Хилиазм

Dec 10, 2014 01:07

Оригинал взят у maeglin87 в Хилиазм
В прошлый раз я затронул тему гностицизма, лежащего в ядре метафизики фашизма. В конечном счёте именно ненависть к Творению как таковому приводит к тем или иным фашистским практикам.

Противостоять такой предельной и накалённой ненависти может только такая же предельная любовь. Наиболее полноценно эта любовь выражена в идее христианского хилиазма.



В отличие от гностицизма, хилиазм не является каким-то оформленным учением или группой учений. Это всего лишь некое богословское мнение, строящееся на определённой трактовке 20-й главы Откровения Иоанна Богослова.

Приведу её полностью:

1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3. и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
5. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
11. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Иоанн описывает вначале первую победу над дьяволом и заточение его в темницу. После этого происходит воскресение праведников, погибших за Иисуса и за слово Божие, и это первое воскресение. Затем начинается Тысячелетнее Царство их с Христом. В этом Царстве торжествуют заповеди блаженства и любви, завещанные в Нагорной проповеди, и все люди объединяются в едином братстве. Зло же изгоняется из мира, но не уничтожается совсем. По прошествии тысячи лет Сатана возвращается и происходит последняя битва, после которой он будет низвержен окончательно и произойдёт Страшный Суд. После этого земная история кончится и наступит Царствие Небесное, которое пребудет в вечности. 21-я глава начинается словами «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет».

Именно вокруг толкований Тысячелетнего Царства и строятся богословские мнения, объединяемые под термином «хилиазм» (от греческого «хилиас» - тысяча, латинизированный вариант - «милленаризм»). При этом тысячу лет следует понимать не буквально, а просто как очень долгий срок, эпоху.

Основная дискуссия разворачивается вокруг того, что понимать под Тысячелетним Царством. Хилиазм настаивает на прямой трактовке, говоря, что здесь, на Земле ещё до конца времён наступит воцарение, т.е. историческое господство Христа и праведная жизнь.

Хотя такая трактовка Церковью не считается ересью, но является крайне непопулярной. «Апокалипсис» - очень сложная книга и очень долго и тяжело входила в Библейский канон. Многие его положения сложны для понимания и их предпочитают трактовать аллегорически.

Вопрос о Тысячелетнем Царстве является одним из ключевых для Церкви, потому что его понимание определяет и место самой Церкви в мирской жизни.

Прямое понимание Тысячелетнего Царства означает, что Земля не лишена той божественной благодати, которая будет дарована в Царствии Небесном. Что она не является лишь временным пристанищем душ перед растворением в вечности. Что она тоже освещена светом Господа и уже здесь, в этом бытии, произойдёт воссоединение с Христом. Это, в свою очередь, определяет и роль истории для человечества. Либо история есть набор скитаний человечества перед обретением Истины, даруемой лишь в вечности, либо история имеет свои собственные смысл и цель, выраженные в обретении Тысячелетнего Царства и приобщении земного бытия к Царству Божьему.

Идея Тысячелетнего Царства Христа, утвердившегося здесь, на Земле, в историческом времени, является мощнейшей идеей, т.к. оправдывает всю человеческую историю! Хилиазм говорит, что за земное бытие можно и нужно бороться, что оно также причастно ко Христу, что уже здесь, на Земле наступит торжество Истины и станет возможно обретение хотя бы части той божественной благодати, которая будет сполна дарована в инобытии.

В противовес прямой трактовке Тысячелетия Христова выступают разнообразные иносказательные толкования 20-й главы Апокалипсиса. Большую их часть можно объединить под термином «амилленаризм», т.е. нечто, отрицающее хилиазм (милленаризм). Самым крупным амилленаристом был Блаженный Августин. Он выдвинул свою концепцию Церкви и Тысячелетнего Царства в трактате «О граде Божием».



Филипп де Шампань. «Блаженный Августин». 1650 г.

По Августину Тысячелетнее Царство началось со времени первого пришествия Христа. После воскресения Христос спустился в ад и взял оттуда всех ветхозаветных праведников, томящихся там в ожидании Его. Христос открыл для них рай, и с тех пор верующим стал доступен вход в Царствие Небесное. Таким образом, Христос уже царствует в душах людей, т.к. кончилось время безбожия, языческих ересей и власти дьявола, правда Божия возобладала на Земле, и каждому открыт путь в Царствие Небесное. Церковь, управляемая Христом и праведниками, и есть Тысячелетнее Царство.

Августин противопоставляет град Божий граду Земному. Град Божий - это Церковь, являющаяся хранительницей Правды Христовой и проводником в Царство Божие. Она сохраняет эту правду сквозь века страстей, войн, печалей и невзгод, бушующих в граде Земном. Сам град Земной, т.е. земное бытие, представляется лишь временным пристанищем людей, ищущих божественного света и благодати. В нём царит смерть, несправедливость, скорби, являющиеся его неотъемлемыми признаками. Град Земной нельзя исправить, от него лишь можно и нужно укрыться в граде Божием, дарующем спасение. Земная история представляется как трагедия человечества, преодолеваемая лишь в вечности. Поэтому Церковь отстраняется от мирских дел, ибо земная жизнь тленна и природа человеческая несовершенна, противоречия между историей и Правдой Божьей не снимаемы, и спасение обретается лишь в инобытии. Однако такая трактовка, помимо исторического пессимизма, на который Церковь имеет право, опасна тем, что в пределе означает полный разрыв Церкви с неблагим миром, что в свою очередь ведёт уже к гностическому отрицанию Творения.

Хилиастическая Церковь играет совсем другую роль в жизни людей. Она борется за земное бытие, потому что её цель - способствовать наступлению Тысячелетнего Царства, приближать его всеми силами. Если земное блаженство возможно, то Церковь не имеет права ограничиваться помощью нищим, убогим, нуждающимся, миссионерством, т.е. малыми делами. Она обязана бороться за всё человечество, за общество, за социальное устройство мира, за Землю как таковую.

Церковь амилленаристская - это Церковь, принимающая любую земную власть и оставляющая град Земной людям, т.к. её Царство «не от мира сего». Церковь же хилиастическая, милленаристская - это Церковь борьбы, борьбы за человечество, борьбы за благость земного бытия, борьбы за смысл истории. И в этом, отчасти, заключается причина настороженного отношения Церкви к «Апокалипсису». «Откровение» пропитано духом борьбы, всеобщей борьбы за правду Христову, это чрезвычайно мобилизующая книга, и мобилизующая на дела земные, причём в масштабе всего человечества. Можно сказать, что «Апокалипсис» - это философия метафизической войны за человека, и заканчивается она победой, олицетворяемой Тысячелетним Царством. Однако желание Церкви отстраниться от земной борьбы и остаться на «территории духа» довольно велико, и во многом оправдано её сущностью. Отсюда и специфическое отношение к «Апокалипсису».

Тем не менее, русское сознание во многом зиждется именно на хилиастических православных культурных кодах. Для русского человека характерно стремление построить мир всеобщей справедливости, равенства, братства и свободы. Мир без эксплуатации, без частного владения землёй, потому что земля принадлежит Богу, а значит она общечеловеческая. Мир (земной, наш мир!), в котором каждый будет с Христом и во Христе. Это мир исторической победы идеала. Между прочим, вера в земное торжество идеала, т.е. того, что по определению недостижимо, может быть только очень горячей верой, и потому только деятельная и пламенная вера в такой мир может сокрушить все препятствия на пути торжества этого идеала.

Если из религиозной идеи гностицизма вырастает светская идея фашизма, то бесспорно, что из религиозной идеи хилиазма вырастает светская идея коммунизма. Это борьба за подлинное человечество, за истинно благое существование на Земле, борьба за человека в том виде, каким замыслил его Господь.

Гностицизм ненавидит Творение, хилиазм же пропитан бесконечной любовью к Творению, потому что оно не безблагодатно и уже в нём, а не в последующем после конца времён инобытии, будет достигнута праведная жизнь и воцарение Христа. А значит за это Творение нужно бороться, значит история имеет смысл!

Для тех, кто интересуется темой хилиазма более подробно, крайне советую прочитать цикл статей ilya-yu про хилиазм и его преломление в истории:

1. Теология революции.
2. Тысячелетнее Царство: из истории информационных войн.
3. Одна вера - два проекта.
4. Русское Тысячелетие.
5. Послесловие о хилиазме.

А также посмотреть его лекцию на эту тему:

image Click to view



размышлизмы, ВКСВ, Пермь, коммунизм, религия, хилиазм

Previous post Next post
Up