Открытие Алтаря

Jan 21, 2015 01:53



Основной смысл этой заметки будет перекликаться с одной из моих прежних заметок - « Модуляцией идеи жертвенности». Тогда в ней мы просто на примере двух (а подобных примеров можно найти не один десяток) поздне/советских художественных фильмов увидели духовную деградацию, ослабление главного героя по сравнению с героями фильмов 30-х годов. И тот факт, что эта деградация была поддержана в СССР на уровне государственном, уже о чём-то нам может сказать. Тем более, что в России всегда основным регулятором жизненного уклада была и остается - Культура. Эта сфера жизни на данном этапе большей своей частью - либо находится в недофинансировании, либо коммерциализируется. Вопрос наличия средств, отпущенных на эту область, встал очень остро. Только вот стало ли от этого кому-нибудь лучше? Смею заверить уважаемого читателя, что в России редкий человек сможет полноценно веселиться и ликовать по поводу приобретенного гроша… особенно если он видит, как другой человек этот самый грош потерял. Но не это главное. А то, что с помощью культуры - в каком бы она ни была состоянии - русского человека очень просто сбить с толку (с дороги, с мысли). Нужно лишь только умело воспользоваться нужными рычагами, повернув их в нужную сторону. Считается, что прежде, чем заниматься культурой и искусством, человека нужно накормить. И это вполне естественно и справедливо. Ну, а потом…
А потом начинается самое интересное. Что такое, например, картинная галерея? Или музыка? Книга - это украшение, дополнение и приложение к обеденному столу и туалету? Или всё-же образы, смыслы и идеи, содержащиеся в книгах и других произведениях искусства, должны вдохновлять людей на то, чтобы они задумались стать чем-то большим, чем они есть сейчас?
Можете представить себе священника в церкви, который к алтарю бы относился по типу остаточного принципа финансирования, как это было принято в отношении Культуры в позднем СССР и в нынешней России..?
Не в последнюю очередь всё в нашем мире создается человеком с помощью головы. Думаю, с этим спорить никто не будет. Разумеется, проблем насущных «для тела» у нас тоже очень много. И, конечно же, они также должны быть решены оптимальным образом. Но всё-же. Создать сначала туловище с пожиральным аппаратом, а только потом - голову (по остаточному принципу), - согласитесь, таким образом мы получим в результате лишь съедающего всё на своём пути монстра. Это в самом лучшем случае. Если технически всё верно выполнено. В любом же другом случае - эта конструкция просто развалится.

Теперь принцип коммерциализации. Цена вопроса. Сама по себе, в своей основе - это нейтральная функция посредника между производящим и производным. Никакого другого смысла не несущая. Все попытки демонизировать или вознести на пьедестал этот принцип -  тенденциозны. Здесь всё зависит от каждого конкретного случая. И - именно по этой причине скрепка под именем «деньги» не может быть универсальной. Она в одном случае сработает, в другом - нет. Или даже, при абсолютизации, рискует сработать не в ту сторону.



«Священнодействуй!» - этот принцип мистерии в основу советской культуры был заложен изначально ещё великим Станиславским. И здесь - мы подходим к самому главному.
К Таинству.
Старая гвардия

В дни, когда на фронт пошли полки,
чтоб    воздать   злодеям   полной   мерой,-
на завод вернулись старики,
персональные пенсионеры.
Их вернулось двадцать, как один,
к агрегатам старого завода,
все - в суровой красоте седин,
верная рабочая порода.
Кавалеры многих орденов,
выправку хранящие поныне,
бившие сегодняшних врагов
в восемнадцатом на Украине.
- Разве,- говорят они,- сейчас
можем отдыхать мы без заботы?
В этот славный и опасный час
руки наши требуют работы.
У тисков, вагранок и станков,
там, где только это будет нужно,-
мы заменим воинов-сынов,
мы дадим сынам своим оружье.
И на приумолкшие станки,
не забытые за дни разлуки,
тихо положили старики
мудрые и любящие руки.
И запели светлые резцы,
мастеров узнав прикосновенье...
Было утро. Шли на фронт бойцы,
чтоб принять и выиграть сраженье.
(Ольга Берггольц, 1941)

- Но, позвольте, - быть может, скажет кто-то, - при чём здесь культура, искусство?
Прошу прощения, но стихотворение о пенсионерах-рабочих, бывших фронтовиках Гражданской и 1-й мировой войн мною взято вполне сознательно. Это не просто «связь» между жизнью и искусством. Искусство отражает в концентрированном виде те же законы, что гласно или негласно прописаны самой жизнью. Вспоминается замечательная роль Юрия Никулина в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» - Кузьма Кузьмич Иорданов. - «Помнят работу руки-то! Помнят, родимые!» - ключевым понятием здесь будет - Любовь. К труду. К той девочке, к которой приехал Кузьма Кузьмич. В его жизнь вдруг опять вернулось Идеальное. Этот эпизод по смыслу есть - Преображение.

image Click to view



А тайна его, в общем, достаточно проста. И - сложна, одновременно. Сложна для выполнения.
«А мне, ты думаешь,
светить
легко?
- Поди, попробуй! -
А вот идешь -
взялось идти,
идешь - и светишь в оба!»
(Вл. Маяковский)

Священнодействие, или Таинство - в самой Вере и заключено.
Чтоб его постичь - совершенно не обязательно открывать завесу алтаря. Он ни для кого не закрыт.


Тому, кто зряч, но светом дня ослеп,
Тому, кто жив и брошен в темный склеп,
Кому земля - священный край изгнанья,

Кто видит сны и помнит имена, -
Тому в любви не радость встреч дана,
А темные восторги расставанья!
(М. Волошин)

Есть такая восточная притча. Перескажу по памяти, так как слышал её в возрасте 18-ти лет.

Некий ученик спросил своего Учителя:
- Учитель! Я слышал, ты можешь всё! Покажи мне чудо - поднимись над землёй!
Учитель показал чудо - и поднялся над землёй.
- Ух ты! - воскликнул ученик. - Я тоже так хочу! Научи меня!
Учитель подвёл ученика к бочке с водой. Поставил рядом. Затем взял - и окунул его головой в эту бочку. И так держал.
Когда ученик всё-же вырвался из цепких рук Учителя - он, отдышавшись, спросил:
- Зачем ты это делал, Учитель? Ведь я мог захлебнуться и утонуть!
- Когда тебе это «чудо» будет нужно так же, как вытащить голову из воды - тогда и приходи ко мне, - был ответ Учителя.

Аскетизм. Предельная Вера. Неукротимое Желание. Это и есть ключи от алтаря.

by oleggureev, cinema, Берггольц, история, beethoven, почти цитаты, театральное, культура, герой, Маяковский, Волошин, Станиславский

Previous post Next post
Up