Дискуссия о Свиридове, и не только

Dec 21, 2015 10:39


На 100-летие великого композитора


Получилось любопытно.

Конфликтной драматургии на нашем Дискуссионном Клубе не вышло - даже в том моменте, где она неминуемо должна была возникнуть. А именно - между русской и западноевропейской парадигмами музыкального существования.

Дело в том, что - в то время ХХ века, когда на Западе вовсю расцветало коммерческое искусство «постмодерна» - в СССР был, по-преимуществу, соцреализм. То есть, та или иная форма неоклассицизма.

О причинах такого «диалога согласия» на нашем мероприятии ведущего с народом, вполне можно догадываться - это тот же эффект использования западных конфликтных форм в миролюбивой и раздольной России. Особенно в тот момент, когда содержание повествования явно этому благоволит. Не получилось ни симфонии, ни сонаты. Жанр нашей дискуссии можно было б, наверное, определить как «вариации на две темы». И то - слава Богу.

Именно по этой причине у Свиридова мы не найдём списка из 9-ти и более симфоний, столь характерного для композиторов западноевропейской школы XIX века. Симфонии - это не стиль Свиридова.

Именно по этой «эпичной» причине Свиридову не до «творческих поисков языка» - язык у него уже сформирован;
он ему дан - Богом и советским образованием - изначально, раз и на всю жизнь. Изобретать велосипеды и новые «-измы» - это для кого-то другого, но не для него. Просто по причине того, что этому художнику есть ЧТО сказать.


Мастер эпического описания, Георгий Свиридов, конечно же, не проходил мимо поэзии, по своей сути индивидуально-авторской. Ни Пушкин, ни Тютчев, ни Шекспир, ни Блок, ни Пастернак, ни Маяковский с Хлебниковым - не были ему чужды. Но, поскольку он, явно, исконо русский художник, то ничего другого, кроме бережного понимания поэзии, и произойти-то не могло.

И всё это - благодаря тому, что он стопроцентно «попадал» в дух и мир образов того автора, к которому обращался! Эпическая доминанта, что здесь сказать… это данность.

image Click to view




Если говорить, что на мой слух - Георгий Васильевич удивительным образом сочетает в своем творчестве основные черты Мусоргского с Чайковским. То есть - композиторов, в XIX веке считающихся чуть ли не антагонистами. Чистота и мелодическая ясность Петра Ильича Чайковского - сочетаются у Свиридова с грубоватой простотой и удалью русского мужика, а также с терпкостью звучаний, характерной для лучших страниц творчества
Модеста Петровича Мусоргского.


Отдельная история - инструментальное творчество композитора.
Как мы уже упоминали, симфоний и сонат он почти не писал. Исключения составляют фортепианная соната соч. 1944 года, Камерная симфония для струнных 1940-го года, два Концерта для ф-но с оркестром, «Маленький триптих» 1964-го года, камерное трио. Эта музыка вполне звучит иногда в филармонических концертах. Вряд-ли её помнит неискушенный слушатель.

Однако, все помнят его музыку к пушкинской «Метели», инструментальную сюиту «Время, вперёд!», составленную по музыке к одноименному фильму.

А музыку к спектаклю «Дон Сезар де Базан» и другие работы - до сих пор любят в наших театральных кругах. Но всё это уже - музыка, привязанная к Слову.

Музыки же «абстрактной» в творчестве Свиридова нет вовсе.
Даже инструментальные произведения, которым не предпослана определенная программа (Концерт, Триптих, Соната) - несут в себе вполне ощутимые, реально очерченные, тонально устойчивые звучащие образы. И эпичное спокойствие методов развития.

image Click to view




P.S. По следам нашей дискуссии, вдогонку, хочу сказать, о чём в процессе не было сказано. Но это важно для нашей дальнейшей жизни.

Так вот. Истинным продолжателем свиридовской линии в музыкальном языке стал вологжанин Валерий Гаврилин. И в смысле театральном, и в смысле опоры на Слово, и в смысле демократичности музыкального языка. Думаю, многие помнят и его кантату «Военные письма» в исполнении Эдуарда Хиля, кантату «Перезвоны», песню «Мама» и многое другое. У Гаврилина уже также, немало почитателей и последователей.


Что же до тех, кто не стал настолько же известен в советское время - хочу обратить внимание товарищей на музыку композитора из Ростова-на-Дону - Клиничева Леонида Павловича. В особенности - на его Балет «Тихий Дон» по мотивам романа Михаила Шолохова.

Думаю, очень и очень многим эта музыка придётся по душе.

Свиридов, Вологда, Ростов-на-Дону, СССР, размышлизмы, Карелия, ВКСВ, by oleggureev, история, congratulation, культура, строительство, music, постмодерн, политика, Гаврилин

Previous post Next post
Up