50 лет 122-й эскадрильи

Nov 27, 2021 16:27


О 122-й эскадрилье ВВС («Таесет hа-Нахшон», в прошлом «Таесет hа-Дакота») я подробно писал в 2018 г. Но история эскадрильи была там упомянута кратко, в основном речь шла о ситуации с 2005 г., когда началась эксплуатация самолётов «Нахшон» (Gulfstream G500/G550).






В воскресенье 21.11.21 на базе Неватим прошла церемония празднования 50-летия эскадрильи. Участвовали начальник штаба ВВС бригадный генерал Эяль Гринбойм, командир базы Неватим бригадный генерал Гилад Кинан, текущий персонал и ветераны эскадрильи.

Эскадрилья была создана 01.06.71 на базе ВВС Лод (БАХА-27) и долгие годы эксплуатировала самолёты «Дакота» (Douglas DC-3, C-47 Skytrain, Dakota), отсюда и первое название эскадрильи. «Дакота» служила в ВВС с 1948 г. и считалась не заменимым транспортным самолётом, бытовала даже фраза «Лучшая замена Дакоте - другая Дакота». «Дакота» состояли на вооружении 100-й эскадрильи ВВС (создана в ноябре 1947 г. в рамках «Воздушной службы» организации «Хагана»), далее 103-й (создана в июле 1948 г.), 120-й (создана 15.05.63 как отдел в 103-й, самостоятельная с 01.07.64). Но с момента создания 122-й эскадрильи в 1971 г. все «Дакота» были сосредоточены в её составе.

Основной задачей эскадрильи была перевозка грузов и эвакуация раненных, а также проведение курса оперативной тренировки (КААМ) для лётчиков транспортных самолётов. Кроме того, эскадрилья использовалась для патрулирования и специальных задач, например РЭБ и ретрансляция. Самолёты эскадрильи участвовали в войнах 1973 и 1982 гг., различных операциях в Ливане.

В начале 1974 г. ВВС решили купить 2 самолёта OV-1 Mohawk («Аталеф» в ВВС), самолёты прибыли в августе 1974 г. и вошли в состав 122-й эскадрильи. Использовались для разведки с использованием РЛС бокового обзора и ИК датчиков. В марте 1982 г. в ходе работы двух механиков на одном из самолётов произошёл пожар, один из механиков был тяжело ранен, самолёт сгорел, после чего второй «Мохаук» был снят с вооружения.

10.07.80 произошла самая тяжёлая катастрофа в истории эскадрильи. «Дакота» с 2 лётчиками и 2 штурманами проводила учения по навигации на низкой высоте. Из-за плохой видимости самолёт врезался в гору Ариф в Негеве, экипаж погиб. Ещё одна потеря эскадрильи - 03.04.12 в ДТП погиб механик старшина Максим Вайнбранд.

С 1983 г. эскадрилья начала получать и самолёты израильского производства - «Арава» (IAI 201 с 30.10.83 и IAI 202А с 1987 г. и до 1989 г.). С апреля 1984 г. проводился КААМ на данном самолёте.

03.08.00 «Дакота» была снята с вооружения, официальная церемония прощания с самолётом была проведена 30.01.01. А в середине 2004 г. с вооружения была снята и «Арава», после чего 122-я эскадрилья была закрыта, но вскоре открылась заново с самолётами «Нахшон» (первый прибыл 26.06.05).

В рамках задач РЭБ и ДРЛОиУ эскадрилья участвует во многих операциях последних 15 лет, включая удар по сирийскому атомному реактору в 2007 г. (операция «Нигун Шакет»). Кстати, в некоторых ситуациях «Нахшон» модели электронной разведки («Нахшон Шавит») используются и как транспортные. Так, в 2015 г. один из самолётов летал в Непал в рамках операции по гуманитарной помощи после землетрясения.

В апреле 2021 г. эскадрилья начала процесс приёма на вооружение нового типа самолёта - «Нахшон Орон», о чём я писал в отдельной статье.

Празднование 50-летия эскадрильи:







История - «Дакота», «Мохаук», «Арава»:













Ссылки:
  1. Статья на сайте ВВС, 22.11.21.
  2. 122-я эскадрилья, статья Википедии.
  3. 122-я эскадрилья, сайт «Маркиа Шхаким».
  4. 122-я эскадрилья в период «Дакота», сайт «Маркиа Шхаким».

g-550, Авиапроисшествия, ВВС - эскадрильи

Previous post Next post
Up