ЮМОР - как ДВИГАТЕЛЬ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Oct 18, 2019 18:23

image Click to view



Блистательная и неустаревающая кинокомедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1968 года - между прочим - ещё дала, внедрила в сознание народа, как минимум, два «музыкальных хита» - это «Остров Невезения» в исполнении Андрея Миронова, и «Песню про зайцев» в исполнении Юрия Никулина. Однако, если добрая и незатейливая «Песня про зайцев», в общем, вопросов о смыслах не вызывает - даже с учётом «двойного дна» описания патерналистского общества - то песня «Остров Невезения» в отношении содержания совершенно непонятна. Прежде всего - мы совершенно отчётливо воспринимаем пародийное, иносказательное содержание «модели общественного строя», описанной в этом блестящем музыкальном номере с «открытым финалом». Но вот - какое именно общество является адресатом этой пародии - вызывает ряд вопросов. Короче - КТО ТАКИЕ эти самые «люди-дикари», которые «плачут, рыдают, бедные» без календаря?
Ну не китайцы же...

Давайте начнём с самого начала - с момента создания сценария фильма: этой, во всех смыслах, авантюрной, пародии на контрабандистов.
Опять здесь нужно начать с самой модели жанра.
Общеупотребимая схема сценариев советских детективов о контрабандистах всегда была основана на ВЫВОЗЕ неких ценностей из Советского Союза - ради продажи их «там» за валюту, за доллары, которые имели низкий курс внутри страны Советов.
Какую же схему мы видим В ЭТОМ фильме? - а видим мы здесь схему диаметрально противоположную.

К нам в СССР - ВВОЗЯТ контрабандой какие-то бриллианты.
Для чего? - вполне очевидно, для реализации их на советском рынке. А иначе - для чего бы?
Вот цитата из недавно вышедшей В ЖЗЛ (2017) монографии о жизни и творчестве Леонида Иовича Гайдая (скан стр. 240 - 241)

[нажать и прочесть]




О содержании самой песни «Остров невезения» в этой же самой книге - нет ни слова,
кроме слов композитора Александра Зацепина, обращенных к режиссеру: «Смотри, какие хорошие стихи!»
- но это, опять же, не о содержании, а просто общая оценка стихотворения.
Есть лишь описание момента, что песня эта была под угрозой изъятия из фильма - но не по цензурным,
а по драматургическим причинам, как «тормозящая действие».

Так всё-таки, кто же это такие - «люди-дикари» из песни «Остров Невезения»?

Ничего другого, кроме как предположить, что
они - это застрявшие «в прошлом времени» люди отсталого буржуазного строя, окружения соцлагеря, и не остаётся.
А что они находятся на острове... ну ладно.
Песня «на вырост» общеевропейской социалистической системы до размеров Мирового Океана.
В таком случае - кто же такие Лёлик и Козодоев?
Неужели «новые социалистические прогрессоры»...?



p/s 2019 10 20
На самом деле, конечно же, по жанру «Остров Невезения» это одна из сотен игровых песен так называемого "студенческого фольклора",
одной из разновидности жанра КСП - "клубов самодеятельной песни".
Просто, в таком шикарном исполнении она уже претендует как-бы на нечто большее,
чем рядовая шуточная студенческая песня.

by oleggureev, cinema, russia, культура, humor, Гайдай, культурология, экономика, Миронов, СССР, общество

Previous post Next post
Up