F-15I («Раам») - вариант
F-15E Strike Eagle для Израиля. Прототип поднялся в воздух 12.09.97. Через 2 месяца, 06.11.97, состоялась официальная церемония выкатки самолёта. Первые два «Раам» прибыли в Израиль 19.01.98, всего были закуплены 25 таких самолётов (сделка Peace Fox 6; последний F-15I прибыл в Израиль 17.06.99). Состоят на вооружении
69-й эскадрильи («Таесет hа-Патишим») на авиабазе Хацерим. За годы службы потерь в боевых действиях или авариях небыло.
Таким образом, в следующем году первым F-15I исполняется 20 лет. Пришло время модернизации «середины службы». Израиль имеет немало опыта подобных модернизаций. Список некоторых из них приведен в приложении 1. Наиболее масштабная из них - модернизация «Фантомов» - подробнее описана в приложении 2. Работы могут проводиться внутри ВВС или же на гражданских предприятиях, обычно для боевых самолётов это завод «Лаhав» «Израильской Авиационной Промышленности» (IAI).
Насколько это известно, программа модернизации F-15I утверждена в январе 2016 г. Работы будут включать капитальный ремонт самолёта, установку РЛС с активной фазированной антенной решёткой (
АФАР - AESA), модернизацию авионики, интеграцию дополнительных систем вооружения.
В последние дни было опубликовано, что выбор РЛС сделан:
AN/APG-82(V)1 фирмы Raytheon - такой же, какой устанавливается в ходе модернизации на американские F-15E как замена
AN/APG-70. До сих пор использовали AN/APG-70I - экспортной версией той же РЛС с пониженной на треть резолюцией.
РЛС AN/APG-82(V)1
Приложение 1. Программы модернизации боевых самолётов в Израиле.
Ниже приведен список программ модернизации боевых самолётов для нужд ВВС Израиля. Не рассматриваются программы для иностранных клиентов, например F-5T Tigris для Таиланда, F-5 Tiger III Plus для Чили, F-5M для Бразилии, MiG-21 Lance для Румынии, MiG-21-2000, F-16 ACE и др.
- «Саар» - модернизация французских истребителей «Супер Мистер B.2» (SMB.2 - «Симбад») в дозвуковой штурмовик. Оригинальный двигатель SNECMA Atar 101G-2 был заменён на американский Pratt & Whitney J52-P8A - такой же, как на A-4 Skyhawk («Аит»), более надёжный и экономичный. Дальность полёта возросла на 500 км. Было интегрировано новое оружие, включая ракеты «воздух-воздух» «Шафрир-2». Самолёты прослужили в Израиле до 1975 г., затем 16 штук были проданы Гондурасу, где служили до 1996 г.
- «Курнас-2000» - см. приложение 2.
- «Супер Фантом» - программа замены двигателя на F-4E, с турбореактивного J-79-GE-17 на турбовентиляторный PW1120, созданный на базе F-100 специально для самолёта «Лави». Прототип с 1 PW1120 поднялся в воздух 30.07.86, с двумя - 24.04.87. В виду высокой стоимости (10 млн долларов на самолёт) и закрытия проекта «Лави» программа «Супер Фантом» была прекращена.
- «Баз мешупар» (БАЗМАШ, «Баз-2000») - модернизация F-15A/B/C/D («Баз»), работы проведены на авиаремонтном заводе ВВС (ЙАА-22 - «Йехидат hа-Ахзака hа-Авирит 22») при поддержке различных предприятий военной промышленности в 1998-2005 гг. (первый БАЗМАШ передан ВВС 30.11.98, последний - 28.11.05). Самолёты получили новые центральную ЭВМ и ЭВМ управления оружием (такие как на F-15I, программное обеспечение для них написано Центром ПО ВВС), навигационную систему с GPS, модернизация кабин лётчиков - в обоих кабинах (в случае F-15B/D) установлена новая рукоятка управления самолётом (Stick, такие как на F-15I), замена части аналоговых приборов на один многофункциональный дисплей в передней кабине и два - в задней (включая вывод информации от РЛС), 2 дополнительные точки подвески вооружения, интеграция нового оружия, включая ракеты AGM-142 Popeye.
- «Аит Мешупар» - модернизация A-4 Skyhawk («Аит»), призванная продлить службу самолётов примерно на 10 лет. «Аит Мешупар» служили в ВВС до 2015 г. и были заменены на М-346 («Лави»). Модернизация проходила на IAI (завод «Лаhав») и включала: система разбора полётов ACE-II ф. «Рада» (ещё получили около 50 самолётов); инерциальная навигационная система с лазерными гироскопами; новый HUD. Первый серийно модернизированный самолёт передан ВВС 03.03.05.
- «Барак-2020» - модернизация некоторых систем авионики F-16C/D («Барак») по стандарту самолётов F-16I («Суфа»). Проект начался в 2007 г., серийная модернизация - в 2011-2015 гг., работы шли на авиабазах Хацор и Рамат-Давид (т.е. в рамках среднего ремонта самолёта). Среди прочего, работы включали: заменена бортовых ЭВМ самолёта, новое ПО (написанное внутри ВВС подразделением «Офек», работы над ПО шли 4 года; позволяет быстро устанавливать на самолёт различные новые приложения, и в этом смысле «Барак-2020» превосходит даже «Суфа»); замена системы «разбора полётов» - с кассетной (VCR) на дигитальную; новые каски пилота с нашлемным дисплеем/прицелом; модернизация системы управления полётом; новая кодированная система связи; замена экранов в кабинах на новые цветные; замена всей электропроводки (самая трудоёмкая часть модернизации). Модернизация позволит эксплуатировать «Барак» до 2030 г.
- «Барак-2030» - новая программа модернизации «Барак», должна начаться в 2017 г.
Приложение 2. Модернизация «Фантомов» до уровня «Курнас-2000».
В 1969-1977 гг. Израиль купил или получил в рамках американской военной помощи 204
F-4E Phantom II и 12 фоторазведчиков RF-4E. С 1975 г. 3 израильских F-4E переоборудованы в разведчики F-4E(S). «Фантомы» получили в Израиле название «Курнас», состояли на вооружении (на пике службы, с 1975 г.) 5 эскадрилий. Сняты с вооружения в 2004 г.
В 1989-1994 гг. часть «Курнас» прошли модернизацию на IAI по программе «Курнас-2000» («Фантом-2000»), призванной продлить их службу как минимум на 15 лет, улучшить уровень боеготовности и повысить боевые возможности. «Курнас-2000» поступили на вооружение 2 эскадрилий и именно они оставались на вооружении до 2004 г., причём списали их ещё до исчерпания ресурса - после окончательного разгрома Ирака Саддама Хусейна в 2003 г. и исчезновения на тот период опасности т.н. «Восточного фронта». В любом случае, «Курнас-2000» сняли бы с вооружения к 2008 г. - года завершения абсорбции в Израиле F-16I («Суфа»). Всего было модернизировано 50 самолётов (некоторые источники называют цифры до 55 машин).
Модернизация включала:
- Капитальный ремонт, усиление каркаса самолёта, замена всей наружной обшивки;
- Замена всей электропроводки - это позволило сыкономить почти 700 фунтов (315 кг) веса;
- Замена всех гидравлических трубопроводов и капитальный ремонт всех остальных элементов гидросистем;
- Замена РЛС - оригинальный AN/APQ-120 на AN/APG-76, созданный в США на базе РЛС, разрабатываемой для палубного штурмовика А-12 (проект был закрыт); отмечалось, что в режиме «воздух-земля» РЛС превосходит AN/APG-76 американских F-15E, а в режиме «воздух-воздух» не уступает РЛС AN/APG-68 F-16C/D;
- Новая авионика, созданная фирмой «Эльбит»; в её основу входит бортовая ЭВМ ACE-3 (такая же устанавливалась на модернизированных в Израиле F-16C/D), система навигации и связи «Орбит», новая система РЭБ, лазерный дальномер-целеуказатель;
- Кабины лётчика и штурмана модернизированы по принципу HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick), проведена унификация кабин разных самолётов;
- В кабине лётчика установлены новый широкоугольный HUD (производства «Эль-Оп» по лицензии американской Kaiser) и новый экран HDD, в кабине штурмана - 2 новых экрана HDD;
- Система предупреждения о неисправностях голосом;
- Новый кондиционер для охлаждения электроники;
- Интеграция с различным вооружением, используемым ВВС в тот период, включая ракеты «воздух-земля» AGM-65 Maverick и AGM-142 Popeye.
Опыт по проекту «Курнас-2000» позволил IAI выиграть турецкий тендер на модернизацию F-4E. В 1999-2003 гг. IAI (завод «Лаhав») модернизировал по похожей программе 54 F-4E для ВВС Турции. Новый вариант получил название F-4E 2020 или F-4 Terminator 2020. Основное отличие от «Курнас-2000» - использование израильских РЛС Elta EL/M-2032.
Ссылки:
- Israel selects Raytheon radar for F-15I fleet, flightglobal.com, 20.12.16.
- Israeli Air force Selected Raytheon Radar for its F-15I, i-hls.com, 21.12.16.
- Пилотируемая авиация ВВС Израиля, статья 2002 г.