История РЭБ ВВС Израиля, 1948-1974 гг.

Jan 01, 2022 13:12


В апреле 2020 г. на авиабазе Рамон был установлен памятник - F-4E Phantom II («Курнас») Б/Н 622 с вооружением и системами на наружной подвеске, примерно соответствующими реально использующимися ВВС АОИ в войне 1973 г. Среди прочего, самолёт несёт контейнер РЭБ, опознать который было достаточно сложно. Только после консультаций на Фреш контейнер был опознан как AN/ALQ-101(V)-3 или AN/ALQ-101(V)-4, причём эти версии внешне сильно отличается от более ранних версий AN/ALQ-101.



«Вотур» IIN Б/Н70 «Фантомас» и контейнер «Ябелет» в музее ВВС Израиля в Хацерим.


После данной публикации я решил возобновить написание статьи о первых десятилетиях создания систем РЭБ в ВВС Израиля (1948-1974 гг.). Статья была начата ещё в 2003 г., но материала было мало. За прошедшие годы всплыло кое-что новое, например книга Зеева Бонена, новые книги Дани Шалома, кое-какая информация на форуме Фреш (в т.ч. в рамках обсуждения операции «Дугман-5 Бет»).

Напомню, в 2017 г. я опубликовал статью «Системы РЭБ ВМС Израиля в войну Судного Дня 1973 г.». Подобно тому, как поставка ВМС Египта (а затем и Сирии) ПКР П-15 «Термит» (SS-N-2 Styx) стала катализатором развития РЭБ ВМС, мотивирующим фактором создания РЭБ ВВС стала поставка Египту ЗРК С-75 (SA-2 Guideline). Этот комплекс был принят на вооружение в СССР в декабре 1957 г., а уже в 1960 г. Египет подписал договор на его закупку. Первые С-75 прибыли в Египет в 1962 г. (по другим данным в 1963 г.), а к войне 1967 г. по израильским данным ПВО Египте располагала 27 батареями С-75 (СА-75М «Двина» с ракетами В-750В).

Согласно книгам Дани Шалома, вопросами электронной разведки (прослушивание радиопереговоров и телефонной связи) в «Хагане» занимались ещё до Войны за Независимость 1947-1949 гг. В 50-е гг. этими вопросами заинтересовались и в ВВС. Так Эзер Вейцман (1924-2005, командующий ВВС в 1958-1966 гг.) дал указание главе разведки ВВС («Анаф Модиин») прослушивать все частоты, используемые ВВС арабских стран, так чтобы он (Вейцман) знал, что происходит в ВВС Египта «раньше, чем сам командующий ВВС Египта».

Далее знания в области электронной разведки использовались для развития и области РЭБ. В Црифин (БАХА-18) было создано секретное подразделение РЭБ ВВС, имевшее отделения на разных базах. Долгие годы данной областью руководил полковник Йосеф Наор, инженер-электронщик и один из ведущих специалистов Израиля в области РЛС, электронной разведки и РЭБ. Наор был дважды награждён Премией Безопасности Израиля: в 1967 г. за создание системы «Ракефет» (радиоперехват переговоров между РЛС-станциями и центрами управления радиотехнической разведки ВВС арабских стран) и повторно в 1980 г. за систему «Кир Маген» (система связи ВВС, защищённая от перехвата, совместная разработка завода ЭЛьТА в составе IAI и «Рафаэль»).

Наор был любимчиком Вейцмана и Моти Хода (1926-2003, командовал ВВС в 1966-1973 гг.). Однако следующий командующий, Бени Пелед (1928-2002, командовал ВВС в 1973-1977 гг.), Наора не любил и после вступления в должность (май 1973) отправил его в отставку, незадолго до Войны Судного дня (ВСД, 06-24.10.73). По мнению известного израильского историка Ури Мильштейна, отставка Наора способствовала резкому падению объёма использования РЭБ в ходе войны, особенно в первой её половине.

Первые системы РЭБ в Израиле назывались «Гавия» («Кубок») и использовались на самолётах «Стратокраузер» (Boeing 377 Stratocruiser, «Анак» в ВВС Израиля). Однако её уровень был слаб и позже в США была куплена другая система, получившая название «Маснен» («Фильтр»). Она была крайне проблематична, страдала от многочисленных технических поломок и служила в ВВС короткое время (по-сути, только опытное использование, без полноценного принятия на вооружение).

В биографии Йосефа Наора сказано, что один из его успехов было изучение работы РЛС П-12 и, с помощью специалистов «Рафаэль», создание системы радиоэлектронного подавления данной РЛС. Система имела горизонтальные антенны, устанавливаемые по бокам самолёта «Дакота». Использовалась против Египта в день начала Шестидневной войны (операция «Мокед», 05.06.67) и способствовала её успеху. Впрочем, доктор Зеев Бонен (см. ниже) утверждает, что на 1967 г. ВВС не имели активных систем РЭБ, только системы электронной разведки, так что возможно речь идёт именно о такой системе. Хотя, тут Бонен точно не прав: «Ябелет» (описана ниже) на вооружении уже была. В период Войны на Истощение Наор возглавлял разработку систем РЭБ против ЗРК С-75, устанавливаемую на вертолётах (идёт ли речь о «Катеф», описанной ниже, или чём-то другом - не сказано), и систем помех радиосвязи истребителей с наземными пунктами авианаведения.

После ВСД ВВС резко нарастили усилия в области борьбы с ЗРК, в т.ч. вопросы РЭБ, автоматизированного боевого управления и различных вооружений. Возглавлял работы боевой лётчик полковник Авиам Села (р. в 1946 г.), а среди известных участников программы - Цви Лапидот из института Вайцмана и Ицхак Бен-Исраэль (р. в 1949 г.). В т.ч. проходила и модернизации того, что было создано ещё под руководством Наора.

Система РЭП «Ябелет»

В 1965 г. у французской фирмы CSF были куплены контейнеры РЭП (вначале 2, затем ещё 2), получившие название «Ябелет» («Мозоль», во Франции назывались «Аллигатор») и использовавшиеся против РЛС ЗРК SA-2B, зенитно-артиллерийских батарей с РЛС-наведением и обзорных РЛС ПВО. Есть утверждение, что идея системы была израильской, но технический уровень местных компаний был ещё не достаточный и пришлось обратиться за помощью к французам.

Носителем системы были двухместные самолёты «Вотур» модели IIN, причём только три (Б/Н 62, 67 и 70) были подготовлены к несению системы, по два контейнера на самолёт (на внешних подкрыльевых узлах). Первый полёт Б/Н 70 с «Ябелет» состоялся 22.12.66. Система использовалась в ходе Шестидневной войны 1967 г.. Например, на второй день войны, т.е. 06.06.67, два «Вотур» выполняли подавление С-75 в районе Каира.

Далее, в 1970 г., в ходе Войны на Истощение, с прибытием в Египет ЗРК С-125 (SA-3 Goa), специалисты «Рафаэль» начали работы по модернизации «Ябелет», с целью сделать его эффективным и против этого ЗРК (работы были закончены уже после окончания данной войны; модернизированная система была способна подавлять и SA-2G). В связи со снятием с вооружения «Вотур» (апрель 1971 г.) для несения «Ябелет» были приспособлены «Скайхок». Во время войны 1973 г. «Скайхок» с «Ябелет» выполнили 20 самолёто-вылетов для задач РЭП - 11 против Египта и 9 против Сирии. 12.10.73 один из «Скайхок» получил предупреждение об атаке на него сирийских МиГ и сбросил 2 контейнера (т.е. половину имевшихся). Позже оказалось, что самолёты были израильскими... Примерно в 1974 г. «Ябелет» была снята с вооружения. Одна находится в музее ВВС в Хацерим.

В сети есть дневник 109-й эскадрильи «Скайхоков» в ходе войны 1973 г. И там есть 5 пунктов использования «Ябелет», правда часть пунктов говорит о звеньях лётчиков:
  • 07.10.73, 11:19-12:11 - пара Равив и Торен, РЭБ на Голанах в интересах «Дугман-5»;
  • 07.10.73, 11:20-12:10 - пара Бен-Ари и Хениг, РЭБ на Голанах в интересах «Дугман-5»;
  • 08.10.73, 10:24-11:05 - четвёрка Мило, Гивъоль, Саймон и Хальхами, РЭБ у канала;
  • 08.10.73, 15:08-16:27 - тройка Бастер, Хурин, Ной, РЭБ у канала;
  • 12.10.73, время не указано - Гивъоль и Шарон, РЭБ над Сирией; именно в этом вылете были сброшены контейнеры.

Как видно из этих данных, было выполнено 13 самолёто-вылетов (6 над Сирией и 7 над Египтом). Также выходит, что «Скайхоки» несли только по одному контейнеру и 12.10.73 сброс «Ябелет» был осуществлён с двух разных самолётов.

Однако, согласно источнику «’Дугман-5’ в разборе атак АОИ на ЗРК в ходе войны 1973 г.» (стр. 87), подавление РЛС в ходе «Дугман-5» выполнялось 8 контейнерами с 4 самолётов 109-й эскадрильи, оперативные приказы («Пей-Мем») от 109/51 и до 109/54. Начало подавление было запланировано за 7 минут до начала операции (Ш-7’), реально же оно было начато через 8 минут после начала (Ш+8’). Если это не ошибка, то получается, что кроме 4 контейнеров, купленных во Франции, Израиль организовал собственное их производство и имел как минимум 8 таких систем. И тогда сброс 2 контейнеров 12.10.73 действительно был с одного самолёта.

Что касается, технического описания системы, известно следующее. «Ябелет» была полностью автоматизированной системой. Лётчик никак не влиял на её работу и не имел индикации о её работе, кроме переключателя «включено-выключено» и лампочки «работает-не работает». Полёты с системой были предельно скучные: барражирование взад-вперёд заданное время в заданном районе, на указанной высоте и скорости. Известно, что до модернизации система была способна сканировать, определять и глушить 16 различных частот, при этом имела 2 передатчика, т.е. было возможно одновременное подавление только 2 частот. Элементной базой «Ябелет» были вакуумные лампы.

Системы предупреждения о радарном облучении (RWR)

Боевые самолёты французского производства, закупавшиеся ВВС Израиля в 50-60-е гг., вообще не имели систем предупреждения о радарном облучении (RWR - Radar warning receiver). «Скайхоки», поступавшие в Израиль с декабря 1967 г., также были «зачищены» от этих систем. И лишь «Фантомы» изначально имели RWR. Поэтому ещё в 60-е гг. компания «Рафаэль» и завод ЭЛьТА из состава IAI разработали собственные RWR для установки на «Мираж-3», «Вотур» и «Супер-Мистер». По-видимому были модернизированы и «Скайхоки». В дальнейшем к разработке систем РЭБ (как пассивных, так и активных) подключилась компания AEL (American Electronics Laboratories, создана в 50-е гг. в США доктором Леоном Рейбманом; в 1966 г. основала в Израиле филиал «AEL Исраэль», с 1983 г. переименован в «Элисра»; с 2011 г. - в полном владении «Эльбит»).

Контейнер AN/ALQ-71 и Pod Formation

Летом 1970 г. в Израиль прибыли опробованные во Вьетнаме контейнеры РЭП AN/ALQ-71 производства компании «Хьюз» (в некоторых источниках ошибочно фигурирует обозначение AN/APQ-71). Они были эффективны против C-75, однако ничего не могли сделать против C-125. 18.07.70, в ходе операции «Этгар» - налёт 8 «Фантомов» с AN/ALQ-71 на ЗРК у канала - была опробована рекомендованная США вьетнамская тактика, т.н. close-knit pod formation. Самолёты летели на высоте 18,000 футов (5,486 м), не маневрируя, в плотном строю, полагаясь на защиту от РЭБ. Однако, в районе атаки были не только С-75, но и С-125. Как результат, были поражены два «Фантома», причём оба - комэсков: самолёт комэска 69-й эскадрильи Шмуэля Хеца сбит (Хец погиб, его штурман Менахем Эйни попал в плен), самолёт комэска 201-й Авиху Бин-Нуна смог сесть в Рафидим, но был серьёзно повреждён (штурман Шауль Леви Ахарон).

Как результат, тактику ‘pod formation’ стали презрительно называть ‘potz formation’ и более не применяли. Тем не менее, контейнеры AN/ALQ-71 на вооружении остались, по крайней мере до 1973 г. включительно.

AN/ALQ-71 выпускался фирмой «Хьюз» (Hughes) из состава корпорации General Electric. Известен также под обозначением и названием QRC-160-1A COMPASS ROBIN. Создан на базе более ранней системы QRC-160-1, принят на вооружение ВВС США в конце 1966 г. Работал в области частот 1-8 ГГц, по 2 каналам одновременно. Использовался на RF-101C, F-105F, A-7, B-52, B-57, EB-66, F-4, T-33, БПЛА AQM-34H/M и даже на F-16 (в Дании).

Статьи о AN/ALQ-71 и его фото:
Система РЭП «Катеф»

«Катеф» («Плечо») - система РЭП, основная авиационная система такого рода во время ВСД. Упоминаний о «Катеф» много, а вот чего-то более конкретного мало, фото же нет вообще. Это система радиоэлектронной разведки и РЭП, сочетавшая возможности предупреждения о радарном облучении (то, что в обозначениях ВС США определяется как AN/APR - Airborne Radar Receivers), поиска местоположения и идентификации типа РЛС (AN/APS - Airborne Search & Detection Radars) и далее излучение шумовых помех для подавления этих РЛС (AN/ALQ - Airborne Countermeasures Multipurpose/Special Equipment).

Система использовалась уже в ходе Войны на истощение. Крупные габариты подобных авиационных систем РЭП того времени не позволяли минимизировать их до размеров подвесного контейнера (не путать с контейнерами самообороны). Несли такие системы транспортные самолёты, такие как «Дакота», «Анак» и «Норд» (т.е. Nord 2501 Noratlas). Наиболее часто упоминается самый крупный самолёт, «Анак». Однако, 17.09.71 (т.е. уже после завершения Войны на истощение) египтяне сбили «Анак», летевший над Синайским полуостровом, в 22 км к востоку от канала, с помощью ЗРК С-75. 7 членов экипажа погибли, 1 смог выпрыгнуть с парашютом. Данный самолёт часто называют «самолётом электронной разведки», но по израильским данным он выполнял диагональную аэрофотосъёмку египетских позиций вдоль канала.

Как следствие стало ясно, что использование транспортных самолётов как носителей РЭП более невозможно: излучать слишком с больших дальностей они не могли (не эффективно), а сбить их с помощью ЗРК достаточно просто. Тогда было решено использовать транспортные вертолёты. Не совсем ясно, использовалась ли «Катеф» и на «Анак», или же сразу применялась только вертолётами.

К началу ВСД ВВС Израиля располагали 2 эскадрильями тяжёлых военно-транспортных вертолётов, обе базировались в Тель-Ноф:
  • 114-я - 10 SA-321K «Супер Фрелон» («Циръа»; 3 поставлены в 1966 г., 1 в 1967 г., 3 в 1968 г. и 3 - в 1969 г.);
  • 118-я - 16 СН-53D «Си Стельон» («Ясъур»; в 1969-1972 гг. поставлены 18 таких вертолётов, но два потеряны в авариях до войны).

Ряд источников говорит, что «Катеф» несли оба типа вертолётов, т.е. и «Ясъур», и «Циръа». Однако в тех случаях, когда использование системы упоминалось конкретно, речь всегда шла о «Ясъур» и 118-й эскадрильи. Тактика использования «Катеф» с вертолётов подразумевала полёт на предельно малой высоте, далее вертикальный набор высоты, включение систем по указаниям наземного контроля и в случае угрозы или по завершении работы - снижение на предельно малую высоту и возвращение на базу.

План операции «Дугман-5 Бет» предусматривал использование 12 систем «Катеф» в период времени от 7 до 5 минут до начала главной волны операции (т.е. от Ш-7’ и до Ш-5’) для прикрытия самолётов, осуществлявших бомбардировку позиций зенитной артиллерии на пути к ЗРК и в период от 1 минуты до начала и до 15 минут после начала (от Ш-1’ до Ш+15’) для прикрытия основной волны операции. На практике было выделено лишь 6 вертолётов для подавления 5 РЛС стационарных ЗРК (т.е. С-125 и С-75). Все вертолёты - 118-й эскадрильи, оперативные приказы от 118/51 и до 118/56. Излучение проводилось от Ш-4’ и до Ш-21’ (так в источнике, по-видимому ошибка и имелось в виду от Ш-4’ и до Ш+21’).

Командовал вертолётами подполковник Юваль Эфрат (1938-2017), комэск 118-й эскадрильи в 1973-1974 гг. По его словам, на выделенном его звену канале было много лишних переговоров, что мешало работе. Кроме того, наземный контроль держал их на излучении лишь половину от запланированного времени (что не совсем ясно, с учётом времени, указанного выше).

Операторы РЭБ для «Ясъур» служили в 555-м подразделении «Небесные вороны». В 2018 г. я опубликовал подробную статью о данном подразделении, создано оно было в октябре 1969 г., а первый «Ясъур» прибыл в Израиль 26.10.69, что говорит о связи подразделения именно с этим вертолётом («Циръа» ведь были и раньше). Также там рассказывается о 3 потерях «Ясъур», выполнявших задачи РЭБ: 08.07.71 (катастрофа), 12.10.73 (сбит), 19.04.74 (катастрофа). В этих происшествиях погибли 15 или 16 операторов РЭБ.

Контейнеры AN/ALQ-101 и AN/ALQ-119

AN/ALQ-101 состоял на вооружении ВВС ещё до ВСД. А в конце войны, в рамках «воздушного моста», с баз США в Германии были доставлены 50 контейнеров AN/ALQ-119. В любом случае, эти контейнеры помогали против ракет С-75 и С-125, но были бесполезны против «Квадрат».

Статьи и фото контейнеров AN/ALQ-101 и AN/ALQ-119:
Дипольные отражатели

Ещё в июне 1971 г. оперативный отдел ВВС («Махлекет Авир») выдвинул требование на создание возможности массового сброса дипольных отражателей (Chaff, на иврите «Моц»), для создания помех ЗРК на участке фронта шириной в 30 км, в течение 1 часа. Данные возможности были разработаны до войны 1973 г., а далее применены в ходе операции «Мефацеах-25» (22.10.73), однако неудачно - направление ветра было таковым, что отражатели быстро сносились в неверном направлении.

Как я понимаю, столь привычные для боевых самолётов в последние десятилетия системы отстрела дипольных отражателей (Chaff, на иврите «Моц») в описываемый период в ВВС Израиля отсутствовали. На 1973 г. сброс таких отражателей осуществлялся из специальных подвесных систем Н-240 и даже с помощью артиллерийских снарядов (см. статью «Война 1973 г.: артиллерия против ЗРК»). Кроме того, на боевых самолётах пачки таких отражателей зажимались в воздушные тормоза, т.е. их единовременный сброс происходил раскрытием этих тормозов.

Известно, что план операции «Дугман-5 Бет» предусматривал постановку дипольных помех артиллерией и 8 самолётами «Скайхок» с системами Н-240 за 10 минут до начала операции (Ш-10’). На практике был выделен только 1 «Скайхок», из состава 116-й эскадрильи, сброс осуществлялся как и планировалось (Ш-10’), самолёт летел по маршруту Рамат-Магшимим - опорный пункт Хермон. Артиллерия не использовалась.

Противорадиолокационные ракеты

С 1971 г. на вооружении ВВС стояли противорадиолокационные ракеты AGM-45A Shrike. Уже в ходе войны 1973 г. был создан (но не применялся) вариант наземного запуска «Потифар», а затем и «Кахлилит» или «Килшон». Подробнее об этих вопросах - в статьях «Противорадиолокационные ракеты ВВС Израиля» и «Новая информация о ПРЛР AGM-45 Shrike в ВВС Израиля».

Работы по РЭБ на «Рафаэль»

Доктор Зеев Бонен (1926-2010), работавший в «Рафаэль» в 1952-1987 гг., в т.ч. дважды (1970-1978 и 1982-1987) бывший её гендиректором, описал в своих мемуарах в т.ч. и вопрос работ компании по РЭБ. По его словам, «Рафаэль» занялся вопросом в первой половине 60-х гг. (в одной из книг Дани Шалома назван 1963 г.), а центральной фигурой по данной теме был доктор Йоэль Цафир (кстати, Цафир входит в список получателей Премии безопасности Израиля за 1967 г., та же группа, что и Йосеф Наор, - создание системы РЭБ и системы защищённой для прослушивания связи).

Именно Цафир убедил ВВС серьёзно заняться вопросами РЭБ. До 1970 г. на «Рафаэль» были созданы 6 систем, поступивших на вооружение, 2 из них были награждены Премией безопасности Израиля. Многие из этих проектов засекречены до сих пор (на 2003 г., когда писалась книга, но, по-видимому, и на 2021 г. мало что изменилось). Речь идёт обо всех видах систем РЭБ, как активных, так и пассивных, не только для ВВС, но и для ВМС.

В 1972 г. на «Рафаэль» было создано отделение электроники («Хативат Электроника») и вопросы РЭБ были одним из 3 основных направлений работы данного отделения (два других - (1) каналы связи ракет и специальные системы связи и (2) системы электронной разведки). Вложения в данную область выдвинули «Рафаэль» на передовые позиции в вопросах РЭБ не только среди израильских компаний, но и на мировом уровне. Впоследствии это дало отдачу при разработке быстрых решений против ЗРК «Квадрат», сразу по окончании ВСД.

В начале 70-х гг., «Рафаэль» приступила к разработке собственного контейнера РЭБ для самообороны боевых самолётов, т.н. «Андарта». Это была первая подобная разработка в Израиле, причём на уровне лучших мировых образцов того времени. Контейнер принимал сигналы, анализировал их, определял угрозы и характер излучения (частота, направление, структура) и далее излучал мощный узконаправленный луч для подавления угрозы (т.е. РЛС ЗРК противника). В конце 1971 г. США согласились поставить ряд агрегатов для данной разработки, что должно было сократить время создания контейнера. Однако поставка затянулась и до ВСД компоненты не прибыли. Не дожидаясь поставок, «Рафаэль» самостоятельно разработал и произвёл необходимые агрегаты.

«Андарта» рассматривался «Рафаэль» как особо важный проект, перед ВСД над системой работало около 100 человек, в основном инженеров и техников. После войны, а точнее 09.06.74, командующий ВВС Бени Пелед принял решение прекратить проект, предпочтя закупку контейнеров РЭБ в США и их модернизацию в Израиле. Попытки Бонена изменить решение через гендиректора МО и миистра обороны успеха не принесли. Решение Пеледа было оправдано в краткосрочной перспективе, но помешало развитию данной области в Израиле на многие годы вперёд (впоследствии такие контейнеры создавались уже на заводе ЭЛьТА IAI, причём первоначально по заказу иностранного клиента).

Возвращаюсь к ВСД. После начала применения Сирией и Египтом «Квадрат», был начат экстренный проект («Проект Хирум») по поиску противодействию данному ЗРК с помощью активной РЭБ. Но для начала нужно было изучить данный ЗРК, разведданных о нему у Израиля практически небыло. Уже 8 или 9 октября 1973 г. специалисты «Рафаэль» нашли на Голанских высотах различные обломки ракет «Квадрат» и доставили их на центральный завод компании («Махон Давид» к северу от Хайфы). Ещё через несколько дней на севере Израиля была найдена обгоревшая, но относительно целая ГСН ракеты, получившая на «Рафаэль» собственное название «Обгоревшая» («hа-Саруф»).

Далее команда техников во главе со Шломо Розен реставрировали «Обгоревшую». Уже 18.10.73 был составлен первичный отчёт о работе ГСН ракеты, включавший методы управления и рабочие частоты, схемы и логику работы ГСН. Отчёт был представлен начальнику технического управления ВВС. Стало ясно, что методика наведения «Квадрат» иная, чем у С-75 и С-125, и все имеющиеся системы РЭБ против «Квадрат» полностью бесполезны.

Центральную роль в работах по изучению работы ГСН сыграли профессора «Техниона» Моше Закай и Яаков Зив. В прошлом они работали на «Рафаэль», далее перешли на преподавательскую работу, а с началом войны вернулись на «Рафаэль» для помощи в его военных усилиях. Ещё один момент, способствовавший расшифровке логике ракеты: её электроника была на вакуумных лампах. К тому времени на Западе все уже давно перешли на транзисторы, и молодые специалисты «Рафаэль» не имели опыта работы с лампами. Но были найдены инженеры старой школы, хорошо знакомые с лампами, и благодаря им работа была закончена.

24.10.73 (т.е. в последний день ВСД) на Синае, к северу от т.н. Китайской фермы, была найдена практически полностью исправная ГСН «Квадрат». Её изучение показало, что выводы, сделанные по обломкам и по «Обгоревшей», были верные.

Собранные данные позволили найти уязвимости «Квадрат» и вскоре после окончания ВСД создать две системы РЭБ для борьбы с этим комплексом. Речь идёт о системе РЭП «Корморан», несомой вертолётом «Ясъур», и модернизации контейнера самообороны боевых самолётов AN/ALQ-119.

Создание «Корморан» проходило в крайне сжатые сроки и использовала канибализацию деталей системы «Андарта», описанной выше. Далее «Корморан» испытали против «Обгоревшей» и убедились, что система работает. Через месяц после начала работ, в начале декабря 1973 г., «Корморан» был готов. Его испытали с вертолёта, против установленной на специальном стенде на земле целой ГСН от ЗУР ЗРК «Квадрат» - та потеряла захват самолёта-цели. Уже весной 1974 г. «Рафаэль» изготовила и поставила ВВС несколько систем «Корморан». А в 1976 г. разработчики системы были награждены Премией Безопасности Израиля.

После успеха с «Корморан», на «Рафаэль» решили модернизировать американские контейнеры AN/ALQ-119 (как уже было сказано выше, полностью бесполезные против «Квадрат»). Была разработана электронная плата («Картис Электрони»), превратившая AN/ALQ-119 в высокоэффективное средство против «Квадрат». Модернизированные контейнеры были использованы весной 1974 г. против Сирии, в рамках т.н. «малой войны на истощение» (апрель-май 1974 г.).

Ситуация на 1973 г.

Согласно статье «Ответ на ЗРК и подготовка к атаке аэродромов в1970-1973 гг.» ВВС имели на вооружении как минимум 4 системы РЭБ воздушного базирования. Это - «Катеф», «Ябелет», «Шалеф» и «Махбеш». Две первые описаны выше. Что такое «Шалеф» и «Махбеш» не объясняется, скорее всего это израильские названия для американских контейнеров РЭБ самозащиты боевых самолётов, таких как AN/ALQ-71 и AN/ALQ-101. «Катеф» была самой эффективной и наиболее востребованной системой, но не всегда была возможность выделить для задач РЭБ достаточно вертолётов «Ясъур». Важно подчеркнуть, что все возможности РЭБ сводились к работе против РЛС ЗРК С-75 и С-125, а также РЛС управления огнём зенитной артиллерии и обзорных РЛС. Как уже говорилось выше, средств подавления РЛС ЗРК «Квадрат» не имелось.

Кроме того, существовали наземные подразделения РЭБ, так, в книге Бени Пеледа «Дни расплаты» упомянуты подразделения 505, 555, 545 и 557 (на Синае). Замечу, что о 555-м я писал выше как о подразделении борт-операторов РЭБ.

Другие средства - это системы радиоэлектронной разведки и уже упомянутые выше RWR на боевых самолётах. В статье «Бомбардировочные тактики ударов по ЗРК 1973 г.» я писал, что средства радиоэлектронной разведки показали утром 07.10.73 (т.е. перед началом операции «Дугман-5 Бет»), что как минимум 3 сирийских ЗРК сменили позиции. Добавлю, что 2 из этих батарей были «Квадрат», при этом точное их новое местоположение было не ясно. На практике на запад сдвинулись 10 батарей «Квадрат» (из 15) и 2 бригадные РЛС (из 3).

Кстати, несколько терминов на иврите:
  • РЭБ - «Ламед-Алеф» («Лохама Электронит», дословно «Электронная война»);
  • пассивные системы РЭБ (т.е. RWR) - «Ламед-Алеф hатраа»);
  • ктивные системы РЭБ для самообороны отдельного ЛА - «Ламед-Алеф hагана Ацмит» (например, контейнеры AN/ALQ-71, AN/ALQ-101 и AN/ALQ-119);
  • активные системы РЭП для подавления РЛС противника на неком участке фронта или в неком районе - «Ламед-Алеф hагана ми-Негед» (например, «Катеф» и «Ябелет»).

Планы операций «Тагар» и «Хатаф» включали пункты использования частичное использование РЭБ, с целью скрытия начала атаки и достижения тактической внезапности. Только после обнаружения атакующих самолётов РЛС раннего предупреждения противника, средства РЭБ планировалось включить по полной. Также указывалось, что ударные самолёты будут нести контейнеры РЭБ для самозащиты. О практическом осуществлении данных планов было сказано выше в пунктах о «Катеф» и «Ябелет».

Итоги применения РЭБ в ходе войны

В первые дни боёв система РЭБ, как и ВВС в целом, была не эффективна из-за смены планов командования (начало операции «Тагар» утром 07/10.73, а затем её свёртывание и переключение на «Дугман-5 Бет»). Однако далее, в ходе 2-й и 3-й операции серии «Мефацеах», РЭБ применялись успешно. По словам Элияху Ицхаки, главы команды планирования РэБ в оперативном отделе ВВС в ходе войны, «Мефацеах-23» (20.10.73) и «Мефацеах-25» (22.10.73) в районе канала были полностью успешными. Их планировали в полном взаимодействии с РЭБ, самолёты действовали на большой высоте, задачи были выполнены без потерь (уничтожены 4 и 3 ЗРК соответственно, по другим данным 4 и 5 соответственно).

Размах использования РЭБ был особо большим в ходе «Мефацеах-25». Кроме собственно наземных и воздушных средств РЭБ, был использован БПЛА «Мабат» для вскрытия позиций ЗРК, применялись ПРЛР AGM-45 Shrike, а к западу от ЗРК было выставлено крупное облако дипольные отражателей (как было сказано выше - не удачно). Кстати, исследование разведуправления ВВС о применении AGM-45 показало, что при массированном использовании процент успеха (уничтожение РЛС, их тяжёлое и даже лёгкое повреждение) составил 12-18%, что было в два раза выше других случаев применения этих ракет в ходе войны. При этом эффект подавления («Дикуй», т.е. нарушение нормальной работы РЛС из-за их отключения операторами в страхе перед ПРЛР) при массированном использовании AGM-45 был ещё выше - до 50%.

После ВСД была проведена широкая работа по операционному анализу («Хекер Бицуим») всех аспектов борьбы с ЗРК. Вывод был следующий: планирование операций с учётом различных средств РЭБ, а затем их массированное и грамотное применение, приводит к снижению общих потерь атакующих самолётов (сбитыми и повреждёнными) в 5 раз.

Итак, после провала тактики Pod Formation 1970 г., пилоты на РЭБ не полагались и рассматривали его лишь как дополнительный бонус. Например, план атаки ЗРК вдоль канала «Тагар» был написан без учёта вопросов РЭБ, а уже затем был подготовлен план РЭБ-прикрытия данной операции. И только провал «Дугман-5 Бет», а также общие тяжёлые потери ВВС показали, что РЭБ является обязательным средством для успеха операции при минимизации потерь.

Фотогаллерея



«Вотур» IIN Б/Н70 «Фантомас» и контейнер «Ябелет».



F-4E «Фантом» Б/Н620 с ранней версией контейнера AN/ALQ-101.

Кроме того:
Ссылки:
  1. Доктор Зеев Бонен, Дан Аркин «Рафаэль - из лаборатории в бой» («Рафаэль - ми-Маабада ле-Маараха», иврит, 2003 г.), стр. 58-65.
  2. Бени Пелед «Дни расплаты» («Ямим шель Хешбон», иврит, 2004 г.), стр. 346.
  3. Дани Шалом «Энциклопедия ‘Ифат’ по истории авиации и космонавтики Израиля, 1913-2013» («Инциклопедия Ифат ле-Тольдот hа-Теуфа вэ-hа-Халяль бэ-Исраэль, 1913-2014»). Стр. 598-599.
  4. Дани Шалом, «70 лет ВВС Израиля в бою, 1948-2018 гг.» («Хейль hа-Авир бэ-Крав. 70 шнот Илионут Авирит 1948-2018»). Стр. 441-442, 469, 526, 556, 578-579.
  5. Амос Дор, Цви Крайслер. Самолёты «Вотур» в ВВС Израиля.
  6. Премия Безопасности Израиля, статья Википедии.
  7. Подразделение 555, статья Википедии.
  8. Разработка ответа на ЗРК в 1970-1973 гг.
  9. Между «Тагар» и «Дугман», часть 1-я, сайт «Маркия Шхаким».
  10. АОИ на 1973 г., Часть 4. ВВС и ПВО, статья в Веб-Архиве.
  11. «Дугман-5» в разборе атак АОИ на ЗРК в ходе войны 1973 г., сайт archive.kippur-center.org.
  12. Строительство сил к операции «Арцав-19».
  13. Система «Ябелет», сайт «Мерхав Авири».
  14. Дневник войны 1973 г. 109-й эскадрильи.
  15. «РЭБ в Войну Судного Дня» - обсуждение на waronline.
  16. «Дугман-5 Бет», обсуждение на Фреш.
  17. Контейнеры РЭБ, обсуждение на Фреш.
  18. Прицельно-навигационные контейнеры, обсуждение на Фреш.
  19. Старые самолёты на базах ВВС, обсуждение на Фреш.
  20. Аварии и катастрофы «Ясъур», обсуждение на Фреш.
  21. Wild Weasel, статья Википедии.
  22. Так работает РЭБ, calcalist, 18.08.18.
  23. Статья о РЭБ в журнале ВВС номер 180, 01.04.08.
  24. 18-я особая зенитно-ракетная дивизия, сайт skywar.ru.
  25. 18-я особая зенитно-ракетная дивизия, сайт peacekeeping-centre.
  26. Бои над Суэцким каналом, сайт hubara-rus.ru.

Война на истощение, ch-53, Война 1967 г., Война 1973 г., РЭБ, sa-321k, Военпром

Previous post Next post
Up