В ВВС АОИ принято деление авиации на системы, так сказать рода войск в составе ВВС. Например:
- «Марах hа-Крав» - парк боевой авиации, сейчас это только истребители-бомбардировщики, в прошлом сюда относились штурмовики и бомбардировщики;
- «Маарах hа-Товаля» - парк транспортной авиации;
- «Маарах hа-МАСААР» (МАСААР - «Масок Саар») - парк транспортно-десантных вертолётов;
- «Маарах hа-МАКАР» (МАСКАР - «Масок Крав») - парк боевых (штурмовых, противотанковых) вертолётов.
Но не только самолёты. Есть и другие системы:
- «Маарах hа-hагана hа-Авирит» (в прошлом «Маарах Нун-Мем») - ПВО (отдельный род войск в составе ВВС);
- «Маарах Кохот hа-Авир hа-Миюхадим» - спецназ ВВС (7-е крыло);
- «Маарах hа-Бакара» - авиаконтроль;
- «Маарах hа-Техни» - техническое обслуживание ЛА и систем ПВО;
- «Маарах hа-Минhаля» - тыловое обеспечение;
- «Маарах hа-Бинуй» - строительные подразделения;
- «Маарах hа-hадраха» - учебная система.
Обычно имена систем не меняются с момента создания, кроме разве что войск ПВО. Но для парка БПЛА такое изменения происходило 4 раза в его истории (с 1971 г.). Для начала 4 сокращения, имеющие отношение к БПЛА:
- МАЛАТ («Матос ле-лё Таяс») - БПЛА (замечу, что «Матос» - это самолёт, а не любой ЛА);
- МАЗЛАТ («Матос Заир ле-лё Таяс») - мини-БПЛА;
- КАТБАМ («Кли Таис Билти Миуяш») - БПЛА (здесь «Кли Таис» - это уже ЛА);
- КАТМАМ («Кли Таис Миуяш ми-Рахок») - ДПЛА (т.е. дистанционно пилотируемый ЛА).
Итак, к названию парка БПЛА. Когда 200-я эскадрилья была создана в 1971 г. (см. статью
«50 лет 200-й эскадрильи ВВС»), на её вооружении были реактивные БПЛА «Мабат» и «Телем», с 1975 г. и «Шадмит». Их называли МАЛАТ, отсюда и сохранившееся до сих пор название 200-й эскадрильи: «Таесет hа-МАЛАТим hа-Ришона» («Первая эскадрилья БПЛА»). Соответственно парк назывался «Маарах hа-МАЛАТим».
В 1979 г. на вооружение 200-й эскадрильи поступает первый мини-БПЛА, «Заhаван», для них стали применять название МАЗЛАТ. Их число росло, а реактивные БПЛА постепенно снимались с вооружения, соответственно стали говорить «Маарах hа-МАЗЛАТим».
В 1992 г. на вооружение начали поступать БПЛА «Хугла», а с 1998 г. - «Кохав Лаван». Их размер были значительно больше «Заhаван» и называть их мини-БПЛА было уже не правильно. Поэтому ввели термин КАТБАМ, а парк стал называться «Маарах hа-КАТБАМ». К тому же, новый термин покрывал ситуации, когда БПЛА не были самолётами, а имели схемы вертолётов, конвертопланов и мультикоптеров (впрочем, все БПЛА ВВС Израиля - самолётной схемы) и имели любые размеры.
В 1999 г. была создана вторая эскадрилья БПЛА, 166-я, а далее в артиллерии - подразделение 52 (батальон 5252) для эксплуатации БПЛА «Зик». Таким образом БПЛА стали полноценным парком, а не одной эскадрильей, как предыдущие 28 лет.
В 2016 г. ВВС начал программу КАТМАМ («Тохнит Ав ле-КАТМАМ») по продумыванию всех аспектов развития парка БПЛА ВВС. Над программой работали 10 рабочих групп, прорабатывающие вопросы боевого применения, оперативной работы, техобслуживания и т.п. Соответственно КАТБАМ переименовали в КАТМАМ, а «Маарах hа-КАТБАМ» - в «Маарах hа-КАТМАМ». Новый термин должен подчеркнуть, что у БПЛА есть операторы, просто они удалены от аппаратов. Кстати, отдел обучения и тактики (ТоhАД - «Тора вэ-hадраха», отвечает и за терминологию) вначале был против этого термина, говоря, что «пилотируемый» подразумевает наличие человека, а «пилотируемый на расстоянии» является оксюмороном (образное сочетание противоречащих друг другу понятий). Но в конце-концов термин приняли, он, среди прочего, подчёркивал и то, что речь не идёт о бездушных роботах, в цикле принятия решений есть человек-оператор.
Кстати, и на Западе происходят подобные изменения. От Drone к UAV (Unmanned Aerial Vehicle, официальный термин США с 2005 г.) и RPAS (Remotely Piloted Aircraft System, Канада, 2019 г.). На
международных учениях БПЛА Blue Guardian в Израиле июле 2021 г. использовался именно термин RPAS.
Исторические фото «Заhаван». Видны посты операторов взлёта-посадки («Метис Хуц»):
Ссылки:
- Статья на сайте ВВС, 11.11.21.