Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
(О. Мандельштам)
Позволю себе (хоть я и не словист, и уж тем более, не имею никаких ученых степеней) несколько вступительных слов к этому видео о русском языке. То, что я скажу, почти совсем не связано с тем, о чём говорит уважаемый Борис Орлов. Он говорит, в основном, о геополитическом аспекте формирования языков. Но, в числе прочего, и о песенном творчестве.
«В начале был ритм» - это формула Востока, Азии и герметистов.
«В начале был смысл» -
это от слова Логос. То есть - опять же - слово.
«В начале было слово» - эта новозаветая формула известна всем. Она имеет и продолжение, и различные трактовки. Не буду углубляться в этот вопрос, над которым лучшие умы бьются вот уже два тысячелетия.
От себя хочу прибавить: песня - это - прежде всего - мелодия. Это не логос. И не ритм. Это - очень органичное сочетание одного с другим. Образующее НЕЧТО ТРЕТЬЕ. Об этом «третьем» нужно сказать особо.
Песня - это - прежде всего - мелодия. То есть - чувство, выражаемое посредством звучания голоса. Однако, очень редко бывает, чтоб песня возникла из мелодии. То есть, конечно, бывает. Но чрезвычайно редко. Как правило - в начале возникает стих. То есть - опять же - ритмизованное слово. Либо - что довольно часто - и слово, и мелодия возникают вместе. (Говорю, в основном, о России. В других культурах и языках все эти процессы происходят очень по-разному.)
Так ЧТО было в начале?
Если ритм - это значит, в начале был обряд, заклинание, то есть - апелляция к чувственной природе. Вопреки разуму. Или - просто не обращая на него большого внимания.
Если слово - это, строго говоря, графическое выражение смысла. Его составной части.
Если смысл - это наиболее вероятная трактовка «логоса» в данном контексте, как мне представляется.
Предельное различение смыслов, предельная дифференциация смыслов - заключена в том, как люди пользуются словами. Насколько они способны понимать друг друга с помощью языка. И - насколько интересно, свежо и разнообразно вечные истины могут быть выражены на нём посредством слов. Язык - это наша органика. Наша неотъемлемая часть. И потому, чем бережнее мы будем относиться к нему, тем вероятнее, что мы сохраним себя для будущего.
Click to view
p.s._______04.05.2015, 02.40
Недосказанность.
Дело в том, что - даже, на первый взгляд, такие «бессмысленные» (например, плясовые, игровые, шуточные) песни, как «Вдоль по Питерской» - всё равно отталкиваются от разухабистого слова. Никуда от этого не деться. Именно слово является первопричиной песни в России. Это свойство не отнять.
Хорошим подтверждением вербальной природы песни в России является следующее видео.
Click to view
И даже если б священник просто пропел эту песню с закрытым ртом на звук «ммм…», у нас неизбежно возник бы ассоциативно-смысловой ряд с советским кинематографом, революцией в России, Николаем Островским и его бессмертным «Как закалялась сталь». Церковный антураж здесь, в общем, вторичен. Первичен - смысл, даже скорее - дух этой песни. Композитор Игорь Шамо (кстати, украинец по происхождению), воистину создал шедевр.