Истребитель-бомбардировщик «Кфир» в ВВС Израиля

Jul 10, 2017 23:11

О истребителе-бомбардировщике «Кфир» производства «Израильской Авиационной Промышленности» (IAI) написано немало. Например, очень подробная статья Исаака Мостова «Дерзкий Львёнок» (см. ссылки в конце данной страницы). Моя статья призвана собрать различные даты и факты, связанные с разработкой, производством и службой «Кфир» в ВВС Израиля. Экспорт «Кфир» и некоторые сведения о его службе за границей описаны в статье «Колумбия закупила в Израиле ещё 2 самолёта ‘Кфир’».

«Кфир» был создан в начале 70-х гг. как интеграция самолёта «Нешер» («Мираж-5» израильской сборки), американского двигателя General Electric J79 и израильской авионики, в первую очередь РЛС Elta EL/M-2001B «Херев» («Мираж-5» был упрощённой версией «Мираж-3» и вообще не имел РЛС). Интересно отметить, что в 1968 г., когда зашла речь о оснащении «Мираж» новым двигателем (более мощным и надёжным), рассматривался и британский Rolls-Royce Spey. Однако по политическим причинам от этой идеи быстро отказались. Также интересно, что при выборе имени нового самолёта первоначальное предложение (по одной из версий, выданное компьютером), было «Ракдан» («Танцор»). Имя не понравилось командующему ВВС в тот период (1973-1977 гг.) Бени Пеледу и его заменили на «Кфир» («Молодой лев»).

«Кфир» практически с самого начала был на «вторых ролях» в ВВС Израиля. Уже через полтора года после его поступления на вооружение (14.04.75) ВВС получили первые F-15 (10.12.76). А ещё через 3.5 года прибыли и первые F-16 (02.07.80). В результате «Кфир» занимался работой истребителя-бомбардировщика (с ударением на «бомбардировщика»), да и то, на вторых ролях после «Фантома», а затем и на третьих, после «Фантома» и F-16. И лишь однажды, в 1979 г. (т.е. ещё до прибытия F-16), «Кфиру» удалось добиться победы в воздушном бою.

Это произошло над Ливаном 27.06.79, был сбит сирийский МиГ-21. Шесть F-15 из 133-й эскадрильи и два «Кфир» С.2 из 101-й эскадрильи, прикрывавшие разведывательные «Фантомы», вступили в бой с 8 сирийскими МиГ-21 и сбили 5 из них. Четыре на счёту F-15, пятый сбит «Кфир» Б/Н 874 (пилот - капитан Шай Эшель, применена УР «Питон-3»). Это была первая в мире победа как для F-15, так и для «Кфир». Ещё один МиГ-21 был повреждён F-15, но смог сесть.

За время службы, в ходе боевых действий в Ливане, Израиль потерял от зенитного огня 2 «Кфир» С.2 (13.06.82 и 20.11.83). Ещё не менее 12 машин разбилась в авариях и катастрофах, а 2 были списаны после затопления (см. ниже).



«Кфир» C.2 Б/Н 883 на дежурстве для вылета на перехват.

Даты в истории «Кфир»
  • Апрель 1969 г. - начало работ по установке двигателя J79 на двухместный Mirage-IIIBJ (Б/Н 88, затем 988). Самолёт получил собственное имя «Технолог».
  • 21.09.70 - первый полёт «Технолог».
  • 08.11.72 - на испытаниях «Технолог» достигает скорости 2.17М.
  • 04.06.73 - первый полёт «Нешер» (Б/Н 788) с двигателем J79. Самолёт получил собственное имя «Раам» («Гром»).
  • 21.06.73 - «Раам» преодолевает скорость звука в 3-м полёте.
  • 26.06.73 - «Раам» достигает скорости 2М в 8-м полёте.
  • 10.12.73 - «Раам» достигает скорости 2.4М.
  • 16.12.73 - «Раам» достигает потолка полёта 75,000 футов (22,860 м).
  • 16.07.74 - первый полёт «Технолог» с ПГО.
  • 07.08.74 - поднялся в воздух прототип «Кфир» (Б/Н 712, по-сути модернизированный «Нешер» Б/Н 212; как и «Нешер», самолёт имел узкую носовую часть без РЛС, та впервые была установлена только на следующем самолёте, Б/Н 714).
  • 23.03.75 - первый полёт «Раам» с ПГО.
  • 14.04.75 - церемония официальной демонстрации «Кфир», первый серийный образец «Кфир» (Б/Н 724) передан ВВС; следует отметить, что на церемонии демонстрировались 2 самолёта (один на земле, один в воздухе), а 101-я эскадрилья к тому времени уже 8 месяцев вела оперативные испытания первого «Кфир».
  • 25.05.75 - «Раам» потерпел аварию (упал в море, лётчик катапультировался). Испытания ПГО продолжились на «Кфир» Б/Н 714.
  • 20.07.76 - церемония официальной демонстрации «Кфир» С.2 в ходе празднования Дня ВВС.
  • Конец 1976 г. - на церемонии окончания лётного курса ВВС демонстрируют сразу 25 «Кфир».
  • Январь 1977 г. - начало разработки «Кфир» ТС.2, прототипом служил «Технолог».
  • Май 1977 г. - первый «Кфир» C.2 передан ВВС.
  • Июнь 1977 г. - два «Кфир» C.2 демонстрируются на авиасалоне Ле-Бурже, Франция.
  • 09.11.77 - первое боевое применение самолёта: «Кфир» С.1 эскадрильи «Долина» (109-я) нанесли удар по учебному лагерю Тель Азая боевиков ООП в Южном Ливане.
  • 27.06.79 - первая (и единственная в ВВС) победа «Кфир» в воздушном бою.
  • Февраль 1981 г. - первый полёт «Кфир» ТС.2.
  • 31.07.83 - первый «Кфир» C.7 передан ВВС.
  • 1984 г. - первое боевое применение «Кфир» C.7: 4 самолёта нанесли удар по наземной цели в Ливане; на тот момент 144-я эскадрилья имела 7 самолётов этой модели.
  • 02.04.86 - передача ВВС последнего построенного «Кфир» и завершение серийного производства.
  • 1994 г. - «Кфир» снят с вооружения.



Техники у «Кфир» С.2 Б/Н 874, самолёт несёт знак победы в воздушном бою.

Производство «Кфир»

Хотя прошло уже более 30 лет после завершения производства и 23 года с момента снятия «Кфир» с вооружения в Израиле, официальные данные о серийном производстве самолёта до сих пор не опубликованы. Различные источники приводят следующую информацию:
  • По Jane's в 1975-1983 гг. построено 212 самолётов (27 С.1 и 185 С.2/ТС.2).
  • В Википедии фигурирует цифра «более 220», но неясно, откуда она взята.
  • На сайте «Маркиа Шхаким» указано, что ТС.2 производили в 1982-1983 гг., выпущено 10 штук. Эта же цифра фигурирует и в ряде других источников, например в статье  «Дерзкий Львёнок»  и в книге «Пророчество и дело в Авиационной промышленности».
  • Во многих источниках сказано, что С.2/ТС.2 были последними серийно выпускаемыми машинами, последующие модели серийно не строились, а являлись модернизированными С.2/ТС.2.
Можно утверждать, что все указанные выше цифры и факты не точны. Разберу их пункт за пунктом.
  • 25 «Кфир» C.1 сдавались в аренду США начиная с 1985 г. Ещё 6 машин этого типа разбились в 1975-1981 гг. Один С.1 (предсерийный Б/Н 712) оставался в Израиле. Таким образом, было выпущено не менее 32 С.1. Кроме того, несколько С.1 были модернизированы до уровня С.2. Для большинства С.1 подобная модернизация была проблематична (из-за прочности набора воздухозаборников невозможно было установить такое же ПГО, как С.2), но возможно последние произведённые С.1 уже имели усиленный набор. Один из таких самолётов - Б/Н779, ставший Б/Н879.
  • На сайте «Маркиа Шхаким» описана судьба многих отдельно взятых «Кфир». Для части из них указаны номера производителя. Анализ номеров показывает, что «Кфир» C.1, C.2 и С.7 получали последовательные номера, от 01 и далее. Так, «Кфир» C.2 Б/Н 813 имел номер производителя ‘40’, о нём сказано, что это первый построенный «Кфир» C.2. Для «Кфир» C.2 Б/Н 967 указан номер производителя ‘164’. Далее идут Б/Н 979 («Кфир» C.2), Б/Н 512 («Кфир» C.7) и Б/Н 514 («Кфир» C.7), номера производителя для которых не указаны. Далее - Б/Н 516 («Кфир» C.7) - номер производителя 172. Далее номера по возрастающей, последний из указанных самолётов - Б/Н 570 («Кфир» C.7) - номер производителя 197. Всего описана история 22 «Кфир» C.7 (от Б/Н 512 до Б/Н 570), судя по сказанному все они были новые (т.е. не модернизировались из С.2) и поступили на вооружение в 1984-1986 гг. Таким образом, было выпущено 39 «Кфир» C.1 (несколько из которых модернизировали в «Кфир» C.2), не менее 126 «Кфир» C.2 и около 32 С.7. Итого - 197.
  • Из сказанного выше следует, что серийное производство завершилось в 1986 г. Это логично, с учётом ожидаемого начала серийного производства «Лави» в 1989 г. Стоит вспомнить, что «Нешер» производили в 1971-1974 гг. Затем - подготовка к серийному производству «Кфир». Аналогично, с серийным производством «Кфир» могли тянуть как можно ближе к началу серийного производства «Лави», с целью сохранить на производстве опытных рабочих. И действительно, согласно книге «Пророчество и дело в Авиационной промышленности» производство завершилось в 1986 г. (торжественная церемония прошла 02.04.86).
  • Если посмотреть данные экспорта «Кфир» то видно, что за границу было продано 11 двухместных самолётов (3 Эквадору, 2 Шри-Ланке и 6 Колумбии). В рамках переговоров с Аргентиной 2013-2015 гг. той предлагались 2 двухместных самолёта, возможно что недавние поставки 2 ТС.12 Колумбии - это те самые самолёты. Таким образом, имеем не менее 11 построенных ТС.2.
  • Анализ номеров производителя «Кфир» TC.2 на «Маркиа Шхаким» также даёт 11 самолётов.  Первый построенный «Кфир» TC.2 (Б/Н 303 в ВВС) имел номер производителя В-01. Его изготовили в феврале 1982 г. Последний из описанных самолётов (Б/Н 301 «Оскар») имел номер производителя В-11 и был получен ВВС в марте 1984 г.
Итак, если подытожить все эти данные, имеем:
  • С 1975 и по 1986 г. было построено не менее 197 одноместных «Кфир»:  39 «Кфир» C.1 (несколько из которых модернизировали в «Кфир» C.2), не менее 126 «Кфир» C.2 и около 32 С.7.
  • С  1982 и по 1984 г. было построено не менее 11 двухместных «Кфир» ТС.2.
  • Всего, построено не менее 208 «Кфир». Итоговая цифра может оказаться 212 и  даже 220+, как указывают различные источники, но деление по модификациям несколько иное.


Производство «Кфир», 1975 г.

Модели самолёта «Кфир»
  • «Кфир» С.1 - базовая модель, 1975 г. Первоначально назывался просто «Кфир», но после появления модели «Кфир» С.2 и частичной модернизации «Кфир» до этого уровня, введено обозначение «Кфир» С.1 (полноценная модернизация была не возможна, не позволяла прочность набора воздухозаборников). В США имел обозначение F-21A Kfir.
  • «Кфир» С.2 - модернизированный вариант, 1976 г. (поступил на вооружение ВВС в 1977 г.). Имеет различные аэродинамические улучшения, в т.ч. переднее горизонтальное оперение, ПГО, т.н. Canard (отсюда и буква «С» в обозначении), а также «зуб пилы» на передней кромке крыла. Самолёт получил два дополнительных узла подвески под воздухозаборниками, общее количество узлов достигло 9.
  • «Кфир» ТС.2 - двухместный учебно-боевой вариант «Кфир» С.2, 1981 г.
  • «Кфир» CR - разведывательная модификация. Серийно не строился, в эту модель были переоборудованы 2 линейных «Кфир» C.2 (Б/Н 419 и Б/Н 451).
  • «Кфир» С.7 - модернизированный вариант, 1983 г. Имел модифицированный двигатель с увеличенной мощностью на форсаже, более совершенную авионику, был способен применять УАБ с лазерным полуактивным наведением, используя контейнеры приёма подсветки Pave Penny (AN/AAS-35(V) Pave Penny laser spot tracker). Кабина пилота переоборудована в рамках технологии HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick). Максимальная взлётная масса самолёта возросла на 1.5 тонны (с 14,700 до 16,200 кг; по другой версии на 1.8 тонн: с 14,700 до 16,500 кг), в связи с чем было усилено шасси.
  • «Кфир» ТС.7 - двухместный вариант «Кфир» ТС.7. Для ВВС Израиля не выпускался, модернизирвался из ТС.2 в рамках экспортных поставок.
  • «Кфир» С.9 - вариант с двигателем Atar 9K50, предложенный Аргентине. Не выпускался.
  • «Кфир» C.10 - вариант с модернизированной электроникой, включая РЛС EL/M-2032, и системой дозаправки в воздухе (шланг-конус). Известен также как «Кфир» 2000, «Кфир» CE (для Эквадора) и «Кфир» COA (для Колумбии).
  • «Кфир» ТC.10 - двухместный вариант «Кфир» C.10.
  • «Кфир» C.12 - аналог «Кфир» C.10, но без РЛС EL/M-2032, для Колумбии.
  • «Кфир» ТC.12 - двухместный вариант «Кфир» C.12, для Колумбии.
  • «Кфир» C.60 - дальнейшая модернизация «Кфир» C.10 с РЛС EL/M-2052, предлагавшаяся Болгарии, Колумбии и Аргентине. Не выпускался. Известен также как «Block 60».
Примечания:
  • На иврите для различных моделей «Кфир» использовались дополнительные имена: «Кфир Гдерот» для «Кфир» С.1 (от слова «Гадер» - «Забор», так называли «усики», небольшие аэродинамические поверхности, добавленные по бокам носовой части фюзеляжа данной модели), «Кфир Канард» для «Кфир» С.2 и «Кфир Мешупар» («Мешупар» - улучшенный, усовершенствованный, модернизированный) для «Кфир» С.7.
  • В некоторых источниках «Кфир» CR назван «Кфир Цниют», но «Цниют» - название фоторазведывательной системы, а не самого самолёта. «Кфир» CR был способен нести 5 различных фоторазведывательных систем, для каждой был сделан свой собственный носовой обтекатель, смена систем выполнялась заменой всего обтекателя. 4 системы («Мошель», «Тармиль», «Шфорферет» и «Цниют») были унаследованы от разведывательной модификации «Мираж-3», 5-я («Цниют Мешупар», 1986 г.) была модернизацией «Цниют».
  • На «Кфир» С.1/2 стоял двигатель GE-J79-J1E, вариант GE-J79-17 (используется на «Фантоме» модели F-4E), с максимальной мощностью на форсаже 17,900 lbf (80 kN). На «Кфир» С.7 и далее - тот же двигатель с системой Combat Plus с максимальной мощностью на форсаже 18,750 lbf (83.40 kN), т.е. на 5% более. Двигатель производился в Израиле по лицензии IAI (некоторые источники указывают на завод «Маноэй Бейт-Шемеш», Beit Shemesh Engines Ltd., BSEL, но это не верно: BSEL мог выполнять капитальный ремонт J79 и производить запчасти для них, но не выпускал сами двигатели).  В Jane’s двигатель назван J79-IAI-J1E, указывается, что он был создан на базе GE-J79-19 (а уже тот - на базе GE-J79-17). Число оборотов в минуту на высоких числах Маха доведено до 102%, бездымная камера сгорания, несколько иное размещение вспомогательных механизмов, титановый щит вокруг форсажной камеры. Максимальная сухая тяга 11,100 lbf (49.4 kN), на форсаже 18,750 lbf (83.40 kN). Система Combat Plus названа «Bedek Combat Plus», т.е. является оригинальной разработкой завода «Бедек» из состава IAI.
  • В некоторых источниках сказано, что «Кфир» С.7 нёс РЛС EL/M-2021B, но это неверно: EL/M-2021B была опцией для клиентов, на практике никто ею не воспользовался и РЛС оставалась прежней, EL/M-2001B. Также не верно и то, что данная модель сразу получила систему дозаправки в воздухе. Израильские С.7 не имели её до снятия с вооружения. И лишь колумбийские С.7 получили данную систему.
  • Во многих источниках сказано, что два дополнительных узла подвески под воздухозаборниками получил «Кфир» C.7. Анализ фотографий говорит о том, что это неверно и эти узлы были установлены уже на «Кфир» C.2. Также указывается, что «Кфир» C.7 получил два дополнительных узла подвески под крыльями и мог нести 4 ракеты «воздух-воздух», в отличии от 2 на ранних моделях. Однако имеются фотографии (например Б/Н 883 в данной статье), где виден «Кфир» C.2 с 4 ракетами.


«Кфир» CR - Б/Н 419 и Б/Н 451

Эскадрильи «Кфир» ВВС Израиля

В ВВС Израиля «Кфир» состояли на вооружении в 1975-1994 гг. Некоторые источники указывают 1976 г. как начало и 1996 г. как конец службы, но это неверно. Самолёты служили в составе 6 эскадрилий, а также в Центре испытательных полётов (МАНАТ):
  • 101-я - имела «Кфир» C.1 с апреля 1975 г., «Кфир» C.2 с мая 1977 г. В 1986 г. эскадрилья закрылась, а в 1987 г. открылась заново как эскадрилья F-16С/D Block 30.
  • 109-я - «Кфир» C.1 с 28.07.77, «Кфир» C.2 с 1981 г. и до 1985 г. Затем эскадрилья была закрыта, сформирована вновь в 1991 г. как эскадрилья F-16.
  • 113-я - до 10 «Кфир» C.1 короткое время (менее года, до получения С.2), «Кфир» C.2 с 1976 по 1986 г. Эскадрилья была закрыта 05.05.86, сформирована вновь в 1990 г. как эскадрилья AH-64A.
  • 144-я - с июля 1978 г. «Кфир» C.2, 31.07.83 получила первый «Кфир» C.7, к 1985 г. полностью перешла на эту модель. Была единственной эскадрильей «Кфир» C.7 ВВС и последней эскадрильей, всё ещё эксплуатировавшей «Кфир» в ВВС. В 1994 г. перешла на F-16A/B.
  • 149-я - «Кфир» C.2 с 1981 по 1992 г. Затем эскадрилья была закрыта.
  • 254-я - с середины 1982 г. «Кфир» C.1 из состава 109-й эскадрильи. В 1984 г. началась передача самолётов IAI для подготовки поставки в США, процесс завершился в 1985 г. и эскадрилью закрыли.
«Кфир» C.1 было выпущено немного больше, чем необходимо для одной эскадрильи. На практике самолёты попеременно служили только в одной, по очереди в 101-й, 113-й (частично), 109-й и 254-й вплоть до передачи IAI в 1984-1985 гг. для поставки в США. «Кфир» C.7 служили только в 144-й эскадрилье. Основная масса «Кфир» была модели C.2. На пике службы (1982-1984 гг.) «Кфир» были одновременно на вооружении всех 6 эскадрилий, что даёт около 150 самолётов в строю, из расчёта 25 самолётов в эскадрилье. На практике самолётов в каждой эскадрилье могло быть несколько больше, несколько самолётов находились на испытаниях в IAI и в МАНАТ, таким образом в строю одновременно было 180+ самолётов (даже с учётом потерь).

В связи с сокращениями в ВВС с одной стороны и перехода на F-16 с другой, «Кфир» снимались с вооружения ВВС относительно новыми. Так, «Кфир» С.1 уже после службы в США имели всего около 1,700 лётных часов на самолёт. «Кфир» С.7 на момент снятия с вооружения имели 700-800 лётных часов. Как следствие, это позволяло предлагать самолёты на экспорт, без необходимости проводить дорогостоящие ремонты.



«Кфир» C.7 Б/Н 561 «Саар» с контейнером Pave Penny.

Аварии и катастрофы «Кфир» в ВВС Израиля
  • «Кфир» C.1 Б/Н 706 - 07.08.77 - врезался в землю в ходе учений по нанесению ударов по наземным целям; лётчик погиб;
  • «Кфир» C.1 Б/Н 718 - 03.11.76 - поломка двигателя на взлёте; лётчик попытался развернуться и посадить самолёт, начал терять контроль и был вынужден катапультироваться;
  • «Кфир» C.1 Б/Н 737 - 03.12.75 - при посадке у самолёта произошла поломка двигателя; лётчик пытался посадить самолёт, неудачно; самолёт разбился, лётчик погиб;
  • «Кфир» C.1 Б/Н 744 - 07.10.79 - после взлёта шасси самолёта осталось выдвинутым; лётчик кружил в районе аэродрома, сжигая топливо и готовясь к посадке; при снижении столкнулся со стаей птиц, двигатель вышел из строя; лётчик благополучно катапультировался;
  • «Кфир» C.1 «Гдерот» Б/Н 748 - 03.03.83 - поломка двигателя сразу после взлёта; после неудачных попыток перезапустить двигатель лётчик благополучно катапультировался;
  • «Кфир» C.1 Б/Н 762 - 13.08.81 - поломка двигателя при заходе на посадку; лётчик благополучно катапультировался;
  • «Кфир» C.2 Б/Н 818 - ночь 04-05.11.?? (не позднее 1987 г.) - при отработке ночной посадки по приборам самолёт зацепился за небольшой столб, полностью сломалась левая стойка шасси; по указанию командира эскадрильи лётчик набрал высоту, направил самолёт на юго-запад (т.е. в сторону моря) и катапультировался между Ашдодом и Ашкелоном, благополучно приземлился в Ашкелоне; однако самолёт не упал, развернулся на северо-восток и плавно снижаясь, приземлился в лесу вблизи перекрёстка Одая, между Ашкелоном и Кирьят-Гатом; через месяц самолёт был случайно найден, возвращён на базу и списан;
  • «Кфир» C.2 Б/Н 837 - 11.07.90 - поломка двигателя на взлёте; лётчик благополучно катапультировался; данная авария стала последней аварией «Кфир» в ВВС до их снятия с вооружения в 1994 г.;
  • «Кфир» C.2 Б/Н 840 - 10.07.81 - в ходе отработки воздушного боя над морем у самолёта началась утечка масла; после того, как стало ясно, что лётчик не сможет дотянуть самолёт до посадки, он катапультировался; парашют не раскрылся, лётчик погиб, тело утонуло в море и так и небыло найдено;
  • «Кфир» C.2 Б/Н 881 - 15.04.80 - во время ночного учебного вылета для отработки ударов по наземным целям самолёт врезался в землю; лётчик погиб; по-видимому причиной стала потеря пространственной ориентации («вертиго»);
  • «Кфир» C.2 Б/Н 892 - 10.07.90 - поломка двигателя в полёте; лётчик смог выполнить вынужденную посадку, но самолёт сошёл с ВПП и загорелся; лётчик не пострадал, самолёт получил тяжёлые повреждения и был списан;
  • «Кфир» C.2 Б/Н 899 - ?? (не позднее 1986 г.) - из-за ошибки наземного персонала самолёт был недозаправлен топливом, но измеритель топлива в кабине пилота был настроен на заданное количество; после срабатывания системы предупреждения о нехватке топлива лётчик попытался вернуться на аэродром; однако топливо кончилось, двигатель и гидросистемы прекратили работу, лётчик был вынужден катапультироваться.
  • «Кфир» C.7 Б/Н 529 - ?? - во время зимних дождей был затоплен в укрытии на базе Хацор. После этого был снят с вооружения и переведен в музей ВВС, где стоит на почётном месте у входа в музей.
  • «Кфир» C.2 Б/Н 869 - ?? - во время зимних дождей был затоплен в укрытии на базе Хацор. После этого был снят с вооружения, позднее превращён в памятник на той же базе.
Итак, имеется информация о потере 12 «Кфир» в авариях и катастрофах, ещё два были сняты с вооружения после затопления.  Все разбившиеся машины были типов C.1 и C.2. Первый «Кфир» разбился 03.12.75, т.е. в год принятия на вооружение. Последний - 11.07.90, т.е. за 4 года до снятия с вооружения.

Погибли 4 лётчика «Кфир», причём только один из них после катапультирования (не раскрылся парашют). Высокую эффективность показали установленные на «Кфир» катапультируемые кресла компании Martin-Baker - Mk.6 на «Кфир» C.1 (ранее такое же стояло на «Мираж-3» и «Нешер») и Мк.10 на «Кфир» C.2 и далее.



«Кфир» С.2 Б/Н 967 с различным вооружением и катапультируемым сиденьем Martin-Baker Mk.10.

Нумерация «Кфир» в ВВС Израиля

На момент принятия «Кфир» на вооружение ВВС уже использовали 3-х значные номера. Для нумерации «Кфир» использовались следующие серии:
  • 3ХХ - «Кфир» TC.2;
  • 4ХХ - фоторазведчики, модифицированные из «Кфир» C.2. Два самолёта: Б/Н 419 (ранее 819) и Б/Н 451 (ранее 851);
  • 5ХХ - «Кфир» C.7;
  • 7ХХ - «Кфир» и «Кфир» C.1; первые «Кфир» C.2 также несли номер этой серии, затем их изменили на 8ХХ; так, Б/Н779 стал Б/Н879; по другой версии, речь шла о самолётах, прошедших полноценную модернизацию с С.1 на С.2;
  • 8ХХ - «Кфир» C.2;
  • 9ХХ - «Кфир» C.2 последних партий.
Примечание: в июне 1977 г. два «Кфир» C.2 прибыли на авиасалон в Ле-Бурже, Франция. На них были нанесены фиктивные номера серии 2ХХ и гражданские регистрационные номера. Так, Б/Н 879 стал Б/Н 263 (4X-CFL), второй самолёт нёс номер Б/Н 264 (4X-CFK).



«Кфир» C.7 Б/Н 543 «Зоhар» с УАБ GBU-12 и ракетами «Питон-3»

«Кфир» в музеях

Значительное количество «Кфир» стоит в музеях или установлены в качестве памятников. В первую очередь конечно в Израиле, но не только. В музее ВВС Израиля в Хацерим кроме основной выставки, имеются «задворки музея», были годы когда там стояло значительное количество «Кфир» (например Б/Н 419, 514, 716, 724, 725, 729, 826, 853, 886, 895). В списке ниже - только машины из основной экспозиции.
  • Б/Н 88 - Mirage-IIIBJ - использовался для отработки различных технологий, связанных  с «Кфир». Стоит в музее ВВС Израиля как «Кфир» ТС (из-за малого количества выпущенных двухместных «Кфир» и их востребованности для экспорта, настоящих «Кфир» ТС.2 в музеях нет).
  • Б/Н 451 «Призма» - «Кфир» CR - стоит в музее ВВС Израиля с фотосистемой «Цниют Мешупар».
  • Б/Н 529 - «Кфир» C.7 - стоит в музее ВВС Израиля на почётном месте у входа, вместе с различным авиационным вооружением.
  • Б/Н 703 - «Кфир» C.1/F-21A - после возвращения из США хранился на базе Увда, а затем в музее ВВС. Затем заново выкрашен и установлен на выставке на авиабазе Рамон (мини-музей базы).
  • Б/Н 712 - «Кфир» C.1 - первый полноценный прототип «Кфир». Стоит в музее ВВС Израиля.
  • Б/Н 726 - «Кфир» C.1/F-21A - после возвращения из США хранился на базе Увда. Затем заново выкрашен и установлен (без двигателя) на выставке музея авиации и космоса Ришон-ле-Циона.
  • Б/Н 734 - «Кфир» C.1/F-21A - после возвращения из США хранился на базе Увда. Затем заново выкрашен и передан в США, где установлен на палубе авианосца «Интрепид» в Нью-Йорке (Музей моря, воздуха и космоса «Интрепид»). Самолёт выкрашен в цвета и несёт символику 144-й эскадрильи, т.е. цвета С.7 и F-16A/B.
  • Б/Н 764 - «Кфир» C.1/F-21A - после возвращения из США хранился на базе Увда. Затем заново выкрашен и установлен в музее ВВС Израиля, несёт символику Морской пехоты США с Б/Н 03.
  • Б/Н 821 - «Кфир» C.2 - после снятия с вооружения использовался на базе Техни ВВС в Хайфе для обучения техников. Затем установлен в Техни на выставке самолётов (мини-музей базы).
  • Б/Н 869 - «Кфир» C.2 - после снятия с вооружения перекрашен в цвета и символику 144-й эскадрильи с Б/Н 529 и поставлен как памятник у здания 144-й эскадрильи в Хацоре. Оригинальный Б/Н 529 («Кфир» C.7) находится в музее ВВС, см. выше.
  • Б/Н 874 - «Кфир» C.2 - после снятия с вооружения хранился на базе Увда. Затем заново выкрашен и установлен в музее ВВС Израиля. Этот самолёт - тот самый, сбивший сирийский МиГ-21 27.06.79, несёт символ этой победы.
  • Б/Н 875 - «Кфир» C.2 - после снятия с вооружения хранился на базе Увда. Затем заново выкрашен, получил номер 004 и установлен в центре изучения науки и технологии «Технода» в Гиват-Ольга.
Список выше не полон. Так, «Кфир» C.7 был установлен в здании технологического института «Технион» в Хайфе. Кфир» C.1 стоит на въезде на базу Увда.  «Кфир» C.2, проданный на Шри-Ланку, после снятия с вооружения установлен у штаба ВВС этой страны в Коломбо.



«Кфир» С.7 Б/Н 529 и авиационное оружие в музее ВВС Израиля в Хацерим. Под крылом видна ракета «Питон-3» («Хух»).

Ссылки:
  1. Дани Шалом «Самолёты ВВС. От ‘Тайгер Мот’ до ‘Суфа’» («Матосей Хейль hа-Авир. Ми-hа-Тайгер Мот ад hа-Суфа»), стр. 38-39, 55, 76, 134-135.
  2. Дани Шалом «Пророчество и дело в Авиационной промышленности» («Хазон вэ-Маасе бэ-Таасия hа-Авирит»), стр. 119-125, 188-195, 213-215.
  3. Дани Шалом «50 лет превосходства в воздухе» («50 шнот Илионут Авирит»), стр. 158-161, 168-177.
  4. Йеhуда Офер «Книга самолётов» («Сефер hа-Матосим»),  стр. 247-251.
  5. Судьбы снятых с вооружения самолётов на сайте  «Маркиа Шхаким».
  6. Аварии и катастрофы на сайте «Маркиа Шхаким».
  7. Аварии и катастрофы на сайте Ejection History.
  8. Фото разведывательные версии «Шахак» и «Кфир» на сайте «Маркиа Шхаким».
  9. «Кфир» Б/Н 451 «Призма» на сайте  «Маркиа Шхаким».
  10. Нумерация реактивных боевых самолётов на сайте  «Маркиа Шхаким».
  11. Эскадрильи ВВС на сайте «Маркиа Шхаким».
  12. Исаак Мостов. Дерзкий Львёнок, часть 1, berkovich-zametki.com, 2016.
  13. Исаак Мостов. Дерзкий Львёнок, часть 2, berkovich-zametki.com, 2016.
  14. Исаак Мостов. Дерзкий Львёнок, часть 3, berkovich-zametki.com, 2016.
  15. Послевоенные истребители, Израиль, на сайте «Уголок неба».
  16. Современные истребители, Израиль, на сайте «Уголок неба».
  17. Эскадрильи ВВС Израиля, Википедия.
  18. Потери ВВС Израиля в Ливане, статья 2003 г.
Дата последнего обновления: 15.07.17.

kfir, Авиапроисшествия, ВВС - эскадрильи

Previous post Next post
Up