Система ПРО «Железный купол» (ЖК) встала на боевое дежурство в 2011 г. и уже 07.04.11 добилась первого оперативного перехвата. Первым дивизионом ЖК стал 947-й, а спустя 6 лет,
в сентябре 2017 г. был сформирован второй дивизион ЖК - 137-й. Уже тогда сообщалось, что в его составе будет создано морское подразделение («Пальга hа-Йамит»), цель которого - эксплуатация «Железного купола» на борту ракетных кораблей.
Прошло ещё 2 месяца и
27.11.17 АОИ сообщила о завершении испытания морской версии ЖК. Речь идёт об обычных ПУ ЖК, установленных на вертолётной площадке корвета «Лаhав» типа «Саар-5» и интегрированных с его РЛС «Адир» (EL/M-2248 MF-STAR). Напомню, что из 3 корветов класса лишь «Лаhав» имеет данную РЛС. А 24.10.22 сайт ВВС рассказал о морской батарее ЖК, т.н. «Кипа hа-Йамит».
Батарея стала боеготовой уже в 2017 г. Сейчас ею командует капитан А. Батарея постоянно находится в боевой готовности, обычно - на суше, когда надо ПУ ставят на корвет «Лаhав» для прикрытия морских газовых месторождений. С помощью РЛС корвета идёт обнаружение целей и создание общей картины обстановки над морем. У сухопутных батарей есть собственный КП - Центр управления перехватами (МАНИ - «Мерказ Ниhуль Йеирутим»). Морская батарея также имеет МАНИ, на базе БИЦ (боевой информационный центр) корвета.
Когда всё спокойно, батарея тренируется на берегу. Но раз в месяц проводится морское учение («hафлагат Имун») для отработки действий с ВМС. Ещё одно отличие от обычных сухопутных батарей - все бойцы проходят курс управления перехватом («Курс Меяртим»), способны работать на системах управления и контроля комплекса.
Новоприбывшие в батарею проходят недельный курс ознакомления с особенностями работы на море: жизнь на корабле, вопросы эвакуации и спасения на море, отличие морского ЖК от сухопутного. Ещё один важный вопрос - технический. Число специалистов на корвете ограничено, поэтому каждый техник должен быть очень высокой квалификации, способный самостоятельно определить причину и устранить неисправность.
Ссылки:
- Статья на сайте ВВС, 24.10.22.