‭ «‬Чёрная книга‭» (‬США,‭ ‬2006‭ ‬г.‭)‬.‭ ‬В нём герой-антифашист оказывается циничным предателем,‭ ‬всю войну работавшим на фашистов.
Итак,‭ ‬герой-антифашист оказывается фальшивым.‭ ‬На сцену выходит иной герой,‭ ‬лишенный этой‭ «‬гуманистической фальши‭»‬.‭ ‬Самым вопиющим примером является серийный убийца из фильма‭ «‬Ганнибал‭» ‬(реж.‭ ‬Р.‭ ‬Скотт,‭ ‬Великобритания-США,‭ ‬2001‭ ‬г.‭)‬.‭ ‬Прототипом Ганнибала Лектора послужило реальное лицо,‭ ‬серийный убийца Альберт Фиш,‭ ‬подкарауливавший маленьких девочек,‭ ‬долго мучавший их перед тем,‭ ‬как убить,‭ ‬и впоследствии поедавший их изуродованные тела.‭ «‬Героем‭»‬ становится недочеловек,‭ ‬безумец,‭ ‬абсолютное отклонение от нормы.‭ ‬Особенное внимание к этому образу привлекается через номинирование фильма на премию канала MTV в‭ ‬2001‭ ‬г.‭ (‬номинации‭ «‬Лучший фильм‭»‬,‭ «‬Лучший злодей‭»‬,‭ «‬Лучший поцелуй‭»‬,‭ ‬на приз зрительских симпатий за лучшую режиссёрскую работу‭ ‬2001‭ ‬г.‭ ‬от Европейской киноакадемии и на американскую кинопремию‭ «‬Сатурн‭» ‬в‭ ‬2002‭ ‬г.‭ (‬номинации‭ «‬Лучший фильм ужасов‭»‬,‭ «‬Лучший актёр‭»‬,‭ ‬Лучшая актриса‭»; ‬стал победителем в номинации‭ «‬Лучший грим‭»)‬.
Заметным примером нового кинематографа стал фильм‭ «‬Прирождённые убийцы‭» (‬реж.‭ ‬О.‭ ‬Стоун,‭ ‬США,‭ ‬1994‭ ‬г.‭)‬.‭ «‬Героями‭»‬ здесь выступают серийные убийцы Микки и Мэллори Нокс,‭ ‬совершивших десятки жесточайших убийств и ставших знаменитыми на весь мир.
Исследователи считают,‭ ‬что показ сцен насилия в фильмах и на телевидении повышает агрессию зрителей:‭ ‬они‭ «‬запускают‭» ‬или‭ «‬включают‭» ‬механизмы подражания.‭ ‬Один такой трагический пример произошел‭ ‬7‭ ‬ноября‭ ‬2012‭ ‬г.‭ ‬в Москве.‭ ‬Молодой юрист убил шестерых своих коллег,‭ ‬предварительно оставив в‭ «‬Твиттере‭» ‬послание,‭ ‬что‭ «‬ненавидит всё человечество‭»‬.‭ ‬Любимым фильмом‭ ‬несчастного‭ ‬оказался‭ «‬Прирождённые убийцы‭»‬.
Сегодня тема‭ ‬антигероя мощно подпитывается оккультизмом и магизмом.‭ ‬Речь идёт,‭ ‬прежде всего,‭ ‬о‭ ‬серии фильмов‭ ‬про‭ ‬Гарри Поттера‭ (‬8‭ ‬фильмов,‭ ‬США-Великобритания,‭ ‬2001-2011‭ ‬гг.‭)‬.‭ ‬Анализ отношения главных героев к‭ ‬Человеку сразу проясняет многое.‭ ‬Вот что пишут психологи И.‭ ‬Я.‭ ‬Медведева и Т.Л.‭ ‬Шишова:‭ «‬В‭ “‬Гарри Поттере‭”‬ люди фигурируют где-то на обочине‭…‬ как существа низшие по отношению к магам.‭ ‬Их даже людьми-то толком не называют,‭ ‬всё больше простаками,‭ ‬простецами,‭ ‬маглами.‭ ‬Таким образом,‭ ‬ребёнок отчуждается от людей,‭ ‬изображённых в книге Роулинг.‭ ‬Мало того,‭ ‬что он сопереживает главному герою-волшебнику,‭ ‬так ещё и люди не заслуживают ни сочувствия,‭ ‬ни элементарного уважения‭»‬ [Медведева,‭ ‬Шишова‭ ‬2003:‭ ‬7‭]‬.
Журналист М.‭ ‬Волчкова‭ [‬2012‭] ‬отмечает,‭ ‬что всё современное кино про монстров,‭ ‬гоблинов,‭ ‬волшебников,‭ ‬вурдалаков и прочую нечисть создано не только для того,‭ ‬чтобы собирать кассу,‭ ‬удовлетворяя запрос на‭ «‬щекотание нервов‭»‬.‭ ‬Нет,‭ ‬тут речь действительно идет о трансформации культурного ядра.‭ ‬Причём бьют и по христианским основаниям,‭ ‬адресующим к любви и прощению,‭ ‬и по глубинным кодам,‭ ‬попадающим‭ ‬в мозг ребёнка из семейных преданий,‭ ‬бабушкиных сказок и народных песен.
Из темы оккультизма естественным образом проистекает и тема некромании.‭ ‬М.‭ ‬Волчкова констатирует,‭ ‬что увлечение зомби стало сегодня дико популярным.‭ ‬На экраны кинотеатров по нескольку штук в год выходят фильмы о зомби:‭ ‬серия фильмов‭ «‬Обитель зла‭»‬ (5‭ ‬фильмов,‭ ‬США-Германия-Канада-Франция,‭ ‬2002-2012‭ ‬гг.‭)‬,‭ «‬28‭ ‬дней спустя‭»‬ (реж.‭ ‬Д.‭ ‬Бойл,‭ ‬Великобритания,‭ ‬2002‭ ‬г.‭)‬,‭ «‬Земля мёртвых‭»‬ (реж.‭ ‬Дж.‭ ‬А.‭ ‬Ромеро,‭ ‬Канада,‭ ‬2005‭ ‬г.‭)‬,‭ «‬Паршивая овца‭»‬ (реж.‭ ‬Дж.‭ ‬Кинг,‭ ‬Новая Зеландия,‭ ‬2007‭ ‬г.‭)‬ и т.д.‭ ‬Любимая тема таких фильмов‭ -‬ зомби-апокалипсис‭ ‬- один из вариантов конца света,‭ ‬в котором зомби гоняются‭ ‬за обычными людьми,‭ ‬чтобы их съедать,‭ ‬грызть,‭ ‬рвать на части.
В‭ ‬2012‭ ‬году в Москве,‭ ‬Твери,‭ ‬Нижнем Новгороде,‭ ‬Новосибирске,‭ ‬а также во многих городах мира прошли акции с переодетыми в зомби людьми‭ (‬Zombie‭ ‬Walk‭)‬.‭ ‬Как правило,‭ ‬подобные мероприятия посвящены премьере очередного фильма про зомби.‭ ‬В настоящее время Зомби-мобы стали традиционным ежегодным явлением в городах Европы,‭ ‬Северной и Южной Америки.‭ ‬Причём не всегда на таких некропарадах обходится без жертв‭…
Конечно,‭ ‬кроме фильмов ужасов существуют и другие причины агрессивного поведения детей и подростков.‭ ‬Но именно массовая культура с её насилием и жестокостью зачастую является указующей путь директивой.‭ ‬Ужастики и фильмы про нечисть становятся спусковым крючком к агрессивному,‭ ‬неадекватному поведению детей и подростков.
С темой зомби по популярности соревнуется и тема‭ ‬вампиров.‭ ‬Американская пенталогия‭ ‬«Сумерки.‭ ‬Сага‭»‬ (2008-2012‭ ‬гг.‭)‬ рассказывает об истории любви и взаимоотношений между вампиром и обыкновенной девушкой.‭ ‬Вампир,‭ ‬симпатичный юноша,‭ ‬ездит на роскошной машине,‭ ‬утреннее солнце его не убивает,‭ ‬а всего лишь делает его кожу серебристой.‭ ‬Он уже не пьёт кровь людей,‭ ‬а пьёт кровь животных.‭ ‬Это воплощение мечтаний девушки-подростка,‭ ‬и юные зрительницы в него и впрямь влюбляются‭! ‬Просто с ума сходят‭!
Таким образом,‭ ‬среднестатистический подросток привыкает к жизни в выдуманных мирах,‭ ‬к отсутствию связи с действительностью,‭ ‬отсутствию морально-этических норм‭ (‬какие у вампиров могут быть нормы‭?!)‬.‭ ‬Со временем стирается грань между тем,‭ ‬что хорошо,‭ ‬что плохо,‭ ‬между добром и злом,‭ ‬возникает‭ «‬привыкание‭» ‬к жестокости и насилию.‭ ‬И уже не появляется сопереживания к страданию другого существа.‭ ‬Так на наших глазах происходит подмена культурного героя‭…
Необходимо отметить,‭ ‬что на протяжении тысячелетий использовался классический греко-римский тип героизма,‭ ‬играя роль связующего звена между эпохами,‭ ‬завораживая своей мужественностью.‭ ‬К‭ ‬XX веку образ классического героя прочно укоренился в европейской культуре‭ - ‬прежде всего,‭ ‬он связан с греческим героем-олимпийцем,‭ ‬причём даже внешне.‭ ‬Это высокий,‭ ‬сильный,‭ ‬мускулистый человек,‭ ‬защитник слабых,‭ ‬образец силы не только духовной,‭ ‬но и физической.
На современном этапе мы наблюдаем любопытные трансформации не только в сфере искусства,‭ ‬но‭ ‬и в мире спорта‭… ‬12‭ ‬февраля‭ ‬2013‭ ‬года исполком Международного олимпийского комитета‭ (‬МОК‭) ‬рекомендовал исключить греко-римскую борьбу из программы летних Олимпийских игр‭ ‬2020‭ ‬года.‭ ‬Вместо греко-римской борьбы в программу соревнований могут быть включены:‭ ‬бейсбол/софтбол,‭ ‬карате,‭ ‬ушу,‭ ‬роллерный спорт,‭ ‬скалолазание,‭ ‬а также почти непонятные вейкбординг и сквош.‭ ‬Окончательное решение о ротации видов спорта будет принято в сентябре‭ ‬2013‭ ‬года в Буэнос-Айресе.
Греко-римская борьба в Древней Греции являлась составной частью системы образования и воспитания юношей.‭ ‬Наряду с философией и риторикой они овладевали искусством борьбы.‭ ‬Пифагор,‭ ‬Платон и другие философы были участниками и победителями Олимпийских соревнований.‭ ‬Борьба входила в обязательную программу Олимпийских соревнований с самых первых игр,‭ ‬которые были не просто спортивными состязаниями.‭ ‬Олимпиец претендовал на равенство с богами,‭ ‬поэтому он стремился к совершенству не только на физическом уровне,‭ ‬но и в интеллектуальном плане.‭ ‬Олимпиец являет собой гуманистический идеал,‭ ‬концентрированное выражение традиционных представлений о теле,‭ ‬душе,‭ ‬достоинстве и благородстве человеческого духа в его целостности.
Совершающаяся‭ ‬подмена культурного героя поистине фундаментальна.‭ ‬Американское кино‭ ‬по-прежнему‭ ‬заимствует сюжеты и имена героев Древней Греции‭ ‬(например,‭ ‬фильм‭ «‬Битва титанов‭»‬,‭ ‬реж.‭ ‬Л.‭ ‬Летерье,‭ ‬США,‭ ‬2010‭ ‬г.‭)‬,‭ ‬но насаждает при этом новый образ человека,‭ ‬снабжая фильмы неизменным хэппи-эндом,‭ ‬когда герой‭ ‬«живёт долго и счастливо‭»‬.‭ ‬Философ и социолог Г.‭ ‬Маркузе считает,‭ ‬что становление нового‭ «‬принципа реальности‭»‬ подразумевает смену архетипов,‭ ‬символов,‭ ‬культурных героев:‭ «‬Если в Прометее мы находим культурного героя тяжелого труда,‭ ‬производительности и прогресса посредством репрессии,‭ ‬то символы иного принципа реальности следует искать на противоположном полюсе.‭ ‬Такие фигуры,‭ ‬представляющие совершенно иную действительность,‭ ‬мы видим в Орфее и Нарциссе‭…‬ Они не стали культурными героями западного мира,‭ ‬а превратились в образы радости и удовлетворения‭»
Цит.‏ ‎по:‭ ‬Волчкова М.‭ «‬Борьба за образ человека‭» ‬//‭ ‬Суть времени.‭ - ‬№ 26.‭ - ‬1‭ ‬мая‭ ‬2013‭ ‬г.‭ [‬Электронный документ‭] - ‬Режим доступа:‭ ‬http://gazeta.eot.su/article/borba-za-obraz-cheloveka.
Наряду с культивированием образов радости и удовлетворения‭ (‬идеалы общества потребления‭) ‬происходит эскалация цинизма и жестокости.‭ ‬Нетерпимость подростков к своим сверстникам периодически демонстрируется в интернете.‭ ‬Участники драк выкладывают на‭ ‬YouTube ролики с избиениями,‭ ‬происходящими в школах:‭ ‬подростки бьют учителя,‭ ‬мальчики бьют мальчиков,‭ ‬девочки бьют девочек.
Итак,‭ ‬на всём протяжении последнего столетия‭ ‬мы наблюдаем нравственную и культурную деградацию.‭ ‬Плоды этой деградации видны невооруженным глазом и проявляются непосредственно,‭ ‬в том числе и на бытовом уровне.‭ ‬Мы связываем это явление с девальвацией героического начала в искусстве,‭ ‬в том числе массовом,‭ ‬навязыванием ложных поведенческих образцов.‭ ‬Отсутствие нравственных идеалов обессмысливает бытие человека,‭ ‬направляя его потенциал на решение сугубо биологических задач.‭ ‬Животное начало в человеке берёт верх над духовным,‭ ‬и на социальном и историческом‭ ‬уровне‭ ‬происходит остановка Развития,‭ ‬а значит,‭ ‬и Истории.‭ ‬Развитие‭ - ‬это всегда преодоление,‭ ‬прорыв на более сложные уровни индивидуального сознания и общественного устройства.‭ ‬Героическое‭ - ‬это порох истории,‭ ‬и‭ ‬ликвидация категории героического‭ ‬в современном социокультурном пространстве‭ ‬отчётливо сигнализирует‭ ‬о целенаправленных действиях по остановке Истории‭…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волчкова М.‭ ‬Колониальная культура‭ ‬//‭ ‬Суть времени.‭ - ‬2012.‭ - ‬№ 9‭ (‬19‭ ‬декабря‭)‬.‭ ‬[Электронный документ‭] - ‬Режим доступа:‭ ‬http://gazeta.eot.su/article/колониальная-культура

Горький М.‭ ‬Собр.‭ ‬соч.‭ ‬в‭ ‬30‭ ‬т.:‭ ‬Т.‭ ‬24.‭ ‬Статьи,‭ ‬речи,‭ ‬приветствия.‭ ‬1907-1928.‭ - ‬М.:‭ ‬Гос.‭ ‬изд-во худ.‭ ‬литер.,‭ ‬1953.‭ - ‬С.‭ ‬26-79.

Медведева И.,‭ ‬Шишова Т.‭ ‬«Гарри Поттер‭»‬:‭ ‬стоп‭ (‬попытка экспертизы‭)‬.‭ - ‬М.:‭ ‬Пересвет,‭ ‬2003.

Пропп В.Я.‭ ‬Русский героический эпос.‭ - ‬2-е изд.‭ - ‬М.:‭ ‬Гос.‭ ‬изд-во худ.‭ ‬литер.,‭ ‬1958.

Опубликовано:
Козлова Е.В. Эволюция мифологемы героя в эпоху постмодерна // Детское кино - детям: материалы научно-практической конференции Четвёртого Тверского межрегионального кинофестиваля / сост. В.В. Солдатов, предисл. О.А. Баранова. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. - С. 55-63.


inferno, usa, Горький, философия, Полевой, атом, Лосев, СССР, ВКСВ, cinema, античность, Гайдар, культурология, Россия, постмодерн, Макаренко, shakespeare, апокалипсис

Previous post Next post
Up