К ноябрьскому призыву, начавшемуся в прошлое воскресенье (12.11.17), сайт АОИ публикует ряд статей, одна из них - о технике, используемой инженерными войсками АОИ. Список не полный, тем не менее это - основные, наиболее массовые образцы. Описаны как БТР, так и землеройные машины (т.н. «Тяжёлое инженерное оборудование»). Также приведен порядок и сроки обучения на указанные машины.
БТР М113 (НАГМАШ)
БТР М113 - наиболее старый и распространённый образец бронетехники. Поступил на вооружение в 1973 г. (тут сайт ошибается, в 1971 г., а трофеи 1967 г. и ранее - О.Г.). В АОИ называется НАГМАШ (т.е. попросту БТР - «Носе Гайсот Мешуръян», точная калька с английского APC - Armoured Personnel Carrier). Используется по прямому назначению - для перевозки бойцов (до 10). Относительно других гусеничных образцов БТТ инженерных войск, отличается высокой скоростью и хорошей проходимостью.
Длительность подготовки по работе с БТР - 1 неделя (вождение по различной местности и техобслуживание). Судя по сказанному в статье, М113 изучается даже при последующем переходе на тяжёлые БТР, описанные ниже.
Тяжёлый БТР «Пума»
«Пума» (ПУМА - «Порец Михшолим hандаси», «Инженерный прорыватель заграждений») состоит на вооружении с 1988 г. Используется в качестве ИМР (Инженерная машина разграждения), т.е. её основное назначение - нести, буксировать или толкать различное инженерное оборудование, например системы дистанционного разминирования ЦАФАШ («Цефа Ширъйон») и «Рицуф», бульдозерный отвал, различные минные тралы, мосты для преодоления противотанковых рвов и т.п.
Экипаж «Пума» составляет 8 человек. Основное вооружение - система с дистанционным управлением: более старая «Рафаэль» (
«МАГ Рафаэль» или «Эмдат Рафаэль», OWS - Overhead Weapon Station) и современная
«Драконит». «МАГ Рафаэль» несёт 7.62-мм пулемёт MAG, дальность стрельбы 800-1,200 м. «Драконит» также может нести МАГ или 40-мм автоматический гранатомёт Мк.19, но обычно вооружается 12.7-мм пулемётом М2HB, дальность стрельбы 2.5 км. «Драконит» выпускается компанией «Эльбит Маарахот», закупается АОИ с 2016 г. для тяжёлых БТР «Ахзарит» и «Пума». Кстати, «Рафаэль» также выпускает похожую систему
«Катланит» (Mini Samson ROWS, Remote Controlled Weapon Station) и АОИ с 2005 г. использует их на тяжёлых БТР и джипах HMMWV.
Курс подготовки (на различные должности в составе экипажа) занимает 1 неделю (по-видимому по аналогии с «Намера», см. ниже). Работу с навесным инженерным оборудованием изучают на курсах командиров отделений и на офицерском курсе инженерных войск.
Тяжёлый БТР «Намера»
«Намера» (НАМЕРА - «Намер hандаси») - варианта тяжёлого БТР «Намер» («НАГМАШ Меркава») инженерных войск. Новейший тяжёлый БТР, поступивший на вооружение в 2016 г. и призванный постепенно заменить «Пума» (соответственно задачи и оборудование аналогично). Экипаж 10 человек (водитель, командир, стрелок и 7 бойцов), вооружение - турель «Катланит», уже описанная выше. Дополнительные фото - см.
«Инженерный ‘Намер’». «Намера» оснащена КАЗ «Меиль Руах».
На завершающем этапе КМБ («Тиронут») бойцы инженерных войск проходят недельную специализацию (т.н. «Шавуа hа-hасмахон»), т.е. если до этого все изучали одно и то же, на неделе специализации каждый учит специфическую профессию (ПАКАЛь). Для части бойцов такой профессией становится должность водителя «Намера» или стрелка («Катлан»), далее практика идёт уже в рамках Курса продвинутой тренировки («Имун Миткадем»).
Тяжёлое инженерное оборудование
Во время КМБ (и до начала курса продвинутой тренировки) часть бойцов отбирается на должность операторов «Тяжёлого инженерного оборудования» (ЦАМА - «Циюд Механи hандаси»). Курс операторов ЦАМА («Мафъиль ЦАМА») длится 2.5 месяцев (в некоторых случаях выйти на курс операторов ЦАМА можно и после курса продвинутой тренировки). Вначале изучаются все типы машин и разные общие вопросы, далее специализация на конкретный тип. Ниже приведены 3 основных типа ЦАМА.
Бульдозер D9
Бульдозер («Дахпор») D9 предназначен для прокладки и расчистки дорог, засыпания противотанковых рвов, разрушения инфраструктуры противника и др. Экипаж включает 2 человека - оператора и командира. Оператор управляет бульдозером, командир (прошедший курс командиров отделений) наблюдает за местностью, ведёт переговоры по связи, при необходимости ведёт огонь из пулемёта, устанавливаемого на крыше машины.
D9 поступил на вооружение в 1986 г. (на самом деле в 1986 г. на вооружение поступила модель D9L, она же самая старая модель, до сих пор состоящая на вооружении, а также первая модель D9 с полноценным бронированием - О.Г.; подробнее о D9 - см.
«АОИ получила новую партию инженерной техники»).
Оператору D9 требуется набрать 30 часов работы на бульдозере для официального получения квалификации самостоятельно работать на этой машине.
Колёсный карьерный погрузчик
Колёсный карьерный погрузчик (бульдозер-погрузчик, «Шуфель» или «Яэ Офани») используется для различных строительных работ, рытья котлованов, создания укрытий и завалов на дорогах. В отличии от бульдозера он не просто толкает массы земли, но может поднимать их, перевозить с одного места на другое, засыпать в кузов грузовика и т.п. Как следствие его используют и для других целей, например установка бетонных блоков. На ковш может закрепляться моток колючей проволоки для создания контрольно-следовых полос.
Поступил на вооружение в 1973 г. Колёсный ход делает эту машину высоко подвижной, она гораздо меньше и проще в управлении, чем D9. Один из вариантов называется «Лавиа» («Львица», но также сокращение «Лохем hандаса бэ-Яэ Офани hандаси», т.е. «Боец инженерных войск на инженерном колёсном бульдозере»), имеет бронирование, экипаж состоит из 2 человек, как и у D9. В статье не указана модель бульдозера, по-видимому речь идёт о
CAT 966G компании Caterpillar Inc (АОИ использовала и возможно всё ещё использует и более старые модели CAT 966E и CAT 966F).
Для получения квалификации оператору требуется 10 часов работы.
Экскаватор
Гусеничный экскаватор («Багер» или «Махпер») поступил на вооружение в 1982 г. Используется для рыться траншей, разрушения зданий и инфраструктуры. Ковш может меняться на иное оборудование, например ножницы, способные перекусить фонарный столб, или отбойный молоток для разрушения скал. Кабина оператора вместе с ковшом и силовым приводом вращается на 360 градусов при неподвижном шасси.
Конкретная модель не указана, по-видимому речь идёт о
CAT 349E компании Caterpillar Inc. Дополнительные фото - см.
«Бронированные экскаваторы инженерных войск АОИ».
Для получения квалификации оператору требуется 5 часов работы.
Ссылки:
- Мобилизуетесь в инженерные войска? Познакомьтесь с техникой, на которую вас будут готовить. Сайт АОИ, 19.11.17.