Музей ВВС Израиля находится у базы ВВС Хацерим, вблизи от города Беэр-Шева. Музей был заложен 16.07.85 и открыт для посетителей 20.06.91. Коллекция музея включает почти все типы ЛА и систем ПВО, когда-либо служивших в ВВС (за рядом исключений), а также ряд трофейных самолётов и вертолётов.
Однако, бюджет музея недостаточен (т.е. темпы обслуживания самолётов музея не удовлетворительны), к тому же почти все экспонаты стоят под открытым небом. 06.11.16 инженерно-строительное управление МО объявило архитектурный конкурс на строительство нового музея (
см. файл в формате pdf от августа 2016 г., файл на иврите, но есть много фото и графики). В 2017 г. в конкурсе победила компания «Шварц Басанософ» из Хайфы, однако работы на местности всё ещё не начаты.
Тем временем, ЛА разрушаются. Облупляется краска, то что может ржаветь - ржавеет. Некоторые настолько, что начинают представлять угрозу посетителям музея. В конце декабря 2021 г. музей был закрыт на ремонт и возобновит работу к Дню независимости (в этом году выпадает на 04/05.05.22). Ремонт включает в себя в первую очередь работы на самих самолётах, стоимость работ - несколько млн шекелей. Кроме того, заново спланированы дорожки музея, кое-где они сделаны затенёнными.
Возникли проблемы и с теми несколькими самолётами, которые в течении многих лет поддерживались в лётном состоянии.
de Havilland DH.89 Dragon Rapide прекратил летать почти сразу после открытия музея из-за постепенного разрушения его деревянных крыльев.
Boeing-Stearman Model 75 Kaydet сгорел несколько лет назад из-за халатности и был построен заново с использованием деталей другого однотипного самолёта. Как следствие из этого происшествия, он и ещё два летающих самолёта музея (жёлтый
North American T-6 Texan, он же Harvard, и чёрный
Supermarine Spitfire) переведены на стоянку на самой базе Хацерим (т.е. убраны из музея, но там в экспозиции есть однотипные самолёты).
Что касается самолётов на экспозиции и в запасниках музея (в т.ч. для продажи и обмена с другими музеями), то все они прошли проверку механического состояния. Часть будут отремонтированы уже к маю. Часть - далее. Однако, 13.02.22 было опубликовано о тяжёлом решении, принятом в отношении 20 самолётов: их отправят на металлолом. В списке «Ураган», «Мистер», «Фантом», несколько транспортных самолётов и вертолётов, в т.ч. «Норд Норатлас». Самый крупный самолёт в списке - «Боинг-707» Б/Н008, являвшийся воздушным командным пунктом в ходе операции «Энтебе» 1976 г. Этот самолёт долгие годы стоял в правом переднем (относительно входа) углу музея и использовался как кинотеатр, где зрителям демонстрировали фильмов по истории ВВС.
Сообщается, что решение об отправке самолётов на металлолом принято без участия общественности и выходцев из ВВС. Не было попытки сбора пожертвований на ремонт или попытки продажи самолётов (другим музеям или коллекционерам, способным вложить деньги в их ремонт). Кстати, музей является подразделением ВВС при базе Хацерим, что затрудняет любые коммерческие связи и сбор пожертвований. Именно последнее мешает строительству нового здания музея. Единственно что пока решено - часть ответственности за техобслуживание будут переложено на другие базы ВВС, где те или иные самолёты служили в прошлом, что по плану должно ускорить график текущих ремонтов самолётов музея.
Реакция пресс-секретаря АОИ: «В ВВС прошла профессиональная и чуткая штабная работа во благо ремонта при сохранении наследия и истории. Это делается для того, чтобы позволить посетителям пользоваться наследием безопасно и достойно, в т.ч. и для защиты окружающей среды. Единственно что отправляется на металлолом - это ржавые детали в состоянии, не позволяющем их использовать, или самолёты, которые после многочисленных проверок признаны не ремонтопригодными».
Кстати, были слухи, что в список отправляемых на металлолом самолётов входит прототипы «Кфир» и «Лави».
Яир Кац (секретарь профсоюза работников IAI) опубликовал сообщение, что он обратился к гендиректору IAI с просьбой забрать «Лави» из музея, перевести на один из заводов компании, отремонтировать и далее использовать в туристическо-информационном центре компании.
«Боинг-707» Б/Н008:
Ссылки:
- Статья на ynet, 13.02.22.
- Обсуждение на Фреш.