Click to view
В имении графа Эстергази, где Гайдн служил, в общем, было много хорошего - например, летняя резиденция (по-русски - дача) «ЭСТЕРГАЗ».
История возникновения и первого исполнения поэтичной «Прощальной симфонии» Гайдна - многим известна. Пользовавшийся расположением графа, Гайдн мог позволить себе остроумно и доходчиво выполнить житейскую просьбу оркестрантов, приподнеся её в поэтической форме. (далее цитата отсюда:
https://foma.ru/bog-daroval-mne-veseloe-serdcze.html)
Князь Николай Эстергази был меценатом, благотворителем и просвещенным человеком, к которому Гайдн до конца своих дней сохранял чувство любви и благодарности. Князь прекрасно понимал, кто служит у него капельмейстером и кто за счет кого войдет в историю, - и создал Гайдну «режим наибольшего благоприятствования». В распоряжении композитора был прекрасный оркестр - это давало возможность Гайдну свободно экспериментировать, вырабатывая новые звучания и новые музыкальные формы. Поместье Эстергази было отнюдь не периферией, но одним из центров культурной жизни, посещаемым и царствующими особами. Гайдн пользовался личным расположением князя, который позволял ему то, чего не потерпел бы от других.
Взять хотя бы историю с упомянутой уже «Прощальной симфонией». В 1772 году князь очень долго, до поздней осени, держал капеллу в своей летней резиденции. Жить в болотистой местности становилось уже невозможно - и Гайдн, написав свою симфонию и снабдив ее «режиссерскими указаниями» по поводу свечей, намекнул тем самым князю, что пора бы и домой. Князь намек понял и распорядился собираться. Свобода Гайдна ничем не ограничивалась - не без содействия князя он получил европейскую известность, часто бывал в Вене, а сочинения его печатались и исполнялись во многих странах. Так что годы пребывания в капелле Эстергази были для композитора временем не только интенсивного творчества и раскрытия в полной мере его гения, но и приобретения центрального места в европейском музыкальном мире.
Скажем несколько слов о внешности и характере Гайдна. Он был среднего роста; лицо его, с большим носом и со следами перенесенной оспы, не отличалось красотой, но было одухотворено радостью и добродушием. Человеком он был добрым и благожелательным. Занимая, с одной стороны, подчиненное по отношению к князю положение, а с другой - являясь начальником над большим коллективом музыкантов, Гайдн не проявлял ни лакейства по отношению к высшим, ни жестокости к низшим. При любой возможности он заступался перед князем за своих подопечных. Музыканты очень его любили - людям, знакомым с оркестровым бытом, это о многом говорит. Характерен случай, когда, уже будучи в Лондоне, Гайдн умудрился за одну репетицию расположить к себе огромный лондонский оркестр, собирающийся устроить «немецкому пришельцу» обструкцию, так что все последующее время оркестранты души в нем не чаяли. Отличали композитора неизменное чувство юмора, склонность к шуткам и невинным проказам - это хорошо слышно и в его музыке (конец цитаты).
Как видим, Йозеф Гайдн знал самое главное - «лёгкость и безмятежность» - часто (или всегда) дорого стоят.
(начало - здесь )
https://oleggureev.livejournal.com/2957670.html