В начале было Слово

May 03, 2015 11:40


Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
(О. Мандельштам)
Позволю себе (хоть я и не словист, и уж тем более, не имею никаких ученых степеней) несколько вступительных слов к этому видео о русском языке. То, что я скажу, почти совсем не связано с тем, о чём говорит уважаемый Борис Орлов. Он говорит, в основном, о геополитическом аспекте формирования языков. Но, в числе прочего, и о песенном творчестве.
«В начале был ритм» - это формула Востока, Азии и герметистов.
«В начале был смысл» - это от слова Логос. То есть - опять же - слово.
«В начале было слово» - эта новозаветая формула известна всем. Она имеет и продолжение, и различные трактовки. Не буду углубляться в этот вопрос, над которым лучшие умы бьются вот уже два тысячелетия.
От себя хочу прибавить: песня - это - прежде всего - мелодия. Это не логос. И не ритм. Это - очень органичное сочетание одного с другим. Образующее НЕЧТО ТРЕТЬЕ. Об этом «третьем» нужно сказать особо.
Песня - это - прежде всего - мелодия. То есть - чувство, выражаемое посредством звучания голоса. Однако, очень редко бывает, чтоб песня возникла из мелодии. То есть, конечно, бывает. Но чрезвычайно редко. Как правило - в начале возникает стих. То есть - опять же - ритмизованное слово. Либо - что довольно часто - и слово, и мелодия возникают вместе. (Говорю, в основном, о России. В других культурах и языках все эти процессы происходят очень по-разному.)

Так ЧТО было в начале?
Если ритм - это значит, в начале был обряд, заклинание, то есть - апелляция к чувственной природе. Вопреки разуму. Или - просто не обращая на него большого внимания.
Если слово - это, строго говоря, графическое выражение смысла. Его составной части.
Если смысл - это наиболее вероятная трактовка «логоса» в данном контексте, как мне представляется.
Предельное различение смыслов, предельная дифференциация смыслов - заключена в том, как люди пользуются словами. Насколько они способны понимать друг друга с помощью языка. И - насколько интересно, свежо и разнообразно вечные истины могут быть выражены на нём посредством слов. Язык - это наша органика. Наша неотъемлемая часть. И потому, чем бережнее мы будем относиться к нему, тем вероятнее, что мы сохраним себя для будущего.

image Click to view



p.s._______04.05.2015, 02.40

Недосказанность.
Дело в том, что - даже, на первый взгляд, такие «бессмысленные» (например, плясовые, игровые, шуточные) песни, как «Вдоль по Питерской» - всё равно отталкиваются от разухабистого слова. Никуда от этого не деться. Именно слово является первопричиной песни в России. Это свойство не отнять.

Хорошим подтверждением вербальной природы песни в России является следующее видео.

image Click to view



И даже если б священник просто пропел эту песню с закрытым ртом на звук «ммм…», у нас неизбежно возник бы ассоциативно-смысловой ряд с советским кинематографом, революцией в России, Николаем Островским и его бессмертным «Как закалялась сталь». Церковный антураж здесь, в общем, вторичен. Первичен - смысл, даже скорее - дух этой песни. Композитор Игорь Шамо (кстати, украинец по происхождению), воистину создал шедевр.

поэзия, музыкантское, мракобесие, литература, russia, философия, сепаратизм, символ, экономика, Островский, СССР, Мандельштам, размышлизмы, религия, by oleggureev, образование, революция, культура, филология, культурология, music, хилиазм, политика, общество, русофобия

Previous post Next post
Up