В среду 16.11.22 на базе ВВС Увда прошла вечеринка празднования 40-летия базы. В церемонии принимали участие командующий ВВС генерал-майор Томер Бар, командир базы полковник Й., ветераны и текущие военнослужащие базы, другие гости.
«Кфир» С.2 на въезде на авиабазу Увда.
О текущем состоянии Увда я рассказывал в 2020 г.,
при очередной смене командира. Ниже речь пойдёт об истории базы.
После войны 1967 г. Израиль оккупировал Синайский полуостров, среди прочего в руках АОИ оказался ряд египетских авиабаз. Кроме того, ещё 2 авиабазы в восточном Синае Израиль построил самостоятельно: Канаф-10 (Эцион, построена в 1972 г., к северо-западу от Эйлата) и Канаф-25 (Эйтам, построена к декабрю 1976 г., к юго-востоку от Эль-Ариш). Полный список израильских баз на Синае - в статье
«Базы ВВС Израиля», там же объясняется разница между авиакрылом («Канаф») и авиабазой (БАХА).
В 1977 г. начался мирный процесс между Израилем и Египтом: 19-21.11.77
президент Египта Анвар Садат посетил Израиль, 17.09.78 были подписаны
Кэмп-Дэвидские соглашения (ратифицированы Кнессетом 27.09.78), а 26.03.79 был подписан
Мирный договор между Израилем и Египтом. Как следствие, начался вывод израильских войск с Синайского полуострова (с линии, занимаемой после
промежуточного договора от 04.09.75). Среди прочего, Израиль оставлял и авиабазы на Синае.
В рамках договора США взяли на себя обязательство построить в Израиле две новые авиабазы, ими и стали Увда (куда переехал Канаф-10, позднее БАХА-10) и
Рамон (Канаф-25). Кроме того, Израиль самостоятельно построил авиабазу
Неватим (Канаф-28, позднее БАХА-28). Рамон открылся в 1981 г., Увда - в 1982 г., Неватим - в 1983 г.
За строительство баз Рамон и Увда отвечали
Инженерные войска Армии США (US Army Corps of Engineers, USACE). Уже в ноябре 1978 г. первые представители USACE начали прибывать в Израиль. Штаб проекта разместился в
здании IBM, а управление строительством и инженерная группа - в гостинице Палас (оба здания - в Тель-Авиве). К строительству были привлечены многочисленные израильские инженеры и архитекторы, а координатором работ со стороны МО Израиля был бригадный генерал Моше Бартов, штурман ВВС.
Рамон и Увда строились по идентичным проектам (кроме того, что диктовалось особенностями географии и почвы), с широким использованием опыта, полученного при строительстве Эцион и Эйтам. Так, из 105 основных элементов баз 70 совпадали с базами на Синае. Базы получили по 10 подземных укрытий для самолётов (ДАТАК - «Дир Тат-Каркаи»), на 6 самолёто-мест каждое (замечу:
в 2019 г. я подробно описывал ДАТАК базы Увда по опубликованному тогда видеоролику; он имеет 6 закрытых и 1 открытое самолёто-место).
Проверки грунта на площадке, предназначенной для базы Увда, начались весной 1979 г. Состав грунта сильно отличался от имевшегося в Рамон, что потребовало корректировок и различных методов строительных работ. Дело в том, что в Увда верхние слои грунта состоят в основном из ила, песка и гравия в результате паводкового наноса, а скальный слой находится примерно на 40 метров ниже поверхности земли. Состав грунта требовал большой работы по уплотнению верхнего слоя перед началом строительных работ. Большая работа потребовалась и для отвода зимних паводков, для этого был прорыт 15-километровый отводной канал, рассчитанный на сдерживание даже редких паводков высокой интенсивности.
Перед началом строительства на территории Увда были проведены археологические изыскания, также потребовалась обширная операция по очистке территории от неразорвавшихся боеприпасов. Дело в том, что ранее Увда использовалась как полигон для бомбометаний ВВС, здесь были нарисованы фиктивные ВПП для отработки авиаударов по аэродромам противника. Операция по обезвреживанию представляла собой особую трудность, поскольку обнаружить боеприпасы с помощью обычных миноискателей было невозможно - многие из них ушли глубоко в землю. Сначала задачу взяло на себя МО Израиля, но когда стали ясны масштабы и сложность задачи, из США было привезено специальное металлодетекторное оборудование. Плотность обнаруженных в районе боеприпасов и их обломков была очень большой, иногда до 100 на площади в 150 кв. м., что задержало начало строительных работ. В ноябре 1979 г. большая часть работ по разминированию была завершена, но небольшая бригада инженерных войск Израиля оставалась в этом районе на протяжении всего периода строительства. Даже при рытье котлованов для ДАТАК были обнаружены новые бомбы, некоторые из которых взорвались из-за смещения строительным оборудованием.
Большинство рабочих, которые работали на строительстве баз, прибыли из Таиланда (наибольшее число), Португалии и Филиппин. Это был первый случай в истории Государства Израиль, когда в страну широко и организованно ввозились иностранные рабочие, что вызвало сильное сопротивление в Федерации профсоюзов (Гистадрут) и даже среди жителей Димоны и Иерухама, куда рабочие с Рамон приезжали в свободное время.
Завершение строительства баз и ввод их в эксплуатацию было условием, поставленным Израилем для эвакуации с Синайского полуострова. Из-за сжатых сроков работы на местности начались ещё до того, как было завершено всё планирование, без логического порядка, принятого в области подобного крупномасштабного строительства. Иностранные рабочие работали по 60-часовой рабочей неделе: 6 дней по 10 часов в день. Фактически, в течение 6 недель до конца проекта рабочий день был увеличен до 12 часов в день (при сохранении 6-дневной рабочей недели). В разгар строительства, в 1981 г., на каждой из баз работало более 2,500 рабочих. В ноябре 1980 г., сразу после того, как первая ВПП на базе Увда была завершена, генерал-майор Давид Иври (командующий ВВС в 1977-1982 гг.) посадил там истребитель, т.е. ещё до завершения строительства базы.
18.10.81 в Увда перелетел первый «Кфир», ещё 6 - 08.11.81. Тогда же была проведена церемония открытия базы в присутствии премьер-министра Менахема Бегина, НГШ АОИ Рафэля Эйтана и Давида Иври. Вскоре на базе разместилась первая эскадрилья, а 17.05.82 база была официально передана в руки АОИ, в присутствии министра обороны Ариэля Шарона, однако строительные работы продолжались ещё до июля 1982 г. Кстати, стоимость возведения двух баз составила 1.05 млрд долларов, что вышло за рамки оригинальной сметы всего на 30 млн долларов. Стоимость Увда и Рамон были примерно одинаковы.
Первые годы своего существования Канаф-10 включал 2 эскадрильи «Кфир» C.2: 144-ю и 149-ю. В 1988 г. в рамках сокращений эти эскадрильи были переведены в Хацор (в котором ранее были расформированы 113-я и 254-я эскадрильи «Кфир»), Канаф-10 превратился в БАХА-10 и стал в первую очередь учебной авиабазой. В 2005 г. на базе открылась
115-я эскадрилья, но и она является учебной - эскадрильей имитации сил противника («Красная эскадрилья» ВВС).
Ещё несколько событий из истории базы:
- 1995 г. - на базе посажен угнанный в Израиль иранский «Боинг-707»;
- 14.08.95 - один из самых крупных случаев пищевых отравлений в истории АОИ: отравилось 295 военнослужащих, старший прапорщик Меир (Мишель) Дахан умер;
- 2000 г. - на базе посажен угнанный в Израиль Ту-154 авиакомпании «Внуковские авиалинии» (рейс Махачкала - Москва);
- 02.04.19 - завершилась работа гражданского терминала базы, принимавшего рейсы в Эйлат (крупные самолёты, не способные сесть в аэропорту самого Эйлата); рейсы переведены в аэропорт «Рамон», открытый 21.01.19.
Празднование 40-летия базы:
Ссылки:
- Статья на сайте ВВС, 17.11.22.
- База Увда, статья Википедии.