О строительстве системы заграждений на границе с Сектором Газа я писал неоднократно, последний раз -
в марте этого года. Тогда, 04.03.21, было опубликовано, что подземная преграда готова на 95%, надземный забор - на 81% и что работы завершатся до конца 2021 г. И вот сегодня, во вторник 07.12.21, прошла официальная церемония по случаю окончания строительства.
Click to view
Церемонию организовал отдел «Эмун» в МО. Участвовали министр обороны Бени Ганц, заместитель министра обороны Алон Шустер, НГШ генерал-лейтенант Авив Кохави, гендиректор МО генерал-майор (рез.) Амир Эшель, командующий ЮВО генерал-майор Элиэзер Толедано, глава Директората границ («Минhелет Гвулёт вэ-Тефер») бригадный генерал Эран Офир, ряд других старших офицеров АОИ и чиновников МО, главы местных советов.
Решение о создании преграды было принято правительством Нетаньягу в июне 2016 г. Финансирование было выделено в начале 2017 г. (тогда речь шла о 3.34 млрд шекелей,
см. в отдельной статье).
Работы велись 3.5 лет на протяжении всей 65-км границы с Сектором. Работы велись во взаимодействии МО и АОИ, непосредственное управление осуществлялось Директоратом границ, совместным для АОИ и МО. Со стороны АОИ были привлечены силы ЮВО и дивизии Газа, со стороны МО - Инженерно-строительное управление («Агаф hа-hандаса вэ-hа-Бинуй») и Директорат закупок (МАНhАР - «Минhаль hа-Рехеш»).
Барьер построен по выводам из операции «Цук Эйтан» 2014 г. По словам Эрана, при анализе требований оценка стоимости проекта была в 22 млрд шекелей. Директорат смог найти решения, позволившие снизить стоимость до 3.5 млрд шекелей. Например, подземный барьер строился закрытым способом, так как делают стены подземных стоянок и подвалов, для минимизации земельных работ.
Барьер включает 5 элементов:
- Подземная преграда, включающая как физический забор, так и технологические системы предупреждения;
- Надземные преграды, включающие забор «Шаон Холь» высотой 6 м, системы борьбы с мультикоптерами и БПЛА и др.;
- Морской барьер, включающий системы обнаружения со стороны моря и системы оружия с дистанционным управлением (см. в отдельной статье, плюс ещё одна статья об оружии);
- Десятки мачт наблюдения с РЛС и видеокамерами;
- КП управления и наблюдения на уровне дивизии, бригад и батальонов.
В ходе строительства на границе было 15 боевых операций АОИ или периодов перестрелок и напряжённости («Свавей Лехима»). Было обнаружено и уничтожено 10 туннелей. Работы продолжались и под огнём. Были моменты, когда над барьером одновременно работали более 1,200 рабочих (большинство - иностранцы). Публикуется следующая статистика:
- длина границы - 65 км;
- стоимость работ - около 3.5 млрд шекелей;
- высота забора над землёй - 6 м;
- глубина подземной преграды - десятки м;
- объём земельных работ - более 3 млн кубометров (330,000 самосвалов);
- объём использованного бетона - около 2 млн кубометров (220,000 бетономешалок, этого хватило бы для строительства дороги из Израиля в Болгарию или в Италию);
- количество использованного железа и стали - 140,000 тонн (этого хватило бы на изготовление металлического профиля из Израиля в Австралию);
- число заводов по производству бетона, созданных вдоль границы - 6;
- общее число привлечённых к работам заводов - 28;
- число бригадиров - 80 (в 5 различных проектах);
- число рабочих на пике работ - 1,200.
Общая глубина различных преград (включая несколько рядов заборов) между Сектором Газа и Израилем - 200 м. Когда в новостях говорят о «задержании жителей Газа, проникших в Израиль» - речь идёт о тех, кто пересёк лишь первые линии заграждений. Есть и недоделки - всё ещё не установлена часть запланированных индуктивных датчиков, предупреждающих о прикосновении к забору. Следующий этап инженерного оборудования границ - завершение работ на границе с Ливаном (130 км).
Дополнительный фоторепортаж (23 фото) -
на newsru.
Морской барьер:
Церемония завершения строительства:
Ссылки:
- Статья на сайте МО, 07.12.21.
- Статья на сайте АОИ, 07.12.21.
- Статья на maariv, 07.12.21.
- Статья на walla, 07.12.21.
- Статья на 7-м канале, 07.12.21.
- Статья на mako, 07.12.21.
- Статья на newsru, 07.12.21.
- Статья на mignews, 07.12.21.
- Статья на israeldefense, 08.12.21.
- Фоторепортаж на newsru, 08.12.21.