Ури Бар-Йосеф и его книги

Oct 30, 2021 20:51


Ури Бар-Йосеф (72 года, родился 18.07.49) - профессор на пенсии (т.н. «заслуженный профессор» или профессор-эмерит, от английского professor emeritus) отделения международных отношений факультета политологии Хайфского университета. О службе Бар-Йосефа в АОИ обычно не публикуют, но согласно свидетельству Йонатана Лернера от 24.10.21, приведенного на форуме Фреш 26.10.21, Бар-Йосеф служил в военной разведке (АМАН), в составе аналитического управления («АМАН-Михкар»).



Ури Бар-Йосеф.


Что касается образования, то Бар-Йосеф имеет:
  • 1973 г. - 1-я степень по политологии и социологии Хайфского университета;
  • 1975 г. - 2-я степень по международным отношениям от Иерусалимского университета;
  • 1983 г. - премия Кармон (используется как стипендия для исследований и финансирования учёбы на 2-ю и 3-ю степень в области международных отношений);
  • 1990 г. - 3-я степень (доктор) от Стэнфордского университета в США.

Ещё будучи молодым студентом, Бар-Йосеф написал под псевдонимом 4 книги из серии шпионских романов об агенте ЦРК корейского происхождения Патрике Киме. Серия была популярна в Израиле в 60-80-е гг., в общей сложности разные авторы написали более 120 книг этой серии.

Начиная с 2000-х гг. Бар-Йосеф публикует 4 исторических исследования о Войне Судного дня (ВСД) 1973 г.:
  • «Заснувший наблюдатель: внезапность ВСД и её источники» («hа-Цофе ше-Нирдам: hафтаат Йом hа-Кипурим вэ-Макоротея»), 2001 г.;
  • «Ангел: Ашраф Маруан, Моссад и внезапность ВСД» («hа-Малах: Ашраф Маруан, Моссад вэ- hафтаат Мильхемет Йом hа-Кипурим»), 2011 г.;
  • «Внезапное нападение: лидеры и разведка под высшим экзаменом» («Миткефет Пета: Манhигут вэ-Модиин бэ-Мивхан hа-Илион»), 2019 г.;
  • «Своя война: ВВС в ВСД» («Мильхама ми-Шелё: Хейль hа-Авир бэ-Мильхемет Йом hа-Кипурим»), 2021 г.

Кроме книг на иврите, Бар-Йосеф написал ряд книг на английском, некоторые из них - перевод его же книг с иврита, другие написаны в соавторстве. Кроме того - многочисленные статьи на иврите и английском об арабо-израильском конфликте, в первую очередь о ВСД.

Первые 3 книги на иврите из списка выше связаны с работой разведки и её провалом в стратегическом предупреждении руководства Израиля и командования АОИ о приближающейся ВСД. А вот последняя книга - о роли ВВС в ВСД. К тому же книга свеженькая, издана в сентябре этого года, поэтому ниже - подробнее о ней.

В книге - 464 страницы, текст доходит до 369-й, далее - примечания, список источников и индекс имён и тем. Книга разбита на вступление, 3 части (в преддверии войны, первые дни войны 06-09.10.73 и дневник войны 10-24.10.73) и заключение.

Автор пишет, что история ВВС в ВСД - чёрная дыра израильской военной истории. Публикаций немало, но нет по настоящему всеобъемлющего исследования. Лишь книга Шмуэля Гордона «30 часов в октябре» (издана в 2008 г., 604 страницы) приближается к этому уровню, но в ней описаны лишь первые 30 часов войны. Продолжения эта работа не имела.

Книга Бар-Йосефа призвана заполнить эту дыру, но всё же она слишком краткая для этого, так что это - первая попытка в данном направлении. Автор пишет, что в 1967-1973 гг. в ВВС вкладывались 50% бюджета АОИ. Парк боевых самолётов вырос почти в двое, при этом практически полностью изменился. Из боевых самолётов 1967 г. в неизменном виде остались лишь 35 «Мираж-3». Всё прочее было или модернизировано и перепрофилировано («Супер Мистер», ставшие штурмовиками «Саар»), или снято с вооружения («Ураган», «Мистер-4», «Вотур»).

От ВВС ожидалась серьёзная авиаподдержка СВ в ходе войны. ВВС предупреждали руководство АОИ, что перейти к такой поддержке можно будет лишь после нейтрализации системы ПВО противника. После срыва операции «Тагар» в Египте и провала операции «Дугман-5 Бет» в Сирии 07.10.73, ВВС более не проводили всеобъемлющих операций такого рода и лишь в последние дни войны провела несколько успешных, но ограниченных по объёму операций против ПВО Египта.

В результате авиаподдержка СВ была слабой и малоэффективной. Лишь в отдельных случаях, когда силы противника действовали вне зоны прикрытия ПВО (южный фланг наступления египетских войск 14.10.73 или бои на западном берегу канала в самом конце войны), авиаподдержка была эффективной.

В целом же участие ВВС в войне было во многом оторвано от действий СВ, отсюда и название книги «Своя война». Понятно, что ВВС прикладывало немалые усилия в ПВО страны и ПВО СВ и в общем-то с этой задачей справлялась успешно. Сверх этого, ВВС приложили немало усилий по нейтрализации ВВС противников на аэродромах, но эффективность данных операций была низкая.

Более того, ВВС установили «красную линию» в 220 исправных боевых самолётов (т.е. более половины от 391 имевшихся к началу войны) и ГШ принял эту позицию. 220 самолётов требовалось ВВС для отражения наступления арабских армий вглубь израильской территории. Командующий ВВС Бени Пелед сообщал ночью 09.10.73, что у ВВС на утро будет 220 исправных самолётов, в т.ч. 55 «Фантомов», о через два дня эта цифра по-видимому опустится до 200, т.е. ниже «красной линии». Как следствие, НГШ и МО дали указание снизить интенсивность использования ударной авиации. На практике же на утро 10.10.73 ВВС имели 258 исправных самолётов и ещё 48 в процессе ремонта.

Вечером 10.10.73 на совещании у премьер-министра Пелед сообщал, что число исправных самолётов 272, но через 4 дня при нынешнем темпе потерь может упасть до 200. В полночь 11.10.73 Пелед сообщал Даяну, что на утро 12.10.73 у ВВС будет 223 самолёта (50 «Фантомов», 110 «Скайхоков» и 63 перехватчика), на практике же на утро 12.10.73 ВВС имели 252 исправных самолёта (63 «Фантома», 115 «Скайхоков», 16 «Саар», 64 перехватчика «Мираж-3» и «Нешер»).

Все цифры Пеледа были не верные, в сторону занижения сил ВВС. Например, на утро 12.10.73 ВВС потеряли 67 самолётов (а не 140, как можно было понять из цифр Пеледа), ещё более 30 находились на ремонте. Однако, картина, которую создавал Пелед, была пессимистичной и заставляла руководство думать о прекращении огня уже к 14.10.73 (если бы противник на такое согласился) и в целом отрицательно повлияла на стратегическое планирование в ходе войны. В целом Бар-Йосеф связывает провалы ВВС в войне с личностью Пеледа, ставшего командующим ВВС менее чем за пол года до начала войны (май 1973 г.).

Работа Бар-Йосефа уже подвергается жёсткой критике. Например Исраэль Бахарав, бригадный генерал ВВС в отставке, лётчик-ас, сбивший в 1969-1973 гг. 12 МиГ-21 и служивший до 1993 г., в т.ч. в должности начальника разведуправления ВВС (1988-1990). Бахарав пишет, что Бар-Йосеф не имеет каких-либо знаний в применении ВВС и занимается подтасовкой фактов в своём «исследовании» (кавычки используются Бахаравом, что демонстрирует его пренебрежение к книге). Бар-Йосеф оценивает успехи и провалы ВВС на основе довоенных ожиданий, а не по результатам действий в ходе реально сложившийся обстановки.

ВВС блестяще справились с задачей ПВО страны и ПВО СВ, сбив 336 самолётов противника (по сравнению с 60 в войне 1967 г.). ВВС сковали наступательные возможности Египта вне зоны «ракетного зонтика» вдоль канала. Треть из 11,223 боевых вылетов ВВС ( я уже приводил другие данные - 46.5% от 11,045 вылетов) была направлены на непосредственную поддержку СВ.



Обложка книги «Своя война: ВВС в ВСД».

Ссылки:
  1. «Своя война: ВВС в ВСД», статья в Википедии.
  2. «Своя война: ВВС в ВСД», рецензия на сайте mako, 08.10.21.
  3. «Своя война: ВВС в ВСД», рецензия на сайте galperel.wordpress.com, 24.10.21.
  4. «Где были ВВС?», статья на israeldefense, 31.10.21.
  5. Обсуждение на Фреш.

Война 1973 г., Книги

Previous post Next post
Up