03.12.21 я писал о лётно-техническом происшествии с F-15I «Раам» - вынужденная посадка без должного запирания правой стойки шасси. Самолёту был причинён ущерб, он был эвакуирован для расследования поломки и последующего ремонта.
28.08.22 сайт ВВС сообщил подробности. Поломка «Раам» Б/Н212 произошла ещё на взлёте - правая стойка не сложилась как положено. Самолёт барражировал в воздухе до израсходования топлива, в это время специалисты ВВС давали лётчикам различные советы по исправлению ситуации, но ничего не помогало. Левая и передняя стойка раскрывались и убирались как положено, правая же застряла в полузакрытом состоянии.
Пришлось садиться на 2 стойки. Вдоль ВПП выстроились пожарные машины и машины скорой помощи. Сама посадка проводилась на трос аэрофинишера. В действие сразу вступили пожарные и спасатели, пожара не произошло, экипаж не пострадал. Было проведено расследование поломки и необходимые проверки на всех остальных однотипных самолётах.
Самому же «Раам» Б/Н212 был причинён серьёзный ущерб. Во многих странах самолёт в таком состоянии был бы списан, да и в ВВС Израиля высказывались сомнения что его смогут восстановить. Уже на следующий день после доставки самолёта на авиаремонтный завод, ЙАА-22 («Йуд-Алеф-Алеф» - «Йехидат hа-Ахзака hа-Авирит»), его посетил командующий ВВС в тот период генерал-майор Амикам Норкин. Подполковник Моше, командир области планирования и контроля производства («Мефакед Тхум Тихнун вэ-Пикуах hа-Йецур») вспоминает, что Норкин задал вопрос: когда «Раам» вернётся в небо? Ему ответили, что вопрос ещё проверяется, пока есть серьёзное опасение, что Б/Н212 в строй не вернётся. Норкин сказал: «Понял. Через 3 месяца самолёт возвращается к полётам».
ЙАА-22 начал процесс ремонта. Было немало частей, требовавших замены. Компания-производитель не имела таких частей в запасе, но сообщила, что может их изготовить по имеющимся чертежам, но займёт это 2 года. В ЙАА-22 было решено изготовить их самостоятельно, к тому же с учётом всех искривлений, которые такие детали претерпевают на самолёте после долгих лет эксплуатации (около 25 лет). Каждая деталь сканировалась 3-х мерным сканером и в оригинальные чертежи вносились необходимые изменения.
При сборке широко использовались замеры и выверения с помощью некой лазерной системы, дающей точность в десятую долю миллиметра. Причём во время этих измерений пространство вокруг ангара закрывалось для проезда машин, во избежание любых посторонних колебаний.
За 3 месяца справиться не удалось, ремонт длился куда дольше. Зато после него «Раам» выглядел как новенький. Никаких ограничений на скорость или максимальную полезную нагрузку, по сравнению с обычным самолётом того же типа. Далее была проведена серия испытательных полётов в эскадрилье Центра испытательных полётов ВВС («Таесет МАНАТ», МАНАТ - «Мерказ Нисуэй Тиса»). Уже в июле 2022 г., через 7 месяцев после аварии, самолёт был возвращён в 69-ю эскадрилью на базе «Хацерим». Кстати, номер мастерской («Бейт hа-Ахзака»), в которой Б/Н212 проходил ремонт - 212.
Ссылка:
- Статья на сайте ВВС, 28.08.22.