Блистательная и неустаревающая кинокомедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1968 года - между прочим - ещё дала, внедрила в сознание народа, как минимум, два «музыкальных хита» - это «Остров Невезения» в исполнении Андрея Миронова, и «Песню про зайцев» в исполнении Юрия Никулина. Однако, если добрая и незатейливая «Песня про зайцев», в общем, вопросов о смыслах не вызывает - даже с учётом «двойного дна» описания патерналистского общества - то песня «Остров Невезения» в отношении содержания совершенно непонятна. Прежде всего - мы совершенно отчётливо воспринимаем пародийное, иносказательное содержание «модели общественного строя», описанной в этом блестящем музыкальном номере с «открытым финалом». Но вот - какое именно общество является адресатом этой пародии - вызывает ряд вопросов. Короче - КТО ТАКИЕ эти самые «люди-дикари», которые «плачут, рыдают, бедные» без календаря? Ну не китайцы же...
Давайте начнём с самого начала - с момента создания сценария фильма: этой, во всех смыслах, авантюрной, пародии на контрабандистов. Опять здесь нужно начать с самой модели жанра. Общеупотребимая схема сценариев советских детективов о контрабандистах всегда была основана на ВЫВОЗЕ неких ценностей из Советского Союза - ради продажи их «там» за валюту, за доллары, которые имели низкий курс внутри страны Советов. Какую же схему мы видим В ЭТОМ фильме? - а видим мы здесь схему диаметрально противоположную.
К нам в СССР - ВВОЗЯТ контрабандой какие-то бриллианты. Для чего? - вполне очевидно, для реализации их на советском рынке. А иначе - для чего бы? Вот цитата из недавно вышедшей В ЖЗЛ (2017) монографии о жизни и творчестве Леонида Иовича Гайдая (скан стр. 240 - 241)
О содержании самой песни «Остров невезения» в этой же самой книге - нет ни слова, кроме слов композитора Александра Зацепина, обращенных к режиссеру: «Смотри, какие хорошие стихи!» - но это, опять же, не о содержании, а просто общая оценка стихотворения. Есть лишь описание момента, что песня эта была под угрозой изъятия из фильма - но не по цензурным, а по драматургическим причинам, как «тормозящая действие».
Так всё-таки, кто же это такие - «люди-дикари» из песни «Остров Невезения»?
Ничего другого, кроме как предположить, что они - это застрявшие «в прошлом времени» люди отсталого буржуазного строя, окружения соцлагеря, и не остаётся. А что они находятся на острове... ну ладно. Песня «на вырост» общеевропейской социалистической системы до размеров Мирового Океана. В таком случае - кто же такие Лёлик и Козодоев? Неужели «новые социалистические прогрессоры»...?
p/s 2019 10 20 На самом деле, конечно же, по жанру «Остров Невезения» это одна из сотен игровых песен так называемого "студенческого фольклора", одной из разновидности жанра КСП - "клубов самодеятельной песни". Просто, в таком шикарном исполнении она уже претендует как-бы на нечто большее, чем рядовая шуточная студенческая песня.