Израиль поставит Индии ещё 2 самолёта ДРЛОиУ «Фалкон»?

Feb 07, 2019 18:37


В конце января 2019 г. появились сообщения, что израильское и индийское руководства ведут интенсивные переговоры о возможности нового визита Индию премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в связи с заключением новой крупной оборонной сделки. Данный вопрос поднимал в ходе недавнего (середина января) визита в Индию глава Штаба национальной безопасности (МАЛЯЛь) Меир Бен-Шабат, затем его обсуждали по телефону непосредственно Нетаниягу и индийский премьер-министр Нарендра Моди. Напомню, что в июле 2017 г. Моди стал первым индийским лидером, посетившим Израиль. Вслед за этим, в январе 2018 г. Нетаниягу посетил Индию.




Вскоре появились и уточнения: Нетаниягу прибудет в Нью-Дели на сутки, 11-12.02.19, и встретится с Моди. Правда, в начале февраля было опубликовано, что визит может не состояться (а это означает, что стороны пока не договорились и сделка к подписанию не готова), но официальной информации об отмене визита до сих пор нет.

Итак, о какой «крупной оборонной сделке» идёт речь? 31.01.19 сайт Times of India сообщил, что речь идёт о покупке 2 самолётов ДРЛОиУ «Фалкон» (Phalcon). Оборонный комитет правительства Индии утвердил решение о закупке 2 новых «Фалкон» ещё в ноябре 2016 г., однако тогда сделка была заблокирована министерством финансов из-за её высокой стоимости - 1 (или даже 1.2) млрд долларов. Сейчас говорится о меньшей сумме - 800 млн долларов. Правительство Индии якобы близко к утверждению этой сделки.

Израиль экспортирует самолёты ДРЛОиУ с конца 80-х гг. При этом сам самолёт покупается за границей, на него устанавливается РЛС и другое оборудование. До сих пор компания ЭЛьТА (ELTA, «Электроника, Таасия Авирит») из состава IAI («Израильская Авиационная Промышленность», ТАА - «Таасия Авирит») создала 3 РЛС семейства Phalcon для этих целей: EL/M-2075, EL/W-2085 и EL/W-2090 (код EL/M- стандартен для всех РЛС ЭЛьТА, код EL/W- относительно новый, специально для РЛС самолётов ДРЛОиУ ).

За прошедшие годы, самолёты ДРЛОиУ с радарами ЭЛьТА были поставлены:
  • Чили - 1 самолёт Condor - EL/M-2075 на базе Boeing-707 (он же Phalcon-707-385C AEW&C). Контракт на 150 млн долларов был заключён в 1989 г., поставка самолёта состоялась в 1995 г. План на покупку ещё 1 был отменён.
  • Индия - 3 самолёта А-50ЭИ (на базе Ил-76) с РЛС EL/W-2090. Контракт на 1.1 млрд долларов был заключён в 2004 г., выполнен в 2009-2011 г. Собственно самолёты были заказаны через Россию в Узбекистане в 2003 г. (ещё 0.5 млрд долларов), поставка всех 3 выполнена до 2010 г. Установка оборудования проходила в Израиле. Первый самолёт прибыл в Индию 25.05.09.
  • Израиль - 2 самолёта Gulfstream G-550 с РЛС EL/W-2085 («Нахшон Эйтам» или просто «Эйтам») - прибыли в Израиль в сентябре 2006 г., на вооружение (после установки РЛС и всех испытаний) поступили в 2008 г.
  • Сингапур - 4 самолёта Gulfstream G-550 с РЛС EL/W-2085 - заказаны в 2007 г., поставлены в 2009-2011 гг.
  • Италия - 2 самолёта Gulfstream G-550 с РЛС EL/W-2085 - заказаны в 2012 г., поставлены в 2016-2018 гг.
  • Примечание 1: 30.07.18 авиация ВМС США получила Gulfstream G550 TRSA (Telemetry Range Support Aircraft). Он имеет точно такие же изменения корпуса, как и «Эйтам», но это не самолёт ДРЛОиУ и он не несёт РЛС EL/W-2085. В обтекателях расположено оборудование приёма телеметрии в ходе испытаний.
  • Примечание 2: 29.01.18 israeldefense со ссылкой на публикацию в intelligenceonline от 17.01.18 сообщил, что Марокко намеревается купить 4 G-550 с израильскими РЛС. Договор якобы заключён через США, а финансируют его Саудовская Аравия и ОАЭ. За прошедший год подтверждений этому сообщению небыло.

Ещё ряд тендеров IAI проиграла самолёту Boeing 737 AEW&C (E-7A Wedgetail в Австралии), в т.ч. для ВВС Турции (4), Австралии (6) и Южной Кореи (4).

Наиболее известный случай, связанный с экспортом «Фалкон», - провал поставки EL/W-2090 в Китай (в конфигурации, аналогичной поставленной Индии). Переговоры начались в 1994 г., контракт был подписан в июле 1996 г. Речь шла о 4 самолётах с опцией на ещё 4. В марте 1997 г. в контракт была вовлечена Россия (как поставщик самолётов). В октябре 1999 г. первый Ил-76 прибыл в Израиль. Тогда же началось давление США на Израиль, включая прямую угрозу прекратить военную помощь в апреле 2000 г. 12.07.00 премьер-министр Израиля Эхуд Барак объявил об отмене сделки. В марте 2002 г. Израиль заплатил 350-млн компенсацию КНР, включая возврат 160 млн долларов, выплаченных КНР в качестве задатка. КНР создала собственный аналог KJ-2000 (поступил на вооружение в 2004 г., к 2008 г. построено 5 таких самолётов), а в 2013 г. - ещё более совершенный KJ-3000.

Возвращаюсь к Индии. Кроме 3 израильских EL/W-2090, Индия имеет 2 небольших самолёта ДРЛОиУ собственной разработки на базе бразильского EMB-145. Самолёты поставлены в 2012 г. В 2015 г. было заказано ещё 6 (с планами на ещё 20). Идут работы над крупными самолётами ДРЛОиУ на базе Airbus A330, в марте 2015 г. шла речь о 2 таких самолётах, в феврале 2017 г. - о 6.

Однако пока, Индия намеревается приобрести ещё «Фалконы», аналогичные уже поставленным. Как уже сказано выше, речь об этом шла ещё в 2016 г. (причём некоторые источники говорили не о 2, а о 4 самолётах). По-видимому возврат к этому вопросу связан с задержками по системе собственной разработки с одной стороны и оснащением ВВС КНР и Пакистана такими системами - с другой (так, Пакистан имеет 8 самолётов ДРЛОиУ: 4 шведских на базе Saab 2000 с РЛС Erieye и 4 китайских на базе Y-8).

Кстати, Ташкентский авиазавод (Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова) прекратило своё существование в 2012 г. Производство Ил-76 (велось с 1973 г., построено более 950 машин, включая А-50 и Ил-78) перенесено на Ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП» (модель Ил-76МД-90А, первый передан заказчику 21.11.14). Однако для Индии предназначены два последних Ил-76ТД (94-05 и 94-09), которые перевезли из Ташкента в Таганрог наземным и водным путём в 2014-2015 гг. Подробнее на bmpd.

В последние дни появились сообщения и о ряде других сделок Индии с израильскими фирмами, в первую очередь с IAI:
  • 29.01.19 - сообщение, что ВВС Индии рассматривают возможность покупки 15 барражирующих боеприпасов (одноразовых БПЛА, дронов-камикадзе) Harop для усиления своих возможностей ведения беспилотной войны и подавления РЛС противника. Требование индийских ВВС будет рассматриваться комитетом по закупкам МО Индии в течение ближайшей недели. Индия уже имеет на вооружении Harop. По данным SIPRI партия из примерно 50 штук была закуплена в 2009 г. за 100 млн долларов, поставки осуществлялись в 2013-2014 гг. По другим источникам, Индия получила 100 Harop.
  • 30.01.19 - IAI объявила о заключении на этой неделе соглашения на сумму 93 млн долларов на поставку Индии дополнительной партии систем «Барак-8» (MRSAM). Контракт на систему ПВО были заключены с ВМС Индии и верфью CSL (Cochin Shipyard Limited).
  • Индийские СМИ сообщают о переговорах между Индией и Израилем о модернизации всего парка БПЛА индийских ВВС, как с точки зрения ударных, так и разведывательных возможностей. В разные годы Индия закупала у Израиля Searcher-1, Searcher-2, Heron, в 2016 г. был заключён контракт на 10 Heron-TP-XP.
  • IAI близка к подписанию сделки на поставку Индии 66 РЛС управления огнём общей стоимостью 644 млн долларов с передачей технологий их производства Индии.
  • Концерн «Эльбит» борется с французской Nexter Systems за поставку в Индию 400 155-мм артиллерийских систем и производство ещё 1,180 таких систем в Индии. Стоимость этой сделки оценивается в 1.78 млрд долларов.
  • Возможно возобновление отменённой в конце 2017 г. сделки с «Рафаэль» на поставку 8,356 ПТУР «Спайк», 321 ПУ и 15 симуляторов.

P.S. Поездка Нетаниягу в Индию 11-12.02.19 так и не состоялась. Однако, 24.02.19 было опубликовано, что МО Индии сообщило IAI о своём решении купить примерно 50 БПЛА Heron-1 на сумму 500 млн долларов. Треть этой суммы должна быть потрачена в Индии. Ранее Индии было поставлено 50 таких БПЛА, состоят на вооружении ВВС и ВМС страны. 4 из них разбились, в том числе 1 - на территории Китая.

Ссылки:
  1. БД SIPRI.
  2. Indian Air Force, статья Википедии.
  3. List of active Indian military aircraft, статья Википедии.
  4. Airborne early warning and control, статья Википедии.
  5. List of airborne early warning aircraft, статья Википедии.
  6. Меир Бен-Шабат вернулся из Индии, mignews, 17.01.19.
  7. Глава СНБ Израиля пролетел над Саудией, mignews,  18.01.19.
  8. Иерусалим и Нью-Дели ведут переговоры о крупной оборонной сделке и визите Нетаниягу, newsru, 29.01.19.
  9. Индия хочет купить у Израиля 15 дронов-камикадзе Harop для ликвидации радарных станций, newsru, 29.01.19.
  10. Биньямин Нетаниягу посетит Индию 11 февраля, newsru, 30.01.19.
  11. Нетаниягу в феврале посетит Индию, mignews, 30.01.19.
  12. Дипломатический рывок Нетаниягу: 5 стран и 4 саммита за два месяца, newsru, 31.01.19.
  13. IAI подписала дополнительные контракты с Индией на 93 млн долларов на поставку систем для ЗРК «Барак-8», israeldefense, 31.01.19.
  14. IAI заключает соглашение с ВМС Индии и верфи Cochin на новые «Барак-8», mignews, 31.01.19.
  15. India to buy 2 more AWACS worth Rs 5.7k crore from Israel, timesofindia, 31.01.19.
  16. Сообщение: IAI продала ещё Harop Индии. Есть и переговоры по новым самолётам ДРЛО, israeldefense, 31.01.19.
  17. Times of India: Индия близка к покупке у Израиля двух новых «Фальконов» за $800 млн, newsru, 31.01.19.
  18. Индия купит у Израиля еще два AWACS за $800 млн, mignews, 31.01.19.
  19. Индийские СМИ: визит Биньямина Нетаниягу в Индию под угрозой срыва, newsru, 04.02.19.
  20. Огромная сделка: IAI продаст Индии 50 БПЛА за 0.5 млрд долларов, ynet, 24.02.19.
  21. Израиль поставит Индии 50 БПЛА Heron на 500 млн долларов, newsru, 25.02.19.

Дата последнего обновления: 26.02.19.

Экспорт, РЛС, g-550, Индия

Previous post Next post
Up