На базе ВВС Тель-Ноф расположен военный авиаремонтный завод, ЙАА-22 («Йюд Алеф Алеф 22», «Йехидат hа-Ахзака hа-Авирит 22», дословно «Подразделение Авиационного Обслуживания»).
Об этом подразделении я уже писал. На прошлой неделе ЙАА-22 передал 113-й эскадрилье («hа-Циръа») первый вертолёт «Сараф» (AH-64D Apache Longbow), прошедший капитальный ремонт на заводе («hашбаха Мивнит»).
Два года назад ЙАА-22 получил первый «Сараф», налетавший количество лётных часов, требующий проведение капитального ремонта на авиаремонтном заводе («Дерег Далет»; т.е. такой уровень обслуживания, который не могут предоставить эскадрильи техобслуживания авиабаз). Проблема заключалась в том, что когда ВВС закупали «Сараф», соответствующая техническая литература по его обслуживанию на «Дерег Далет» отсутствовала. ЙАА-22 подготовил программу ремонта самостоятельно, на базе своего опыта работы с другими летательными аппаратами, в первую очередь с «Петэн» (AH-64A Apache), для которого соответствующая литература имелась. Тем не менее, разница между двумя моделями вертолёта была значительна, к тому же нагрузки на «Сараф» из-за его большего веса более существенны.
ЙАА-22 имеет в своём составе несколько областей деятельности («Тхум», во главе офицер в звании подполковник). Область планирования производства («Тхум ТАПИ», ТАПИ - «Тихнун Пикуах Йецур») занималась подготовкой плана модернизации, область самолётов («Тхум Матосим») собственно выполняла работы. Вертолёт был полностью разобран, каркас тщательно проверен. В процесс проверки был выявлен ряд деталей, поражённых ржавчиной. После проведения очистки от ржавчины (механическими и химическими методами) и проверки деталей, надо было выяснить, какие из них требуют замены.
Поскольку литература отсутствовала, в дело вступила Инженерная область («Тхум hандаса»). Инженеры данной области выполнили расчёты для каждой детали, с учётом её места в вертолёте, несомых нагрузок, вибраций и т.п. Часть деталей удалось восстановить, но часть потребовала замены. И вновь проблема: многих деталей небыло в запасе и небыло возможности купить их у производителя.
Решение предоставили Инженерная область и Область производства («Тхум Йецур»). Первая провела подготовку чертежей и рабочих процессов для производства каждой детали, вторая собственно занималась производством. Каждая выпущенная деталь подвергалась испытаниям и лишь затем устанавливалась на ЛА.
После завершения сборки, вертолёт был передан для лётных испытаний в
Центр испытательных полётов (МАНАТ - «Мерказ Нисуэй Тиса»). И, лишь после успешного завершения программы испытаний, вертолёт был возвращён в строевую эскадрилью.
ЙАА-22 уже получила для ремонта второй «Сараф». Можно предположить, что с учётом накопленного опыта ремонт второго пройдёт быстрее. В ближайшие годы подобный ремонт пройдут все вертолёты «Сараф».
Ссылки:
- Впервые: вертолёт «Сараф» прошёл структурную модернизацию в ЙАА-22, сайт ВВС, 19.01.20.