О 117-й эскадрилье «Таесет hа-Силон hа-Ришона» («Первая реактивная эскадрилья») я писал в 2020 г., когда она
была расформирована как оперативная эскадрилья F-16C «Барак» и в 2021 г. - когда она была
воссоздана на базе ВВС Неватим как учебная эскадрилья парка F-35I «Адир». И вот, опубликованы новые данные об эскадрилье.
Как уже сообщалось ранее, 117-я эскадрилья не имеет собственных самолётов, соответственно у неё нет защищённых ангаров для них (ДАТАК) и технического отдела («Гаф Техни»). Самолёты, на которые в 2021 г. была нанесена символика 117-я эскадрильи, - всего лишь дань признания ей в честь реинкарнации. Тем не менее, два отдела в составе эскадрильи имеются:
- Отдел курса переподготовки на «Адир» («Гаф КАhАД», КАhАД - «Курс hасава ле-Адир») во главе с майором А;
- Отдел тренажёра (симулятора) «Адир» («Гаф Меамен») во главе с майором Ш.
Первый отвечает за подготовку новых лётчиков для полётов на «Адир». Курс переподготовки длится полгода и включает несколько этапов. Первый длится 6 недель и включает тщательное теоретическое изучение самолёта и его систем. Далее - 25 полётов на тренажёре. «Адир» - одноместный самолёт и не имеет двухместных учебно-боевых вариантов, как это было с F-15 и F-16. Поэтому нет возможности полётов с инструктором, впрочем, это компенсируют возросшие возможности симулятора. Далее следует первый полёт на «Адир», т.н. «Соло» («Сольный», т.е. одиночный, полёт; впрочем, как уже было сказано, других у «Адир» и нет). Уже сейчас лётчики «Адир» ВВС Израиля - самые молодые в мире по сравнению с другими эксплуатантами F-35.
В связи с ростом парка «Адир» ВВС число новых лётчиков от курса к курсу растёт. 117-я эскадрилья, сосредоточив на себе вопросы переподготовки, позволила разгрузить 140-ю и 116-ю оперативные эскадрильи F-35I, дав им возможность сосредоточиться на оперативной деятельности. Кроме того, такой подход делает единообразной подготовку всех пилотов парка. Все преподаватели - не просто опытные лётчики, а лётчики-инструкторы с соответствующей подготовкой и опытом. С учётом пока ещё малого парка как «Адир», так и пилотов для них, такой единый уровень облегчает взаимодействие эскадрилий как на учениях, так и в ходе боевых вылетов.
Итак, Отдел тренажёра занимается тренировками пилотов на симуляторе «Адир». И это не только 25 полётов для начинающих лётчиков курса переподготовки. На симуляторе летают все пилоты парка: около 50% общего числа учебных полётов на «Адир» выполняются на тренажёре.
Сами полёты делятся на 2 типа: действия в критических ситуациях («Мацавей Хирум») и тактические полёты («Тисот Тактиёт»). Первый тип хорошо знаком и для самолётов более старых типов. Он обучает лётчиков что делать в случае отказа двигателя, гидравлики и т.п. Причём даже опытные лётчики время от времени повторно проходят такие полёты для освежения навыков. Подобное не уникально для «Адир» - все лётчики ВВС проходят такие тренировки на симуляторах. Если ВВС не имеют подобного тренажёра - лётчики выезжают за границу, туда, где соответствующий симулятор имеется (обычно в США).
Тактические полёты более интересны. Тут можно симулировать полноценный боевой вылет с очень высокой степенью достоверности, включая тип атакуемой цели и все виды противодействия противника. Более того, перед боевым заданием можно (если позволяет время) создать симуляцию именно этого задания («Модель») и отработать его на тренажёре. Далее учесть обнаруженные ошибки и выполнить реальное задание с гораздо большей эффективностью и меньшими рисками. Есть и психологический фактор - лётчик чувствует себя более уверенным к проведению операции.
Полёты на симуляторе проводятся как полноценные полёты во всех смыслах: предполётные инструктажи, вопросы безопасности полётов, разбор полётов. Любые отклонения изучаются как полноценные лётно-технические происшествия несмотря на то, что понятно: риска пострадать или потерять машину на тренажёре нет.
420-я эскадрилья
Симуляторы всех прочих боевых самолётов ВВС, т.е. «Барак» (F-16C/D), «Суфа» (F-16I), «Баз» (F-15A/B/C/D) и «Раам» (F-15I) сосредоточены в составе
420-й эскадрильи («Таесет Меамней Крав» - «Эскадрилья симуляторов боевых самолётов») на базе ВВС Хацор, созданной в 2010 г. Здесь расположены симуляторы отработки критических ситуаций для всех перечисленных типов самолётов, симуляторы применения авиационного оружия (в составе т.н. «Мерказ hадраха ле-Химуш Авири» - «Учебный центр авиационного оружия»), а в 2013 г. открылся и МАЛАМ («Мерказ ле-Имун Месимати» - «Центр тактических тренировок» или «Меамен ле-Имун Мивцаи» - «Симулятор оперативной тренировки»). Последний позволяет совместную тренировку экипажей до 4 самолётов, не просто параллельные тренировки, а полноценный групповой полёт в одном звене.
Нагрузка на МАЛАМ огромная, учебный график составляется за год. В отличии от F-35, для лётчиков F-15 и F-16 процент полётов на симуляторе ниже - 25% в год. При этом всё, что было сказано выше для тактических полётов на симуляторе «Адир» верно и для МАЛАМ. Командир МАЛАМ - майор Г.
За полугодие на МАЛАМ выполняется 3,000 самолётовылетов. До 2027 г. запланировано открытие второго МАЛАМ.
МАЛАМ:
Ссылки:
- Статья на сайте ВВС, 18.09.22.
- Статья на сайте ВВС, 20.10.22.