В феврале 2019 г. произошёл
очередной всплеск индо-пакистанского конфликта. О теракте 14.02.19 и бомбардировках Индией баз террористов 26.02.19
я уже писал в отдельной статье. А на следующий день, 27.02.17, произошёл крупный воздушный бой, в ходе которого пакистанский истребитель JF-17 сбил индийский МиГ-21УПГ «Копьё» (МиГ-21-93), лётчик Абхинандан
(
Read more... )
по последнему случаю:
28 декабря 1948 Piper Cub № 0404 Сбит Спитфайром REAF Зви Зивел и Ицхак Замир - погибли
даю наводку:
Shlomo Aloni. Israeli Air Force operation in the 1948 War. Israeli Winter offensive operation Horev 22 December 1948 - 7 January 1949. Издательство Helion. Страница 27 , цитируется отчет IAF:
"Four enemy Spits have been active in the Auja - Bir Asluj area. They gave chase to two Piper Cub on a recce, following them to the landing strip at Auja. One Piper landed safely and the other pranged and nose-dived. The Spits then strafed troops and armor in the area".
То есть четыре вражеских Спита увязались за парой Piper Cub, преследуя их до посадочной полосы, один удачно сел, а второй разрушился и воткнулся носом в землю. Слова "сбит" как обычно нету - значит в статистике арабских воздушных побед его не учитываем. Его просто преследовали четыре истребителя и он просто взял и "разрушился". Вот такое удивительное совпадение.
И все остальные потери в моем списке такие же - Боб Викман "пропал без вести". Блох "наверное прострелил себе винт", Аргуса "наверное сбили зенитчики" - в результате "1 (возможная) потеря в воздушном бою на 18 побед". В общем есть ложь, есть большая ложь и есть статистика и к израильским ВВС это тоже относится. И это еще никто глобально не проверил израильские заявки по 67-73 годам...
Reply
Кстати последний случай я проверил, чётко написано что он был сбит, только огнём "Маки", а не "Спита". Первое имя - не "Зви", а "Цви":
https://www.sky-high.co.il/134771/%d7%94%d7%a4%d7%9c%d7%aa-%d7%a4%d7%99%d7%99%d7%a4%d7%a8-0404
Reply
Интересно, если четко написано, что сбит - то почему опять эти 1 к 18 кочуют.
Reply
http://www.iaf.org.il/43-he/IAF.aspx
На сайте ВВС нет описания этого случая, хотя по операции "Хорев" статья есть и там даже есть этот день, по другому поводу:
http://www.iaf.org.il/3206-7627-he/IAF.aspx
Ссылка выше - на сайт "Маркия Шхаким", но они не дают объясений о источниках в каждой отдельной статье. Написал заметку Авиноам Мисников, вот его Фейсбук.
Reply
А их нереально проверить с более-менее приемлемой точностью, т.к. с противоположной стороны зачастую есть только обрывки информации.
По 67 и 69-70 годам я пробовал проверять, получилось, что если арабский источник признавал факт боя, то подтверждалось 70-90% заявок. При этом арабские данные вообще часто противоречат друг другу. Например, 14 апреля 69-го был бой четвёрки МиГ-21 46-й бригады с Мансуры и пары Миражей. Египтяне заявили один сбитый Мираж при одном своем повреждённом МиГе (по книгам Купера), израильтяне - два (потом сократили до одного) сбитых МиГ-21 при одном тяжело повреждённом Мираже. Вроде бы всё просто, потерь нет, все ошиблись, воздушный бой скоротечен, итд итп.
Через 40 лет один из египетских участников боя (который подбил "Мираж") рассказал, что сначала все были уверены, что он сбил свой самолёт. То есть потеря всё-же была.
При этом ВВС, скорее всего, манипулировали статистикой - но не общими потерями, а разбиением по их причинам, завышая число потерь от действий ПВО. Например, одного бывшего главкома ВВС вместе с ведомым сбили в 69-м все те же египтяне из 46-й бригады. Официальная причина потери - огонь ПВО. Цифры в 5 сбитых в В\Б в Йом-Киппур, скорее всего, завышены. Там только у одной 201-й было 3 потерянных в воздушных боях "Фантома" (по книге "От имени Небес" Авирама Баркаи).
Были ещё моменты с "привязкой" потери к той или иной операции. Про потерю "Кфира" (б\н 877, разбился при посадке 13 июня 82-го на Рамат-Давиде) иногда пишут, что её "скрывают" - при этом, фактически он был повреждён над Сирией, к операции в Ливане отношения не имел.
ВВС Израиля образца 48-49 годов и 60-х-80-х - это две совершенно разные организации, с разной культурой, тактиками, с разным опытом. Сравнивать их достаточно бессмысленно.
Reply
https://web.archive.org/web/20140701230321/http://waronline.org/IDF/Articles/lebanon-losses.htm
13 июня 1982 г. - в ходе фоторазведывательного вылета в Ливане пары самолётов «Кфир» звено было обстреляно несколькими ЗУР комплекса С-75 (SA-2) Сирии. Одна из ракет взорвалась за задним самолётом звена и началась утечка топлива из крыла самолёта. Лётчик повреждённого самолёта пошёл на вынужденную посадку на базе ВВС Рамат-Давид. При заходе на посадку самолёт потерял управление и лётчик катапультировался (сайт ВВС Израиля, История, дневник событий («Йоман ируим»), 13.06.82).
https://www.sky-high.co.il/134771/%D7%94%D7%A4%D7%9C%D7%AA-%D7%9B%D7%A4%D7%99%D7%A8-877
А тут утверждают, что это был зенитно-артиллерийский огонь, остальные детали совпадают.
Самолёт не был разведчиком, а сопровождал разведчик. Принадлежал к 101-й эскадрилье. Полёт был над Ливаном или вдоль границы Сирии и Ливана, так что эта потеря относится к потерям в ливанской войне, 1 из 5 самолётов, потерянных в 1982-2000 гг.
Reply
Конкретно про тот Кфир - я когда-то расспрашивал одного лётчика про их потери в Ливане, и спросил его про этот эпизод. Он мне тогда ответил, что к событиям в Ливане эта потеря отношения не имеет, и целью вылета были прибрежные объекты в Сирии. Другие подробности (замыкающий самолёт в группе сопровождения, повреждён ракетой ЗРК SA-2, дотянул до Рамат-Давид, разбился при посадке) совпадают. Плюс рассказывал он об этом эпизоде очень подробно - что была возможность сесть в Хайфе, итд итп.
Возможно, имело место нежелание афишировать факт полёта над Сирией. Возможно, человека просто подводит память. Все бывает.
Reply
В 2000 г., после вывода войск из Ливана, журнал ВВС опубликовал статистику потерь в 1982-2000 гг. Там были неточности по вертолётам, не было данных по БПЛА, но число боевых самолётов было названо как пять. Я же знал о 4 примерах (А-4, 2 Фантома и 1 Кфир). Этот Максим был офицером-атудаи где-то в Кирие и начал копать, его стараниями этот случай был описан и добавлен к дневнику событий на сайте ВВС (к сожалению потом после очередного апгрейда сайта они потеряли старый дневник и кучу других данных; то что сейчас на сайте - жалкое подобие того, что было там в начале 2000-х).
В любом случае, описание на сайте ВВС, которое я и перевёл, является официальной версией и привязано к Ливану.
Reply
Reply
Reply
Этот случай описан подробно, в частности:
https://www.sky-high.co.il/134771/3-6-38-%d7%94%d7%a4%d7%9c%d7%aa-2-%d7%9e%d7%98%d7%95%d7%a1%d7%99-%d7%93%d7%a7%d7%95%d7%98%d7%94-%d7%9e%d7%a6%d7%a8%d7%99%d7%99%d7%9d
http://www.iaf.org.il/2540-30004-he/Iaf2010.aspx
1) 1-я Дакота сбита в районе Яффо. Лётчик пытался посадить самолёт в песках Бат-Яма (к югу от Яффо), при посадке самолёт перевернулся. Несколько членов экипажа выжили и были взяты в плен.
2) 2-я Дакота сбита в районе Нес-Ционы (юго-восточнее Тель-Авива и Яффо). Самолёт разбился в районе Реховота в районе русла ручья (Нахаль) Лахиш.
Reply
Проблема именно в том, что НИКАКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ НЕТ. Я просматривал Israel Gov Photo collection фото за 1948 день за днем (сохранилась ссылка - http://147.237.72.31/topsrch/defaulte.htm но уже выдает ошибку), С-47 большой самолет - его обломки трудно не заметить, а не использовать в новостных выпусках газет или пропаганде успехов своих ВВС - это просто преступление.
Ну и вообще я в этой теме давно - ни одной фото упавших С-47 никогда ни публиковалось.
Минимум 8 человек из элиты ВВС Египта (и одновременно - элиты тогдашнего общество) должно было погибнуть, пропасть без вести или попасть в плен - и никто из сослуживцев об этом не знал? David Nicolle общался с ними, многие дослужились до высоких званий и такая катастрофа по масштабам 1948 года осталась не упомянутой?
На самом деле все просто - ничего не взрывалось в воздухе над Тель-Авивом, не падало в пески Бат-Яма и в русло ручья Лахиш. На следующий день, 4 июня, египетское радио сообщило: "Самолет, который вчера не вернулся на базу после выполнения задания имел проблему с двигателем, но пилот успешно посадил его на нашей стороне линии фронта, все летчики выжили".
Видим, что в предыдущий день сообщение о не вернувшимся самолете было - не врали. Конечно, египетское радио скромно умолчало, от чего это у С-47 возникла проблема с двигателем. Николле пишет, что поврежденный самолет (очевидно - после ремонта) был перегнан в Египет. David Nicolle. Fury over Palestine. Egypt and the Palestine War, 1948-1949. Part 1. Air Enthusiast, march-april 2007, N128
Сомнений в этом нет - если бы С-47 разложился при вынужденной посадке "всмятку" - вывести его было бы невозможно и его бы нашли израильтяне уже в конце 1948-49. Но так как ничего не нашли - значит и вправду улетел своим ходом.
Что имеем в сухом остатке - Моди Алон действительно атаковал пару С-47 эскортируемую двумя Спитфайрами и тяжело повредил один Дакота-бомбер. Возможно, тот даже дымил. Но вот уничтожить его он не смог - его заявка на два сбитых самолета ничем не подтверждена, наоборот, опровергнута противником и, рассматривая вопрос объективно - гораздо более достоверны именно египетские данные.
Я ни разу не собираюсь сомневаться в храбрости пилота и его умениях, он тяжело повредил вражеский Дакота-бомбер и надолго отвадил их от налетов на свою столицу, поднял боевой дух населения и т.д. Но объективно - он НЕ СБИЛ ни одного из них, эти воздушные победы не соответствуют действительности и, разумеется, списки побед ВВС Израиля далеко не истина в последней инстанции, особенно для объективного исследователя.
Reply
Reply
Leave a comment