В мае и
ноябре 2020 г. я сообщал о том, что «Израильская Авиационная Промышленность» (IAI) купила у Идо Коэна его деятельность в области военных машин Zibar, Z-Mag и ZD. А в апреле 2021 г. было опубликовано, что
АОИ заказала 9 машин для испытаний в различных конфигурациях и опцию на ещё 21 для оперативного использования. В случае полной реализации контракта речь будет идти о 15 млн шекелей (4.6 млн долларов), т.е. по 0.5 млн за машину.
И вот, 08.06.22 на Твиттер МО появилось сообщение: Директорат закупок МО (МАНhАР - «Минhаль hа-Рехеш») закупит у IAI сотни боевых джипов для спецподразделений АОИ. Машины будут выпущены на заводе сухопутных систем («Мифъаль hа-Йабаша») IAI в Беэр-Шеве, что даст работу около 300 жителей юга страны. На заводе в Беэр-Шеве состоялась церемония подписания контракта на сумму в примерно 100 млн долларов, со стороны МО его подписал глава МАНhАР Ави Дадон. Контракт включает и техобслуживание машин на многие годы вперёд и поставку запчастей.
В прошлом завод назывался РАМТА («Рехивим вэ-Маарахот, Таасия Авирит», т.е. «Детали и системы, Авиационная Промышленность») и его основной продукцией были сторожевые катера «Дабур», «Двора» и «Супер Двора», а также БА РАБИ (RBY и далее RAM). МО вложило десятки млн шекелей в модернизацию производства завода. Подчинён завод Отделению ЭЛьТА IAI. Директор завода - Цвика Яром. По его словам, план производства - 200 машин в год, как для АОИ, так и на экспорт.
Джипы будут моделей Zibar Zed (ZD) и более крупные Z-Mag. В их производстве IAI будет сотрудничать с американской фирмой TAG (The Armored Group; производство ряда агрегатов, для использования в производстве средств американской военной помощи в рамках сделок FMF - Foreign Military Funding; в частности в США будут закупаться двигатели General Motors). Значительная часть компонентов машин будет стандартными гражданскими, имеющими хорошую надёжность и низкую цену.
Машины имеют отличную проходимость в любых условиях местности, способны перевозить людей и грузы массой 1.5-2.5 тонны, способны выполнять различные задачи, включая снабжение сил и эвакуацию раненных. Конкретная модель машин для нужд АОИ была сконструирована в течение последних 1.5 лет совместно Идо Коэном, IAI, АОИ и спецподразделениями в частности. Возможно будет создана и беспилотная версия.
Новые машины придут на смену ныне используемым в спецподразделениях Land Rover Defender («Регель Эц»). Отмечается, что в последний раз конвейер по сборке автомобилей работал в Израиле в 2017 г., когда завод «Таасийот hа-Рехев» в Нацерете прекратил производство военных джипов «Суфа-4».
Ссылки:
- Статья на Твиттере МО, 08.06.22.
- Статья на israeldefense, 08.06.22.
- Статья на calcalist, 08.06.22.
- Статья на ynet, 08.06.22.
- Статья на newsru, 09.06.22.
- Статья на mignews, 11.06.22.