Оригинал взят у
kozlova_e в
Эволюция мифологемы героя в эпоху постмодерна Социальная психология и социальная философия относят мифологему героя к важнейшим элементам структуры массового сознания. Западная антропология предпочитает использовать термин «массовое», избегая слово «народное», тем не менее, Герой как воплощение коллективного идеала, по сути, выражает подлинно народные ожидания эталонного поведения.
Современные исследователи в области гуманитарных наук всё чаще констатируют девальвацию героического начала в искусстве, что свидетельствует об опасной пластичности и текучести поведенческих шаблонов и растабуировании социально неприемлемых сценариев жизни.
Поскольку Герой, как уже было сказано, есть собирательный образ коллективного идеала, то отсутствие героического устремления в современном искусстве свидетельствует, в первую очередь, о преобладании социального индивидуализма в обществе, о примате «эго» над «социо», о чёткой эгоцентрической доминанте в сознании большинства современных представителей антропоса. Крайний индивидуализм на бытовом уровне проявляется во всеобщем отчуждении, в атомизации, избегании длительных связей, страхе перед обязательствами. Исчезновение Героя из культурной матрицы породило отсутствие смысла и цели жизни не только на идейно-нормативном уровне, но также и на более низком уровне - на уровне жизненного уклада и привычных поведенческих стратегий.
Однако запрос на коллективный эталонный образец не исчезает. Человек, как известно, существо социальное, и нуждается в некоем культурно-поведенческом ориентире. Возникшая пустота неизбежно заполняется суррогатами, всевозможными псевдогероическими персонажами. Особенно отчётливо прослеживается деструктивное влияние новейших ложных образцов на формирующийся духовный мир детей и подростков. Принцессы, супермены, феи, человеки-пауки формируют у них картину мира и поведенческие модели, далёкие от реальности. В современном кинематографе намеренно размываются границы между добром и злом: полицейский может быть частью криминального мира, а преступник - благороден и принципиален. В такой ситуации ребёнок, да и вообще зритель лишается способности различать добро и зло, нравственные критерии теряют первоначальный смысл. Амбивалентность человека, его двойственная природа - одновременно духовная и биологическая - требует наличия перед внутренним взором чётких духовных ориентиров, до которых растущий отрок ещё только дотягивается, преодолевая сопротивляющуюся животную природу. Об этой вечной коллизии между духом и плотью на протяжении веков напряженно размышляли великие умы человечества. В этом неотменяемая драма развития. Ликвидировав подлинного Героя и заменив его псевдогероем, спекулируя на низменных инстинктах, апеллируя к ложно понятой свободе, деятели культуры занимаются не чем иным, как цивилизационным демонтажом.
Герой, будучи надиндивидуальной инстанцией, в то же время наделялся атрибутами живого человека и качествами реального бытия. О героях слагались песни, передававшиеся из уст в уста и связывавшие, как нить Ариадны, череду поколений. Образ героя являлся составной и неразрывной частью эпоса, получившего своё название от народных поэм-песен, сложенных в древние времена в Греции, повествовавших о крупных исторических событиях в жизни народа. Свод таких древних повествовательных народных песен-поэм о легендарных героях и их героических подвигах носит название народный героический эпос. Здесь важно именно слово героический, поскольку без этого понятия нет и не может быть самого эпоса. Традиция героического эпоса вовсе не сводится только лишь к античным временам - существует обширная традиция эпоса в человеческой истории. Назовём лишь наиболее яркие образцы в этом ряду: германский эпос (сюда относятся и древнеисландские «Эдды» ХIII в., и англосаксонский «Беовульф» VIII в., и средневерхненемецкая «Песнь о Нибелунгах» ХII-ХIII вв.), романский эпос («Песнь о Роланде» ХII в.). В русском варианте эпос - это цикл былин о богатырях и их подвигах во славу Отечества.
Категория героического имеет отчётливо общественную природу - в природе нет героического. Вектор прогрессивного развития человечества, соответствие деятельности объективным закономерностям движения общества по пути достижения гармонии, совершенства и красоты - важнейший критерий оценки личности, народа, класса, общества как героических в отличие от обыденных, обыкновенных. Поэтому величие исторических задач, встающих перед тем или иным обществом, и рождает героизм отдельных личностей или же широких масс - участников исторического прогресса. Отсюда понятно, почему в эпохи исторических переходов от одной общественно-экономической формации к другой и историческими личностями, и массами совершаются героические подвиги, значительно влияющие на ход исторических событий.
Проблематика героического как эстетической и этической категории, как культурного феномена привлекала пристальное внимание мыслителей античных времён. Так, например, Сократ понятие героического связывал с нравственностью и определял её как проявление возвышенного в человеке. Исследователи Нового и Новейшего времени в области антропологических наук, такие, как Гегель, Шеллинг, Шлегель, Вольтер, Карлейль, также придавали исключительное значение этой категории. К. Маркс писал: «Однако как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов». Чем более высоким этапом в истории развития человечества является рождающееся общество, тем большего героизма от отдельных личностей и масс оно требует для своего утверждения, поскольку сила сопротивления отмирающего и уходящего с исторической арены общества от эпохи к эпохе возрастает. Т. Карлейлю принадлежат такие дефиниции, как герой-божество, герой-пророк, герой-поэт, герой-пастырь, герой-вождь
Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. - С.-Пб., 1908.. Среди отечественных работ нужно отметить работы А.Ф. Лосева, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского.
В.Я. Пропп [1958: 5-6] в своей работе «Русский героический эпос» пишет: «… содержанием эпоса всегда является борьба и победа… в разные исторические эпохи содержание борьбы было различно. Но есть одно, что объединяет характер борьбы на всех ступенях развития эпоса: борьба ведётся не за узкие, мелкие цели, не за личную судьбу, не за частное благополучие героя, а за самые высокие идеалы народа в данную эпоху. Борьба эта всегда очень трудна, требует напряжения всех сил героя, требует способности пожертвовать собой, но зато она в эпосе всегда приводит к победе. Борьба носит не личный, а общенародный и общегосударственный… характер».
По мысли Вяч. Иванова, герой - это и есть давнее имя Личности
Цит. по: Кривощекова Г. А. Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России: автореф. дисс. … канд. филос. наук. - Тюмень, 2003. - С. 4.. В статье «Разрушение личности» М. Горький [1953: 26-79] очень подробно показывает, как героическое начало, являющееся плодом коллективного обобщения жизненного опыта народа и его идеалов, постепенно, в результате индивидуализации, секуляризации общества вымывается, и на смену ему приходит новый, «никчёмный», «лишний» герой: «Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа…» Но вот «пришёл кто-то чужой, и всё чуждо ему, он пляшет на свежих могилах, ходит по лужам крови, и его жёлтое, больное лицо бесстыдно скалит гнилые зубы. Больной дикарь, он чувствует себя победителем…».
Важнейшей функцией эпоса как носителя героического на всех этапах его эволюции являлась функция воспитания нации. Народ в эпической поэзии не просто фиксирует историю, а предъявляет историческую волю, свои футуристические устремления и идеалы. Сопереживая, рядовая личность идентифицирует себя с героем, соотносит свой бытийно-человеческий уровень с историческим уровнем. Происходит присвоение, интериоризация ценностей героя личностью, и через этот акт интериоризации происходит вхождение человека в Историю.
В настоящее время человечество вступает в особую эпоху, атрибуты которой только ещё начинают осмысливаться гуманитарными аналитиками, однако уже сейчас можно констатировать, что одним из отчётливых признаков наступивших времен является отмена традиционных ценностей, ревизия базовых гуманистических ориентиров.
На смену идеалам гуманизма приходит постмодерн, этот тотальный пожиратель смыслов. Категория высокого и возвышенного подвергается процедуре осмеяния, идеалы девальвируются, человеку предлагается культивировать свои биологические потребности. Он предстает одиноким, слабым, окруженным враждебным внешним миром, как в популярной песне В. Цоя: «…весь мир идёт на меня войной». Наряду с расчеловечивающим содержанием искусства в ХХ веке приходит идея тотального индивидуализма, беспрецендентного плюрализма и воплощение в реальности формулы ведьм из «Макбета» «Зло есть добро, добро есть зло». Напрашивается вывод: героизм абсолютно полярен индивидуализму.
Известно, что киноискусство, являясь наиболее демократичным и доступным из всех видов искусства, обладает наибольшим потенциалом в плане воздействия на формирующуюся психику ребёнка и подростка. В современный период остро встаёт проблема содержания кинематографической и анимационной продукции. В советский период кино играло важнейшую воспитывающую роль, воплощало идеальное, формировало высокие смыслы. Кино было искусством, ставящим своей целью воспитание человека, живущего в коллективе, трудящегося на благо Родины, разносторонне развивающегося, но не для себя, а для всей страны. В искусстве, в первую очередь, литературе и кино, царили герои и героини, которым хотелось подражать: Павка Корчагин, лётчик Алексей Маресьев, ребята из «Молодой гвардии». Появились и новые мифы: Легенда о Данко, Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твёрдое слово.
В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко упоминается о том, как колонисты, воспитанники колонии им. Горького, переписывались с Алексеем Максимовичем, который стал для них живым воплощением Героя. Необыкновенно трогательно читать о том, как бывшие уголовники и беспризорники гордились тем, что именно их колония была названа в честь него, каким высоким для них стало звание горьковца, как дорожили они тем, что могут пойти по его стопам и принести пользу своему народу. Надо сказать, что Антон Семёнович Макаренко сам являл собой экстраординарную личность, и для своих воспитанников был живым примером подвижничества, самопожертвования и высоким образцом Человека. Его идея воспитания в условиях коллективного труда сейчас невероятно актуальна.
В постсоветский период кино, да и искусство в целом, превратились в индустрию развлечения; кассовый сбор теперь является показателем успешности того или иного фильма или культурного события. Средствами кино затрагивается самое низменное в человеке: в фильме обязательно наличие постельной сцены либо сцен насилия.
В середине XX века безусловным Героем являлся воин, победивший фашизм. В советский период создано огромное количество фильмов на военную тематику: и монументальных, и лирических, и комедийных. Герои, победившие фашизм, представлялись обычными людьми, беззаветно любившими свою Родину, молодыми юношами, приписывавшими себе лишний год, чтобы попасть на фронт. Они уходили на фронт просто, сурово, как и подобает настоящему воину, без страха, с болью за покинутых женщин и детей. Советский кинематограф оставил гениальные образы таких Героев для будущих поколений.
С развалом Советского Союза связано крушение гуманистических идеалов - того, что являлось сердцевиной искусства. Развитие человечества обеспечивалось наличием идеального, и именно по нему был нанесен сокрушительный удар. Оказались востребованными идеи Ф.А. фон Хайека, который заявлял о том, что любое идеальное - это отсутствие свободы. На деле же отсутствие идеалов вылилось в кинематографе, да и не только в нем, в индустрию насилия и разврата.
Что нужно сделать, чтобы отказаться от прежних, традиционных Героев? Дискредитировать их. В 1969 г. итальянский режиссер Б. Бертолуччи снял фильм «Стратегия паука» по мотивам рассказа аргентинского писателя Х.Л. Борхеса. В нем герой-антифашист оказывается предателем. Чтобы не подорвать репутацию движения, друзья убивают бывшего соратника, подстроив всё так, чтобы вина за его убийство пала на фашистов. Эта тема продолжена в фильме П. Верховена «Чёрная книга» (США, 2006 г.). В нём герой-антифашист оказывается циничным предателем, всю войну работавшим на фашистов.
Итак, герой-антифашист оказывается фальшивым. На сцену выходит иной герой, лишенный этой «гуманистической фальши». Самым вопиющим примером является серийный убийца из фильма «Ганнибал» (реж. Р. Скотт, Великобритания-США, 2001 г.). Прототипом Ганнибала Лектора послужило реальное лицо, серийный убийца Альберт Фиш, подкарауливавший маленьких девочек, долго мучавший их перед тем, как убить, и впоследствии поедавший их изуродованные тела. «Героем» становится недочеловек, безумец, абсолютное отклонение от нормы. Особенное внимание к этому образу привлекается через номинирование фильма на премию канала MTV в 2001 г. (номинации «Лучший фильм», «Лучший злодей», «Лучший поцелуй», на приз зрительских симпатий за лучшую режиссёрскую работу 2001 г. от Европейской киноакадемии и на американскую кинопремию «Сатурн» в 2002 г. (номинации «Лучший фильм ужасов», «Лучший актёр», Лучшая актриса»; стал победителем в номинации «Лучший грим»).
Заметным примером нового кинематографа стал фильм «Прирождённые убийцы» (реж. О. Стоун, США, 1994 г.). «Героями» здесь выступают серийные убийцы Микки и Мэллори Нокс, совершивших десятки жесточайших убийств и ставших знаменитыми на весь мир.
Исследователи считают, что показ сцен насилия в фильмах и на телевидении повышает агрессию зрителей: они «запускают» или «включают» механизмы подражания. Один такой трагический пример произошел 7 ноября 2012 г. в Москве. Молодой юрист убил шестерых своих коллег, предварительно оставив в «Твиттере» послание, что «ненавидит всё человечество». Любимым фильмом несчастного оказался «Прирождённые убийцы».
Сегодня тема антигероя мощно подпитывается оккультизмом и магизмом. Речь идёт, прежде всего, о серии фильмов про Гарри Поттера (8 фильмов, США-Великобритания, 2001-2011 гг.). Анализ отношения главных героев к Человеку сразу проясняет многое. Вот что пишут психологи И. Я. Медведева и Т.Л. Шишова: «В “Гарри Поттере” люди фигурируют где-то на обочине… как существа низшие по отношению к магам. Их даже людьми-то толком не называют, всё больше простаками, простецами, маглами. Таким образом, ребёнок отчуждается от людей, изображённых в книге Роулинг. Мало того, что он сопереживает главному герою-волшебнику, так ещё и люди не заслуживают ни сочувствия, ни элементарного уважения» [Медведева, Шишова 2003: 7].
Журналист М. Волчкова [2012] отмечает, что всё современное кино про монстров, гоблинов, волшебников, вурдалаков и прочую нечисть создано не только для того, чтобы собирать кассу, удовлетворяя запрос на «щекотание нервов». Нет, тут речь действительно идет о трансформации культурного ядра. Причём бьют и по христианским основаниям, адресующим к любви и прощению, и по глубинным кодам, попадающим в мозг ребёнка из семейных преданий, бабушкиных сказок и народных песен.
Из темы оккультизма естественным образом проистекает и тема некромании. М. Волчкова констатирует, что увлечение зомби стало сегодня дико популярным. На экраны кинотеатров по нескольку штук в год выходят фильмы о зомби: серия фильмов «Обитель зла» (5 фильмов, США-Германия-Канада-Франция, 2002-2012 гг.), «28 дней спустя» (реж. Д. Бойл, Великобритания, 2002 г.), «Земля мёртвых» (реж. Дж. А. Ромеро, Канада, 2005 г.), «Паршивая овца» (реж. Дж. Кинг, Новая Зеландия, 2007 г.) и т.д. Любимая тема таких фильмов - зомби-апокалипсис - один из вариантов конца света, в котором зомби гоняются за обычными людьми, чтобы их съедать, грызть, рвать на части.
В 2012 году в Москве, Твери, Нижнем Новгороде, Новосибирске, а также во многих городах мира прошли акции с переодетыми в зомби людьми (Zombie Walk). Как правило, подобные мероприятия посвящены премьере очередного фильма про зомби. В настоящее время Зомби-мобы стали традиционным ежегодным явлением в городах Европы, Северной и Южной Америки. Причём не всегда на таких некропарадах обходится без жертв…
Конечно, кроме фильмов ужасов существуют и другие причины агрессивного поведения детей и подростков. Но именно массовая культура с её насилием и жестокостью зачастую является указующей путь директивой. Ужастики и фильмы про нечисть становятся спусковым крючком к агрессивному, неадекватному поведению детей и подростков.
С темой зомби по популярности соревнуется и тема вампиров. Американская пенталогия «Сумерки. Сага» (2008-2012 гг.) рассказывает об истории любви и взаимоотношений между вампиром и обыкновенной девушкой. Вампир, симпатичный юноша, ездит на роскошной машине, утреннее солнце его не убивает, а всего лишь делает его кожу серебристой. Он уже не пьёт кровь людей, а пьёт кровь животных. Это воплощение мечтаний девушки-подростка, и юные зрительницы в него и впрямь влюбляются! Просто с ума сходят!
Таким образом, среднестатистический подросток привыкает к жизни в выдуманных мирах, к отсутствию связи с действительностью, отсутствию морально-этических норм (какие у вампиров могут быть нормы?!). Со временем стирается грань между тем, что хорошо, что плохо, между добром и злом, возникает «привыкание» к жестокости и насилию. И уже не появляется сопереживания к страданию другого существа. Так на наших глазах происходит подмена культурного героя…
Необходимо отметить, что на протяжении тысячелетий использовался классический греко-римский тип героизма, играя роль связующего звена между эпохами, завораживая своей мужественностью. К XX веку образ классического героя прочно укоренился в европейской культуре - прежде всего, он связан с греческим героем-олимпийцем, причём даже внешне. Это высокий, сильный, мускулистый человек, защитник слабых, образец силы не только духовной, но и физической.
На современном этапе мы наблюдаем любопытные трансформации не только в сфере искусства, но и в мире спорта… 12 февраля 2013 года исполком Международного олимпийского комитета (МОК) рекомендовал исключить греко-римскую борьбу из программы летних Олимпийских игр 2020 года. Вместо греко-римской борьбы в программу соревнований могут быть включены: бейсбол/софтбол, карате, ушу, роллерный спорт, скалолазание, а также почти непонятные вейкбординг и сквош. Окончательное решение о ротации видов спорта будет принято в сентябре 2013 года в Буэнос-Айресе.
Греко-римская борьба в Древней Греции являлась составной частью системы образования и воспитания юношей. Наряду с философией и риторикой они овладевали искусством борьбы. Пифагор, Платон и другие философы были участниками и победителями Олимпийских соревнований. Борьба входила в обязательную программу Олимпийских соревнований с самых первых игр, которые были не просто спортивными состязаниями. Олимпиец претендовал на равенство с богами, поэтому он стремился к совершенству не только на физическом уровне, но и в интеллектуальном плане. Олимпиец являет собой гуманистический идеал, концентрированное выражение традиционных представлений о теле, душе, достоинстве и благородстве человеческого духа в его целостности.
Совершающаяся подмена культурного героя поистине фундаментальна. Американское кино по-прежнему заимствует сюжеты и имена героев Древней Греции (например, фильм «Битва титанов», реж. Л. Летерье, США, 2010 г.), но насаждает при этом новый образ человека, снабжая фильмы неизменным хэппи-эндом, когда герой «живёт долго и счастливо». Философ и социолог Г. Маркузе считает, что становление нового «принципа реальности» подразумевает смену архетипов, символов, культурных героев: «Если в Прометее мы находим культурного героя тяжелого труда, производительности и прогресса посредством репрессии, то символы иного принципа реальности следует искать на противоположном полюсе. Такие фигуры, представляющие совершенно иную действительность, мы видим в Орфее и Нарциссе… Они не стали культурными героями западного мира, а превратились в образы радости и удовлетворения»
Цит. по: Волчкова М. «Борьба за образ человека» // Суть времени. - № 26. - 1 мая 2013 г. [Электронный документ] - Режим доступа:
http://gazeta.eot.su/article/borba-za-obraz-cheloveka.
Наряду с культивированием образов радости и удовлетворения (идеалы общества потребления) происходит эскалация цинизма и жестокости. Нетерпимость подростков к своим сверстникам периодически демонстрируется в интернете. Участники драк выкладывают на YouTube ролики с избиениями, происходящими в школах: подростки бьют учителя, мальчики бьют мальчиков, девочки бьют девочек.
Итак, на всём протяжении последнего столетия мы наблюдаем нравственную и культурную деградацию. Плоды этой деградации видны невооруженным глазом и проявляются непосредственно, в том числе и на бытовом уровне. Мы связываем это явление с девальвацией героического начала в искусстве, в том числе массовом, навязыванием ложных поведенческих образцов. Отсутствие нравственных идеалов обессмысливает бытие человека, направляя его потенциал на решение сугубо биологических задач. Животное начало в человеке берёт верх над духовным, и на социальном и историческом уровне происходит остановка Развития, а значит, и Истории. Развитие - это всегда преодоление, прорыв на более сложные уровни индивидуального сознания и общественного устройства. Героическое - это порох истории, и ликвидация категории героического в современном социокультурном пространстве отчётливо сигнализирует о целенаправленных действиях по остановке Истории…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волчкова М. Колониальная культура // Суть времени. - 2012. - № 9 (19 декабря). [Электронный документ] - Режим доступа:
http://gazeta.eot.su/article/колониальная-культура Горький М. Собр. соч. в 30 т.: Т. 24. Статьи, речи, приветствия. 1907-1928. - М.: Гос. изд-во худ. литер., 1953. - С. 26-79.
Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп (попытка экспертизы). - М.: Пересвет, 2003.
Пропп В.Я. Русский героический эпос. - 2-е изд. - М.: Гос. изд-во худ. литер., 1958.
Опубликовано:
Козлова Е.В. Эволюция мифологемы героя в эпоху постмодерна // Детское кино - детям: материалы научно-практической конференции Четвёртого Тверского межрегионального кинофестиваля / сост. В.В. Солдатов, предисл. О.А. Баранова. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. - С. 55-63.