22.09.19 исполнилось 40 лет т.н.
«Инцидента Вела» (Vela incident), известного также как Южно-Атлантический проблеск (South Atlantic Flash). В связи с этой датой американский журнал Foreign Policy опубликовал большой аналитический материал, широко цитируемый израильской прессой.
Садат, Картер и Бегин в Вашингтоне, 1979 г.
Начну с предыстории.
05.08.63 в Москве был подписан
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, он же «Московский договор», а на английском - Partial Test Ban Treaty (PTBT). Инициаторами и первыми подписантами договора стали СССР, США и Великобритания, далее к нему присоединялись и другие страны.
На сегодняшний день договор подписали и ратифицировали 126 стран, в т.ч. Израиль (08.08.63), Индия (08.08.63), Пакистан (14.08.63) и ЮАР (10.10.63). Ещё 10 стран договор подписали, но не ратифицировали. Среди стран, договор не подписавших, - Франция, КНР и КНДР.
В 1959 г. США начали программу по мониторингу атомных испытаний, получившему название
«Проект Вела» (Project Vela). Проект включал несколько компонентов: Vela Uniform (отслеживание сейсмических сигналов для обнаружения подземных и подводных испытаний),
Vela Hotel (спутники обнаружение ядерных взрывов в атмосфере) и Vela Sierra (более современные спутники обнаружение ядерных взрывов в атмосфере и ближнем космосе). После подписания PTBT спутники Vela Hotel становятся основным инструментом для отслеживания его соблюдения.
Всего было построено 12 таких спутников, 6 по проекту Vela Hotel (масса 150 кг) и 6 по проекту Advanced Vela (масса 231-261 кг). Выводились они на орбиту попарно, соответственно названия были Vela 1A/Vela 1B и т.д. до Vela 6A/Vela 6B. Иногда используется и поточная нумерация, от Vela 1 и до Vela 12. Спутники размещались на орбите высотой примерно 118,000 км, над радиационным поясом Земли («радиационный пояс Ван Аллена», Van Allen radiation belt). Первая пара была выведена на орбиту 17.10.63, последняя - 08.04.70.
Расчётное время работы на орбите для спутников Vela Hotel было около полугода, однако в реальности они работали по 5 лет. Для Advanced Vela - около 1.5 лет, далее оно было увеличено до 7 лет, на практике последний спутник этой серии Vela 5A (Vela 9) был выключен в 1984 году, проработав почти 15 лет (запущен 23.05.69). На орбите этот спутник оставался ещё около 8 лет, до окончательного разрушения в 1992 г.
Спутник Vela 5B, о котором речь пойдёт ниже, являлся парным Vela 5A, т.е. также был запущен 23.05.69. Мощность солнечных батарей составляла 120 Ватт. Оборудование включало 12 внешних рентгеновских детекторов, 18 внутренних нейтронных детекторов и детекторов гамма-лучей, два кремниевых фотодиодных датчика «бангметра» (bhangmeter), которые имели возможность реагировать на субмиллисекундные вспышки света, характерные для ядерных взрывов, а также датчики обнаружения электромагнитного импульса, возникающего при ядерном взрыве в атмосфере. Сцинтилляционные рентгеновские счётчики (X-ray detector) состояли из двух кристаллов NaI(Tl) толщиной 1 мм с фотоумножителями (photomultiplier tubes). Входные отверстия детекторов были покрыты бериллиевым окном толщиной 0.13 мм. Коллиматоры, расположенные перед детекторами, ограничивали поле зрения приборов 6.1х6.1 градуса (ширина на полувысоте, FWHM - full width at half maximum). Эффективная площадь детекторов - около 26 кв. см. Детекторы сканировали окружность, проходящую через все небо каждые 60 сек, все небо покрывалось за 56 часов. Чувствительность к небесным источникам была строго ограничена высоким внутренним фоном детектора, эквивалентным примерно 80% сигнала от Крабовидной туманности, одного из самых ярких источников в небе на этих длинах волн. Рентгеновский детектор спутника Vela 5B работал более 10 лет.
Небольшое замечание о названии спутника. Vela 5B или Vela 10 известен также как как OPS 6911 (и отсюда совсем уж неправильное обозначение Vela 6911). OPS - поточная нумерация военных спутников разных типов ВВС США, нечто вроде
советской серии «Космос». В 1984 г.
была изменена на USA, так первый, USA-1, был запущен 13.06.84, а 19.01.19 был запущен уже USA-290.
И ещё одно замечание, что такое двойная вспышка. Двойная световая вспышка - уникальная особенность ядерного взрыва в атмосфере. Подобное не встречается в природе и её нельзя подделать искусственно (без ядерного взрыва). С началом взрыва происходит мгновенный разогрев до миллионов градусов и, как следствие, ионизация окружающего воздуха. Это и даёт свет с поверхности первичного огненного шара. Пик яркости - примерно через 200 микросекунд после взрыва. Общая продолжительность вспышки - несколько миллисекунд. За первой вспышкой на пару миллисекунд наступает затемнение, когда шар растёт, а температура его поверхности падает. Далее огненный шар становится прозрачным и, за счёт излучения света ионизированной массы изнутри, происходит вторая яркая вспышка. Её пик - к 100 миллисекундам после взрыва. Мощность излучения - десятки тераватт. Общая длительность - в несколько раз больше первой вспышки и зависит от мощности взрыва. При мощности 1-10 кТ время свечения - 1-2 секунды.
Возвращаюсь в Инциденту Вела.
Итак, 22.09.79, в предрассветные часы (00:53 UTC) спутник Vela 5B зафиксировал двойную вспышку, характерную для ядерного взрыва в атмосфере. Место - граница Атлантического и Индийского океанов, примерно на пол пути между южной оконечностью Африки и Антарктидой. Район между
островами Принса Эдуарда (Prince Edward Islands, два необитаемых вулканических острова в Индийском океане общей площадью 335 кв.км., в 1,769 км к юго-востоку от города Порт-Элизабет, принадлежат Южной Африке) и
островами Крозе (Crozet Islands, архипелаг из 6 практически необитаемых островов в Индийском океане общей площадью 352 кв.км., принадлежат Франции).
Данные со спутника были приняты на
базе ВВС США Patrick в штате Флорида. Поскольку у операторов уже был опыт приёма данных с реальных ядерных испытаний, посмотрев новую информацию им стало ясно, что речь идёт о ядерном взрыве. Несмотря на ночные часы, сразу был оповещён президент США
Джимми Картер (в должности 20.01.77-20.01.81), на следующее утро он собрал в Белом доме совещание по данному вопросу.
В случае, если речь действительно шла о ядерном испытании, первое подозрение падало на ЮАР, в то время работавшей над ядерной программой и географически наиболее близкой к месту взрыва. Однако, считалось, что тогда ЮАР всё ещё не имела достаточно делящихся материалов для создания ядерной бомбы, поэтому второе подозрение падало на Израиль, располагавшего (не официально, но согласно общепринятому мнению) ядерным оружием ещё с конца 60-х гг. и известного тесными военными связями с ЮАР.
22.09.79 Картер записал в своём дневнике (опубликован в 2010 г. в книге «Дневник Белого дома»): «Были признаки ядерных испытаний в южноафриканском регионе - или Южная Африка, или Израиль с использованием судна в море, или ничего». 27.02.80 - ещё одна запись: «У наших ученых растёт убеждение в том, что израильтяне действительно провели испытания ядерной бомбы в Индийском океане, недалеко от Южной Африки». В дальнейшем выдвигались версии и других стран, предположительно способных провести такие испытания в том районе: Франция, СССР, Индия и Пакистан. В любом случае, что ни одна страна не взяла на себя ответственность за предполагаемое ядерное испытание.
До установления исполнителей, необходимо было убедиться, что речь действительно шла о ядерных испытаниях. В район были посланы самолёты радиационной разведки США, но следов радиоактивных веществ обнаружено не было. Также не было соответствующих сейсмологических или гидроакустических данных. Тем не менее, первичный отчёт от октября 1979 г., составленный Советом национальной безопасности (СНБ) США (NSC - National Security Council) при поддержке Исследовательской лаборатории ВМС и КМП США (NRL - Naval Research Laboratory) заявил, что разведывательное сообщество предполагает, что событие было ядерным взрывом малой мощности. Далее был ещё один отчёт СНБ, где позиция имело ли место ядерное испытание была пересмотрена до «неокончательной». Но в случае проведения ядерного испытания ответственность должна быть возложена на ЮАР.
Фрэнк Пресс, научный советник президента Картера и председатель Бюро по научной и технологической политике (OSTP - Office of Science and Technology Policy), в октябре 1979 г. поручил независимой группе экспертов в области науки и техники (8 физиков и инженеров, в том числе лауреаты Нобелевской премии) оценить факты и определить вероятность того, было ли это событие было ядерным испытанием. Председателем научной группы был доктор Джек Руина (Jack Ruina), профессор Массачусетского технологического института (MIT - Massachusetts Institute of Technology). В прошлом Руина занимал должность директора Агентства перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA - Defense's Advanced Research Projects Agency). Группа изучила данные, повела заседания, и в мае 1980 г. опубликовала окончательный отчёт, согласно которому ядерного взрыва не было. В частности, отмечалось, что в обнаруженной оптической сигнатуре есть некоторые ключевые отличия от сигнатуры фактического ядерного взрыва, особенно в отношении интенсивности, измеренной двумя детекторами на спутнике.
Но если не ядерный взрыв, то что? Падение крупного метеорита способно вызвать на земле взрыв мощностью в несколько килотонн и более (мощность взрыва Тунгусского метеорита оценивается от 10-15 и до 40-50 мегатонн). Однако такой взрыв не должен дать двойной вспышки. Поэтому возможные версии - поломка в электронике самого спутника или попадание в него микрометеорита. Таким образом, с точки зрения администрации Картера вопрос был закрыт.
В дальнейшем появлялись новые публикации по вопросу. Несколько примеров:
- В 1991 г. известный американский журналист Сеймур Херш (Seymour ‘Sy’ Myron Hersh) опубликовал книгу «Опция Самсона: израильский ядерный арсенал и американская внешняя политика» (The Samson Option: Israel's Nuclear Arsenal and American Foreign Policy). В ней утверждалось, что речь шла о уже 3-х совместных ядерных испытаниях Израиля и ЮАР, для их проведения Израиль направил в ЮАР 2 военных корабля и группу военных и научных специалистов.
- Ядерный исследователь Ричард Роудс подтверждал публикацию Херша, добавляя, что, по его мнению, правительство США намеренно размыло этот факт, чтобы поддерживать хорошие отношения с правительством ЮАР.
- В 1992 г. в журнале «Бюллетень учёных-атомщиков» (Bulletin of the Atomic Scientists) исследователь-ядерщик Дэвид Олбрайт утверждал, что инцидент был совместным ядерным испытанием Израиля и ЮАР.
- Томас Рейд, министр ВВС США в тот период, опубликовал в 2009 г. книгу о разработках ядерного оружия в различных странах мира, заявив, что, по его мнению, инцидент был израильским испытанием нейтронной бомбы. По его мнению, Израиль принял меры предосторожности, чтобы предотвратить раскрытие испытаний: эксперимент проводился во время тайфуна, было выбрано «временное окно», где, согласно официальным данным, над Индийским океаном не должно быть действующих спутников. Но Vela 5B был устаревшим и поэтому был определен правительством США как «неактивный», но на практике он всё же был в состоянии получить данные, как и произошло.
- В августе 2018 г. в журнале Science and Global Security опубликовано исследование Кристофера Райта из Австралийской академии обороны и Ларса Эрика де Гира, в прошлом члена Шведского агентства по оборонным исследованиям. Райт и де Гир утверждали, что в октябре и ноябре 1979 г., в Австралии был обнаружен радиоактивный изотоп йода, йод-131. Образцы щитовидной железы овец были отправлены на тестирование в США, но результаты так и не были обнародованы.
Таким образом, на середину 2019 г. большинство экспертов полагало, что инцидент был ядерным испытанием мощностью 2-3 килотонны в атмосфере, проведённое Израилем.
К 40-й годовщине события, Foreign Policy провело конференцию группы высокопоставленных чиновников времён администрации Картера, учёных и специалистов в области нераспространения ядерного оружия для анализа документов и данных, рассекреченных за прошедший период. Они пришли к выводу, что речь шла о израильском испытании водородной бомбы, а администрация Картера, который в то время пытался переизбраться на должность президента США (выборы прошли 04.11.80, Картер проиграл Рейгану), пыталась обелить и замести под ковёр то, что сейчас явно является ядерным экспериментом.
Замечу, что международная обстановка в то время не благоприятствовала Картеру. В Иране произошла Исламская революция, страна была объявлена Исламской республикой (01.04.79). Далее было захвачено посольство США в Иране, 66 американцев были взяты в заложники (04.11.79). СССР ввёл войска в Афганистан (25.12.79). Советско-американские отношения резко ухудшились (следствием этого, среди прочего, стал бойкот США летних Олимпийских игр 1980 г. в Москве). Были и положительные моменты, в первую очередь налаживание отношений с КНР после её официального признания США (01.01.79). Второй важный момент - мирный процесс между Израилем и Египтом, завершившийся подписанием в Вашингтоне Бегином и Садатом Египетско-израильского мирного договора (26.03.79). На фоне всего этого администрация Картера не хотела портить отношения с Израилем и, как следствие, терять поддержку в американской еврейской общине (традиционно на 70% голосующей за демократов).
Но всё это - лишь теоретические рассуждения. Нет прямых доказательств связи Израиля с произошедшим. Сам журнал Foreign Policy признаёт это, добавляя, что ни один израильский официальный представитель никогда не подтверждал факт проведения Израилем какого-либо ядерного испытания. Так какие новые факты приводит Foreign Policy? Согласно сайту ynet, речь идёт о 4 пунктах:
- Ядерная программа Израиля. Во время войны Судного дня 1973 г. израильские лидеры и их советники по ядерным вопросам пришли к выводу, что ядерное оружие Израиля не соответствует ситуации в области безопасности, в которой находится Израиль. Поэтому Комитет по атомной энергии решил провести комплексное исследование, чтобы завершить проектирование двухступенчатой термоядерной бомбы. После выборов декабря 1973 г. у власти в Израиле остаётся Партия труда, но её руководство вскоре меняется: вместо Голды Меир премьер-министром становится Ицхак Рабин (период 03.06.74 - 20.04.77), а Шимон Перес, один из основателей израильской атомной программы в начале 1950-х гг. (как генеральный директор министерства обороны, а затем и заместитель министра обороны), сменил Моше Даяна в должности министра обороны (тот же период) и полностью поддержал данные проект. Для разработки двухступенчатой бомбы потребовались испытания.
- Увольнение высокопоставленного чиновника. Шальхевет Фрайер, глава Комитета по атомной энергии с 1971 г., был уволен в 1976 г. и заменён Узи Эламом. Согласно утверждениям, это связано с тем, что Фрайер возражал против проведения ядерного испытания. Фрайер (1920-1994) никогда не описывал причины своего увольнения подробно, но как-то сказал, что его уволили не из-за «личных обстоятельств», а из-за некоего политического события, в ходе которого он противостоял мнению своих начальников, и в первую очередь Переса. Фрайер также намекал, что Ицхак Рабин согласился с ним, но в конце-концов разрешил Пересу его уволить.
- Утечка из Израиля. Первоначальное сообщение об Инциденте Вела был опубликован на CBS 21.02.80 тогдашним корреспондентом сети в Тель-Авиве Даном Равивом. Американская сеть сообщила, что по первичным оценкам это были ядерные испытания. Равив передал отчёт из Рима, чтобы избежать израильской цензуры. В результате он потерял своё удостоверение журналиста по прямому указанию министра обороны Эзера Вейцмана. Спустя десятилетия Равив сказал, что историю ему подтвердил высокопоставленный израильский политический источник, депутат Кнессета (1977-1988) от партии Труда Элияху Шпайзер, близкий соратник Переса в тот период (позже Шпайзер стал ярым противником Переса). Замечу, что Шпайзер умер в 2009 г.
- Связь с MIT. Вышеупомянутый Джек Руина якобы получил информацию из личного канала о израильской связи с произошедшим. Руина сказал кому-то в телефонном разговоре, что «информация важная, но неуместная для обсуждения по телефону». В книге Сеймура Херша утверждается, что источником был израильский учёный-ракетчик, доктор Анзельм Ярон, один из основателей «Рафаэль», в то время находившийся в MIT. Замечу, имя Анзельм Ярон известно, в 1960 г. он был одним из получателей Премии безопасности Израиля за создание ракеты «Луз». Скончался в 2003 г.
Как видим, всё это также крайне косвенные доказательства. Многие американские документы того периода всё ещё секретные, в т.ч. 300-страничный отчёт NRL за июнь 1980 г., содержащий данные гидроакустического анализа. Foreign Policy утверждает, что суть отчёта можно понять на основании письма директора NRL Алана Бермана в Белый дом в попытки привлечь внимание к его отчёту. Берман уверял, что датчики ВМС действительно уловили сигналы ядерного взрыва и с учетом скорости звука в океане, он поступил практически одновременно со вспышкой, которую зафиксировал спутник. Известно, что группа Джека Руина видела отчёт NRL и не посчитала его доказательства убедительными.
В общем, если подытожить всё сказанное, Foreign Policy не представило каких-либо новых убедительных доказательств. Тем не менее, это не мешает многим утверждать, что Инцидент Вела более не является загадкой. Например Авнер Коэн, историк и исследователь израильской ядерной программы, автор книги «Израиль и бомба» (Israel and the Bomb, 1998 г., переведена на иврит в 2000 г.), заявил: «Сейчас, по прошествии 40 лет, существует научный и исторический консенсус, что речь шла о ядерном испытании и именно Израиль должен был стоять за ним».
Ссылки:
- Радиоактивные овцы и израильские ядерные испытания, ynet, 14.08.18.
- Свидетельства показывают: Израиль провёл ядерные испытания в 1979 г., ynet, 22.09.19.
- «Администрация скрыла израильские ядерные испытания», israelhayom, 22.09.19.
- Сообщение: Израиль провёл ядерные испытания в 1979 г., но администрация Картера предпочла скрыть правду, haaretz, 22.09.19.
- Свидетельства усиливают оценку: Израиль провёл ядерные испытания в 1979 г., mako, 22.09.19.
- 40 лет таинственному взрыву в океане: Израиль провёл ядерные испытания, walla, 22.09.19.
- Израиль провёл ядерные испытания в 1979 г., 7-й канал, 22.09.19.
- Израиль обвинили в проведении ядерного испытания, mignews, 22.09.19.
- США скрыли ядерные испытания Израиля. Обзор арабских СМИ. Newsru, 23.09.19.