Бетховен в Японии

Apr 03, 2015 19:37

image Click to view



В этом видеоролике достаточно увидеть лишь самое начало.
Те 10 тысяч людей, которые встают со своих мест - это не зрители, не слушатели, не пассивные участники (хотя, при слушании Бетховена быть «пассивным участником» - само по себе является моветоном. Так нас учили и в школе, и в училище, и в консерватории). Это - реальные участники хора.
Смысл, изначальный смысл сплочения людей в едином творческом порыве - как нельзя лучше передан в подобном действе. Вектор объединяющий. Александр Скрябин с его мистериальными идеями мог бы позавидовать такому воплощению замысла.
Бетховен был бы счастлив.
Жаль, что профессия композитора до сих пор подразумевает смертность в этом мире - как условие существования имени в народной памяти. Это не касается Бетховена - он был хорошо известен при жизни. Благодаря собственному трудолюбию и чрезвычайно независимому нраву. Независимому от тех, кого принято считать «сильными мира сего».

Встреча Бетховена и Гёте
Бетховен был страстным поклонником Гёте, но нрав у него был слишком независимый и горячий: он не мог приноровиться к Гёте и невольно задевал его. Он сам рассказывает об одной их прогулке, во время которой гордый республиканец Бетховен преподал урок самоуважения придворному советнику великого герцога Веймарского, чего поэт никогда ему не простил.
«Короли, принцы могут заводить себе наставников, ученых и тайных советников, могут осыпать их почестями и орденами, но они не могут создавать великих людей, таких людей, чей дух поднимался бы выше этого велико-светского навоза... И когда два человека сходятся вместе, двое таких, как я и Гёте, пусть все эти господа чувствуют наше величие. Вчера мы, возвращаясь с прогулки, повстречали всю императорскую фамилию. Мы увидали их еще издали, Гёте оставил мою руку и стал на краю дороги. Как я ни увещевал его, что ни говорил, я не мог заставить его сделать ни шага. Тогда я надвинул шляпу на самые брови, застегнул сюртук и, заложив руки за спину, стремительно двинулся в самую гущу сановной толпы. Принцы и придворные стали шпалерами, герцог Рудольф снял передо мной шляпу, императрица поклонилась мне первая. Великие мира сего знают меня. Я имел удовольствие наблюдать, как вся эта процессия продефилировала мимо Гёте. Он стоял на краю дороги, низко склонившись, со шляпой в руке. И задал же я ему головомойку потом, ничего не спустил...» Гёте этого тоже не мог забыть.



***
И всё-таки. Что это? Проявление любви японцев к идеалам и музыке 9-й симфонии Бетховена? - верю. Японцы очень любят её.
... И только? Или это уже заявка Азии на мощный энергетический рывок? - а вот тут - вопрос дискуссионный. Хотя, судя по этому исполнению - вполне можно говорить об этом. И ведь, как символично исполнение именно 9-й симфонии Бетховена - этой, во всех отношениях, европейской музыки, ставшей даже Гимном Евросоюза!

Европа, Приглашение Постмодерна, by oleggureev, choir, beethoven, культура, orchestral, Япония, symphony, asia, music, политика, vocal

Previous post Next post
Up