Прокатная компания «Централ Партнершип» совместно с Министерством культуры распространили совместное заявление, что по итогам пресс-просмотра фильма «мнения прокатчиков и представителей Минкультуры совпали: прокат подобного рода фильмов в преддверии 70-летия Победы недопустим».
Министр культуры РФ Владимир Мединский развёрнуто прокомментировал ситуацию с данным фильмом, причём некоторые моменты его высказывания исключительно любопытны - похоже, речь о стратегическом повороте культурной политики РФ:
Кратко о фильме. Среди главных действующих лиц - советские солдаты, водрузившие Знамя Победы над рейхстагом, а потом работающие следователями МГБ (в качестве прототипов угадываются Герои Советского Союза Михаил Егоров и Мелитон Кантария). В фильме есть всё что положено: Сталин устроил «голодомор» специально для Украины и убивает по 25 тысяч человек в день; голодающие дети, как вспоминают герои, поедают своих ослабевших одноклассников; в СССР запрещается расследовать уголовные преступления, потому что «у нас нет убийств, они есть только при капитализме»; советские солдаты-мародёры с пятью трофейными часами на запястьях; кровавые упыри с офицерскими погонами армии-победительницы и Звёздами Героев расстреливают сограждан, соседей, друг друга и особенно геев (!) во дворах, на улице, в служебных кабинетах и просто мимоходом, на глазах их детей, «чтобы преподать урок»; запуганные советские женщины там отдаются советским же офицерам из страха, что за отказ их тут же отправят, «как принято» - в ГУЛАГ.
Не страна, а Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками, кровавое месиво в кадре из каких-то орков и упырей - вот в такой стране происходит действие фильма от 30-х до 50-х годов ХХ века. Так показана наша страна - та самая, которая только что победила в Великой войне, вырвалась в число мировых лидеров и вот-вот запустит первого человека в космос.
Скажу сразу: дело не столько в конкретном фильме - американские кинематографисты могут самовыражаться, как им заблагорассудится.
Нам до того, в общем-то, дела мало.
Принципиально то, что мы должны, наконец, поставить точку в череде бесконечных шизофренических рефлексий о самих себе.
Данную позицию насчёт «шизофренических рефлексий о самих себе» можно только поддержать, как и позицию Мединского по антисоветскому фильму «Служу Советскому Союзу!», показанному на НТВ 22 июня 2012, несмотря на возмущение общественности.
Однако следует напомнить, что такие антисоветские (и банально антиисторические) фильмы как «Штрафбат», «Сволочи», «4 дня в мае», «Утомлённые солнцем 2» в прошлые годы неизменно пользовались поддержкой (в т.ч. бюджетной) Министерства культуры.
Мединский и сам признаёт это, призывая отказаться от поношения истории в угоду западному миру - и дополняет сталинским (!) «иначе нас сомнут»:
Но этого дна мы достигли сами. Мы сами смирились с тем, что вдыхаем, пьём отраву о своей истории и о своей стране - и убедительно - и добровольно себе объясняем, что это и есть воздух, это и есть вода. Что это и есть божья роса.
Это мы сами соглашаемся с ложью и клеветой. Это мы сами наснимали фильмов серии «сволочи из штрафбатов». Это мы сами, по доброй воле решили, что удобнее сверять своё понимание собственной истории с политическими интригами давно минувших дней. С дикими шаблонами, принятыми в иных культурных пространствах. Это мы озабочены, чтобы наши представления о самих себе непременно были угодны «цивилизованному человечеству».
Позволю себе напомнить: это «цивилизованное человечество» является сегодня цивилизованным ровно и исключительно в той степени, в какой его принудили остаться цивилизованным советский солдат и советский народ в 1945м.
Пора, наконец-то сформулировать своё собственное представление о самих себе как наследниках великой, уникальной российской цивилизации. Внятно, канонически, без блудливого спотыкания о «трудные вопросы истории» и бессодержательных рефлексий. Сегодня, в год 70-летия главного события в истории XX века.
Без этого нас сомнут. Или мы будем иметь своё историческое и, соответственно, будущее самоопределение - или нас «самоопределят» без нашего участия.
Искренность данных громких заявлений предстоит проверить на практике. Но громкость заявлений сама по себе претендует на оформление новой культурной политики. Политики отказа от поношения собственного прошлого и тех людей, которые отдали свои жизни за то, чтобы у нас было будущее.
Я никогда не напишу такого.
В той потрясенной, вещей немоте
ко мне тогда само являлось слово
в нагой и неподкупной чистоте.
Уже готов позорить нашу славу,
уже готов на мертвых клеветать
герой прописки
и стандартных справок...
Но на асфальте нашем -
след кровавый,
не вышаркать его, не затоптать...
Ольга Берггольц, 1946
Николай Юрченко, РВС.