(без звучащих файлов-примеров, иногда без ссылок на вполне известных авторов - но все всё понимают)
В (пост-буржуазную) эпоху разрушений и бед, когда простые люди находятся в гуще негативных событий, кроме хаоса здесь, на планете Земля, мало что заметно. Кто-то был заметно удивлён поэмой «Двенадцать» - с содержимым от солдатни и Маньки до Христа; кто-то увлёкся Скифами; «Лицом к лицу лица не увидать» - как сказал тогда же другой русский поэт. Многие формы и взаимосвязи становятся кристалльно ясными - лишь спустя некоторое расстояние или время. Иные вспоминают такие строки -
Через годы, через расстояния,
на любой дороге, в стороне любой -
песне ты не скажешь «до свиданья» -
песня не прощается с тобой.
Однако, все закономерности хаоса - были уже когда-то известны и описаны. Как и - разнообразные превращения хаоса в космос. В частности - неоднократно и в разных вариантах - реплика Гераклита о Реке Времени (нельзя войти в одну и ту же реку дважды). Которую до сих пор мало кто понимает буквально, сугубо практически, а не через призму этимологии, отвлечённой философии или дидактической поэзии. Но - не будем отвлекаться.
Прежде всего - надо ещё раз вернуться в то самое необычное время эпохи пост-романтической.
Когда «Бог умер».
Когда иллюзии развеяны, казалось бы.
На Западе - идёт пересборка пост-модерна
(Шёнберг, Хиндемит, Веберн).
Неясно правда, на каком базисе
(отказ, Чёрный Квадрат, 4'33”).
В России и восточной Европе - возврат (революция)
к классике на новом уровне -
неоклассицизм в музыке и других видах искусств.
Но даже и это разграничение пространств Запад-Восток весьма условно. Некоторые модулируют туда, некоторые транспонируют сюда. Некоторые остаются во «времени там» - меняя пространство, некоторые рвутся из нафталина старины - к новым серьёзным свершеньям. Мосолов и Платонов вообще никому не известны. А тут ещё появляется сильная техника, скорострельное (и другое) оружие, одновременно начинается кино... Куда податься? На поле боя - или в кинозал?! Начинается НЭП. Одни хотят «жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья» - во имя Человека, другие - от человека отказываются в пользу машин. Свиридов и Швейцер - создают «Время, вперёд!», Толстой и Бондарчук - «Войну и Мир». Некоторые успевают и то, и другое. Некоторых вообще непонятно - к кому причислять, к консерваторам-ретроградам - или радикалам-авангардистам. По сути - весь XX век метания, разрушения, стройки - и снова - метания, разрушения, стройки... Говорят, это полезно для экономики - но тут надо бы тогда разобраться, что такое экономика - и для чего (кого) она предназначена. Опять отвлекаемся.
Ну, так вот.
В конце XX - начале XXI веков
Один из интереснейших музыкантов и композиторов нашего времени -
пишет книгу «Конец времени композиторов»;
другой актёр, бард и поэт, немного раньше -
«конец - это чьё-то начало».
Серёзные темы превращаются в фарс -
который тоже уже вполне себе обретает серьёзность (Стоппард).
Полную. Без всяких там шуток.
А вот серьёзная политика - превращается в новый фарс.
Мир, будучи не в силах остановиться и понять - где я?
- взял, да и превратился в многомерный мультик.
От греха подальше.
***
Чтоб не упустить главного - скажу это сейчас - в качестве стоп-кадра.
Музыка (и музыкознание) всё это видели и слышали уже сто (100) лет назад.
Но - инерция общества, запущенная ещё тогда - слишком велика.
И, в конце, позволю себе вопрос в пространство (или время?)).
Почему сейчас многие уверены, что у нас
образование создано не для учащихся - а для педагогов и бюрократов;
магазины созданы не для покупателей - а для продавцов, кассиров и администрации,
чтобы они могли пользоваться этим ресурсом в своих корыстных интересах;
театры созданы не для зрителей - а для рейтингов всё той же администрации;
почему кто-то выстраивает
шикарные здания Пенсионного Фонда с солидными чиновниками -
при нищенских пенсиях стариков?
- вопросы далеко не все, их много больше,
и все они выстраиваются в единый вопрос -
почему слова в этом мире не соответствуют смыслам,
Почему смыслы этого мира перевёрнуты?
Это всё зависит - от нас?
Или - НЕ от нас?
Мы сами - можем что-то сделать?