Ввиду того, что пост про юбилей (145-летие) Андреева был у меня готов заранее,
просто делаю репост.
Оригинал взят у
oleggureev в
Мысль Леонид Андреев как опыт продолжения Достоевского
Летом этого года - уже совсем скоро - мир будет (а может, не будет) отмечать юбилей довольно крупного писателя ХХ века Леонида Андреева - автора многочисленных рассказов, драматургии, романа «Дневник Сатаны»,
отца оставшегося в России Даниила Андреева - автора «Розы Мира». Его творчеству и личности очень благоволил А. М. Горький.
Леонид Андреев был связан с членами РСДРП, приветствовал первую русскую революцию 1905-го года. Ныне он подзабыт - хотя, в своё время, пользовался огромной популярностью и при жизни, да и после смерти. Умер он в отделившейся от России после Октябрьской Революции 1917 года Финляндии, где у него была дача.
Начиная с его дебюта - рассказа «Баргамот и Гараська», впервые опубликованного в газете «Курьер», 1898, 5 апреля, - и вплоть до романа «Дневник Сатаны», являющимся прямым продолжением извечной фаустианской линии в мировой литературе - Леонид Андреев предстаёт перед нами как некий субъект, способный вместить, в принципе, всё. Его творчеству ничто не чуждо - ни юмор (хотя, это далеко не главная его черта), ни сатира (вот это уже несколько ближе), ни злободневность, ни вечные устремления человека (первая его пьеса так и называется - «К звёздам»), ни падение, ни фатум. Последние два фактора, пожалуй, занимают даже наибольший удельный вес в его творчестве, по сравнению с другими темами.
Его рассказ «Красный Смех», представляющий из себя некий запечатленный срез времени - пожалуй, и рассказом-то сложно назвать. Начиная с объёма - и заканчивая разомкнутой формой - он представляет собою уже какую-то смесь различных жанров.
Его рассказ «Бен-Товит», объёмом всего в три странички, однако, демонстрирующий нам - очень наглядно - закон относительности ценностных категорий в этой жизни - стоит многого. Очень рекомендую прочесть. И потом ещё раз (можно даже в этот же день, например, вечером) перечитать.
Повесть «Мысль», на которой хочется немного остановиться - на мой взгляд, это продолжение линии Раскольникова, хотя уже и «не по-русски», а по-европейски. Андреев, вообще, всегда очень пристально всматривается в образы Достоевского. Этому факту можно посвятить не одно исследование.
Повесть представляет собою многочастную исповедь убийцы, красноречиво и откровенно пишущего о своих подробных мотивациях задуманного и вполне осознаваемого преступления. В ЭТОМ СМЫСЛЕ - перед нами именно тот самый выбор
(«Тварь ли дрожащая - или право имею?»)
Также, вполне неприкрыто, здесь работает и сквозная линия «особого меньшинства», ИМЕЮЩЕГО НА ЭТО ПРАВО.
То есть, в общем, генезис фашистской психологии «господ».
- Обвиняемый! Что вы имеете сказать в свое оправдание?
Доктор Керженцев встал.
Тусклыми, словно незрячими глазами он медленно обвел судей и взглянул на публику.
И те, на кого упал этот тяжелый, невидящий взгляд, испытали странное и мучительное чувство: будто из пустых орбит черепа на них взглянула сама равнодушная и немая смерть.
- Ничего, - ответил обвиняемый.
И еще раз окинул он взором людей, собравшихся судить его, и повторил:
- Ничего.
***
… в общем, товарищи, надеюсь, что кто-то из вас заинтересуется творчеством этого незаурядного писателя. Например, его
«Рассказ о семи повешенных» заслуживает не одного к себе обращения, а долгих и неоднократных всматриваний и вслушиваний. То есть - изучения.
Знающим же его творчество предлагаю обсуждение.
Масштабы и темы - предлагайте!