В состав Отделения ракет и космоса («Хативат Маарехот Тилим вэ-Халяль») «Израильской Авиационной Промышленности» (IAI, ТАА) входит завод ТАМАМ. Это сокращение, означающее «Промышленность точных приборов» («Таасийот Махширим Медуяким»). Завод расположен в
Йехуд (к востоку от Тель-Авива), здесь трудятся около 400 человек.
На заводе выпускаются системы электрооптики (ЭО; например, M-19HD, GTAS, MiniPOP, MicroPOP, POP300LR, MOSP, POPSTAR -
описание на сайте IAI), инерциальные навигационные системы (ИНС; NFSR, TMAPS, ADNAV, RNAV-IPON, TNL-16, TRL-16, TRF - описание на сайте IAI
для сухопутных и
авиационных систем), компоненты систем управления и контроля для спутников (Magnetometer, Magnetotorquer, Reaction Wheel -
описание на сайте IAI).
ТАМАМ был основан в 1964 г. Согласно публикациям во французской печати, базой для создания завода были французские технологии, переданные Израилю в рамках предстоящего развёртывания производства
ракет MD 620 («Иерихон-1» в Израиле). Т.е. это означает, что именно здесь выпускались и по-видимому до сих пору выпускаются ИНС для израильских БР. Как и вся израильская ракетно-ядерная программа, создание завода связывают с именем
Шимона Переса (1923-2016), в тот период - генерального директора МО (1952-1959 гг.) и заместителя министра обороны (1959-1965 гг.), решившего, что Израиль должен быть самостоятельным в вопросе навигационных систем.
Производство компонентов для спутников - мизерная область работы завода. Две основные области - это системы ЭО и навигационные системы. И если в области ЭО систем в Израиле существует немалая внутренняя конкуренция, их производят «Эль-Оп» (в составе «Эльбит»), «Рафаэль», «Контроп» (после покупки «Аэронаутикс» - дочернее предприятие «Рафаэль»), то в области ИНС завод ТАМАМ не имеет конкурентов.
Вопросами навигации занимается Директорат навигации завода («Минhелет hа-Нивут»). Выпускаются два вида систем - электронные компасы («Маарехот hацпана», т.е. North Finding Systems) и собственно навигационные системы («Маарехот Нивут»). Для их работы используются два типа датчиков, выпускаемые на ТАМАМ, - измерители ускорения («Мад Теуца») для измерения линейной скорости движения и гироскопы («Джайроскоп» или сокращённо «Джайро») для измерения угла поворота. Первые гироскопы завода были механическими («Джайро Механи»). В 80-е гг. были освоены волоконно-оптические гироскопы (
FOG - Fibre-optic gyroscope, «Джайроскоп Сив Опти»). В конце 90-х гг. началось производство лазерных гироскопов (
RLG - Ring Laser Gyroscope, «Джайроскоп Лейзер»).
Три гироскопа (по одному для каждой оси), со связанными с каждым измерителем ускорения, составляют
инерциальную измерительную систему (IMU - Inertial Measurement Unit). Данная система - основа
ИНС (INS - Inertial navigation system). Обычно к ней подключают и GPS, создавая спутниково-инерциальную навигационную систему (GPS Aided Navigation System, INS/GPS). Некоторые клиенты покупают у ТАМАМ только IMU, некоторые (в т.ч. и АОИ) - готовые INS/GPS.
Развитие ИНС происходит по пути повышения точности и миниатюризации без потери точности. Иногда это - взаимоисключающие процессы. Так, для высокой точности FOG важна большая длина волоконно-оптического кабеля. Чем она выше - тем точность измерения больше. Но соответственно, растут и размеры. Поэтому и были разработаны RLG. ТАМАМ - один из 4 заводов в мире, выпускающий RLG.
Как раз в прошедшем году МО вложило миллионы шекелей в создание линии изготовления покрытий для зеркал RLG. В каждой такой системе - 3 зеркала (по 1 на каждую ось). При изготовлении зеркала вначале делается маленький стеклянный диск заданного размера (и это было уже давно освоено на ТАМАМ), далее на него наносится покрытие. До сих пор ТАМАМ отправлял диски для покрытия за границу. Сейчас же МО приняло решение приобрести самостоятельность в этом вопросе и вложило средства в создании подобной технологической линии ТАМАМ.
Основа научного коллектива ТАМАМ в области навигации - 6 докторов наук. Именно под их руководством создаются новые системы и решаются проблемы в существующих. Кроме того, есть тесное сотрудничество с Технионом в Хайфе и Тель-Авивским университетом.
Важной частью работы ТАМАМ является интеграция своих навигационных систем с различными платформами - сухопутными, авиационными, морскими. Способность завода осуществлять подобные работы связаны с заказами АОИ и тем фактов, что далеко не всегда можно купить готовые ИНС на мировом рынке, даже в США. Или же, то что продают, попадает под ограничения регуляции международной торговли вооружением
ITAR (International Traffic in Arms Regulations), что требует, например, изначально указать, на какой платформе будет установлена система и для какого клиента. А подобное бьёт по конкурентоспособности израильской промышленности.
Самостоятельные способности создания, производства и интеграции различных навигационных систем (механических, FOG, RLG) позволяет создавать идеальные решения для любых платформ, будь то ракеты, ЛА, корабли, танки или САУ. Как с точки зрения ТТХ, так и габаритов и цены. Основное направление развития - избавление от GPS в ИНС для любых задач. Этой займёт ещё несколько лет, после чего на любые виды вооружений можно будет устанавливать ИНС, которые не будут подвержены влиянию систем подавления GPS.
Ссылки:
- IAI, статья Википедии.
- ТАМАМ, статья Википедии.
- ТАМАМ на сайте СИБАТ.
- ТАМАМ на сайте israeldefense.
- «Хотим навигационные системы без зависимости от GPS», israeldefense, 30.04.20.