Модели «Меркава» - разговор с танкистом

Jan 09, 2025 18:34


В апреле 2023 г. я опубликовал статью «’Меркава’ - модели, модификации и машины на базе», а в окрябре 2024 г. получил на неё интересный комментарий от Андрея Маркина. С Андреем я лично не знаком, весь разговор шёл здесь, в ЖЖ. Однако то, что он пишет, выглядит убедительным и очень интересным.



«Меркава-1» (конфигурация выпуска 1979 г.).



«Меркава-1 Бет» (окончательная конфигурация, 2007 г.).


Андрей - бывший танкист роты «Хет» 77-го батальона «Оз» 7-й танковой бригады, период срочной службы - 2000-2002 гг. (2 года вместо 3 из-за репатриации в Израиль в возрасте старше 20 лет), далее ещё год сверхсрочной (9 месяцев в 77-м батальоне и 3 месяца в 75-м батальоне «Ромах» той же бригады) как техник БАКАШ («Бакарат Эш», т.е. «Управление огнём» - обслуживание прицелов, компьютеров, лазеров и GPS танков). Переход на техническую должность был связан с желанием остаться на сверхсрочную, в тот период простых бойцов (т.н. «Кева Лохем») на сверхсрочную не оставляли. Хотел продолжить ещё пару лет, но попал под очередную волну сокращений СВ, когда из АОИ массово увольняли молодых контрактников. Т.е. это был 2003 г. - НГШ Моше (Боги) Яалон. Кстати, первым командиром роты «Хет» Андрея в 77-м батальоне был Хишам Ибрагим (Ишам Ибраим), о котором я писал в статье «Лучший час танкиста».

По базовой подготовке Андрей был водителем танка. Однако в тот период, сразу после выхода АОИ из Ливана (24.05.00), существовала высокая вероятность возврата АОИ в Ливан. И многие танкисты, в т.ч. и Андрей, проходили курсы освоения всех специальностей, т.е. для него - наводчика и заряжающего, так сказать полная боевая подготовка танкиста. Кстати, такое всегда проходят и курсанты курса командиров танка (МАТАК - «Мефакед Танк»), но Андрей этот курс не проходил.

Далее в резерве Андрей стал пехотинцем в 26-й бригаде (сначала в 7151-м батальоне, потом в 7153-м), даже сделал курс точных стрелков («Калаим»; точнее это была целая серия курсов - базовый, продвинутый, оперативный). Пехота входила в состав «Йехидат Сиюр БАТАШ», куда входили такие как Андрей после спецкурсов и те, кто не мог быть танкистом по состоянию здоровья. Потом их переименовали в «ПАЛьСАР Хилуц Каркаи», с новой техникой и оружием, при этом они оставались приписаны к своим танковым батальонам, типа упрощённый «ПАЛьСАР Ширьон» (так называли разведроты брт бригад, но то, что описывает Андрей - на уровне батальона). Позже Андрея перевели в разведроту нового полка тылового обеспечения (АЛОГ - «Эгед Логисти Угдати», на сленге - «Алудж») одной из дивизий. Официально закончил службу в резерве в 2019 г., но далее постоянно продлевал её как доброволец, после начала войны (07.10.23) был возвращён в активный резерв в 162-ю дивизию. Служба в резерве до войны - в основном оперативная работа (БАТАШ) на границах и в ЙОШ. Соответственно учений с танками было мало.

В рамках службы техником БАКАШ в 2002-2003 гг. Андрей постоянно имел дело с каталогами техописаний по вопросам БАКАШ и видел, как в них обозначают разные модели «Меркава», включая те, с которыми он реально не имел дела (а 7-я бригада в тот период была вооружена «Меркава-2 Бет», более точно указано ниже) и даже те, которых уже не было на вооружении (модернизированы до более совершенных вариантов).

Итак, Андрей приводит следующий список. Я привожу его так, как есть (выделен курсивом), я лишь добавил кавычки и пробелы, исправил кое-какие грамматические и синтаксические ошибки. Несколько моих комментариев по тексту я пометил инициалами О.Г. Также добавлено несколько линков на упомянутые боеприпасы.

По поводу модификаций, без опытных образцов танка «Меркава», внесу свою лепту.
  • «Меркава-1», первые серийные.
  • «Меркава-1 Алеф», стали ставить корзину имущества в корме башни и частичная замена полуавтоматической трансмиссии на автомат, а также новый дизель на 908 л.с., отсюда заметно изменения, спереди по бокам заварены отверстия для выхлопа старого дизеля.
  • «Меркава-1 Бет», улучшена СУО и убран ИК прожектор за люком заряжающего, вместо него бункер для хранения 60 мм мин, а также корзины имущества в корме танка, где аккумуляторы и ФВУ (АБАХ). Причём проходили модернизацию не все танки сразу. Также были отдельные танки с теми или иными системами, в качестве проверки эффективности.
  • «Меркава-2», его собирали не только новыми, но и переделывали из «Меркавы-1 Алеф» и «Меркава-1 Бет», у меня был танк «Меркава-2 Бет Мешупар» переделанный из танка «Меркава-1 Бет», год выпуска 1981. Новые танки «Меркава-2» шли с бортовыми серийными номерами 829ХХХ, у меня был 827ХХХ. «Меркава-2» шла уже с дополнительной бронёй по бокам башни, новыми сегментированными бортовыми экранами шасси («Плата Базука»), в количестве по 10 штук (имеется в виду на один борт - О.Г.) и внутренним расположением 60 мм миномёта. Причём я лично видел четыре типа бортовых экранов. Последние, которые мы получили, были очень тяжёлыми, с бронёй четвёртого поколения от танков «Меркава-2 Бет Мешупар Дор Далет» (кратко «Меркава-2 Далет» или, как мы их называли, КАСАГ - «Кав Саголь»).
  • «Меркава-2 Алеф» - не встречал и не слышал (как я писал несколько раз в прошлом «Меркава-2» это по умолчанию и есть «Меркава-2 Алеф» - О.Г.).
  • «Меркава-2 Бет», с 1984 г. ставили тепловизор, убран ИК прицел около командирской башенки и вместо него обычный перископ, а также стали массово ставить 12.7-мм пулемёт над стволом орудия, также ставили на башню детектор лазерного облучения. Плюс ставили дополнительную броню на крышу башни.
  • «Меркава-2 Бет Мешупар», улучшенная СУО и новый менее шумный тепловизор («Сагит»), старый сильно тарахтел, а также новый электронный установщик взрывателя для снаряда «Флашетт» (Флешетта от фр. fléchette, нем. Fliegerpfeil - «Стрелка», но на иврите говорят «Флашетт» - О.Г.), раньше в голове снаряда крутили шайбу вручную, теперь это резервный вариант, потом добавили функцию программировать снаряд «Ракефет» (кассетный осколочный - О.Г.), а также некоторые танки получили возможность стрелять ТУР «Лахат», я один такой видел. Также устанавливали спутниковую систему навигации (СНС) GPS, ещё примитивную, без подвижной карты местности. Массово стали получать дополнительную броню днища («Плата Гахон»).
  • «Меркава-2 Бет Мешупар Дор Далет» (он же «Меркава-2 Далет», он же Merkava-2D, он же «Меркава-2 БАТАШ, или, как мы их называли, «Меркава-2 КАСАГ» или просто КАСАГ). Дополнительная броня на башне и корпусе, модули с ДЗ, причём я видел два типа модулей, до Второй Ливанской войны 2006 г. и после неё, новая улучшенная на основе опыта той войны. Были несколько танков с двигателями от «Меркавы-3» на 1200 л.с., больше не было отличий, не считая различного оборудования, установленного на башню (в оригинальной статье я писал, что в 1999 г. двигатель в 1200 л.с. и соответствующую трансмиссию получили всего 3 танка, через некоторое время им вернули назад оригинальные мотоблоки - О.Г.).
  • «Меркава-3 РАМАХ», новое СУО, электрическая стабилизация прицела наводчика, вместо механических тяг. Модульная броня, 120-мм гладкоствольная пушка, индивидуальная пружинная подвеска опорных катков, дизель на 1200 л.с., электрические приводы башни.
  • «Меркава-3 Бет» - не видел и не слышал.
  • «Меркава-3 Баз», с новой СУО, двухплоскостная стабилизация прицела наводчика с автоматом сопровождения цели и улучшенный тепловизор, у командира свой панорамный дневной прицел (замечу, что модель пошла в серию в 1995 г., а панорамный прицел командира стали ставить в 1999 г. - О.Г.).
  • «Меркава-3 Баз Дор Далет», с новой модульной бронёй, причём я видел три типа, условно до 2006 г., после 2006 г. на основе опыта войны в Ливане и после 2014 г. Причём стали ставить систему обнаружения подлетающих ракет и заодно круговой обзор. А также систему программирования снарядов «Каланит» (аналог «Ракефет» для 120-мм пушек - О.Г.).
  • «Меркава-4 Алеф», так написано в техдокументации которую я читал, стали поступать первыми в 401 бригаду.
  • «Меркава-4 Бет», тут не большая путаница, есть танк до 2006 г., улучшенный, были проблемы с перегревом двигателя и с СУО, и вторая модернизация танка после войны 2006 г., с улучшенной защитой и другими доработками. Также стали ставить вспомогательную силовую установку (ВСУ).
  • «Меркава-4 Мэм», с КАЗ «Меиль Руах», причём КАЗ существует в двух вариантах, первый вариант только радиолокационное обнаружение подлетающих ракет, второй вариант с новыми оптикоэлектронными модулями над РЛС, последние имеют и улучшенную СУО.
  • «Меркава-4 Барак», из видимого снаружи - новый прицел командира, что внутри - только слухи, сам её ёщё в живую не видел.

Комментарии

Я задал Андрею ряд вопросов, ниже комментарии на основании ответов плюс ряд моих добавок. Замечу, что в рамках самоцензуры я задавал вопросы только о «Меркава-1» и «Меркава-2», уже снятых с вооружения (в 2014 и 2021 гг. соответственно), о «Меркава-3» и «Меркава-4» я ничего не спрашивал.

Общее замечание: приведенные выше обозначения (по крайней мере первый вариант, если указано несколько, как для «Меркава-2 Бет Мешупар Дор Далет») - из каталогов. Причём на иврите используется слово «Симан» (т.е. Mark или Mk), а также всегда пишется «Танк» например «Меркава-1» - в каталоге сказано «Танк Меркава Симан 1», «Меркава-2 Бет Мешупар» - в каталоге сказано «Танк Меркава Симан 2 Бет, Мешудраг» (слово «Мешудраг» обозначает «Модернизированный», а «Мешупар» - «Улучшенный»; в каталогах писали «Мешудраг», устно говорили «Мешупар»). После обозначения обычно шёл перечень добавок, отличающий тот или иной танк от базового стандартного образца. Для «Меркава-2 Бет Мешупар Дор Далет» писали и «Танк Меркава Симан 2 Бет БАТАШ». В тоже время танк «Меркава-3 Баз» и танк «Меркава-3 Баз Дор Далет» не имели отличий в каталоге, просто добавляли страницы в каталог по навесной броне и все. В устной речи обозначения максимально сокращали, часто говорили просто «Симан 2», «Симан 3», «Симан 3 Баз» и т.п.

Ещё одно замечение: выше я написал, что в период службы Андрея 7-я бригада была вооружена «Меркава-2 Бет». Теперь можно уточнить, что это были «Меркава-2 Бет Мешупар», в т.ч в варианте «Меркава-2 Бет Мешупар Дор Далет».

«Меркава-1»

«Меркава-1» (первые серийные) с двигателем 750 л.с. - это некая опытная партия, видимо машины только 1979 г. выпуска. О том, что прототипы «Меркава» имели двигатель в 750 л.с. (одна из версий AVDS-1790-2) было известно (см. статью «Танк ‘Меркава’: двигатель и трансмиссия»). А вот то, что была опытная партия с этими двигателями (пока не пришли AVDS-1790-6A мощностью в 908 л.с.) - нет. Позже эти танки по-видимому доработали до стандартных, скорее всего это произошло уже в 1980 г. Соответственно просто «Меркава-1» из обихода исчезли, да и говорить «Меркава-1 Алеф» уже не было смысла (первая версия танка - всегда «Алеф»), но в каталогах обозначения сохранились.

Опыт работы с первыми «Меркава-1» (включая и вариант с AVDS-1790-6A) выявил две проблемы: перегрев двигателя и низкий ресурс двигателя при работе с полуавтоматической трансмиссией CD-850-6BX. Об этом, в частности рассказывали Исраэль Таль (Талик) и Ихиам Харпаз (Рапаз) в 2003 г. на параде в честь 30 лет победы в Войне Судного дня около Кацрина на Голанских высотах. Для решения проблемы был улучшен тракт охлаждения дизеля и на достаточно раннем этапе начата разработка автоматической трансмиссии компании «Ашот Ашкелон». Уже в 1981 г. одна из рот 82-го батальона «Гааш» 7-й бригады получила новую трансмиссию и улучшенный тракт охлаждения (при этом спереди на корпусе заваривались два отверстия старого выхлопа двигателя, подробнее этот вопрос рассмотрен ниже) и начала её обкатку, включая во время войны 1982 г. Таким образом, к моменту начала производства «Меркава-2» вопрос был решён и параллельно была начата и модернизация «Меркава-1».

От себя замечу: если замена трансмиссии была относительно простым вопросом, то улучшение тракта охлаждения - нет. Судя по фото «Меркава-1 Бет» времён операции «Защитная стена» (29.03-10.05.02) часть танков имеют не заваренные отверстия выхлопа, часть - заваренные (опять же, подробнее ниже). Андрей подтверждает, что все «Меркава-1 Бет» имели новую трансмиссию.

Раньше я писал, что одним из видимых отличий «Меркава-1 Бет» от «Меркава-2» было отсутствие корзин для имущества в корме танка. Этот вывод был сделан на основе всё тех же фотографий времён операции «Защитная стена». Однако Андрей рассказал следующее. Во время операции танки массово забрасывались бутылками с зажигательной смесью. Поэтому всё имущество в корзинах на башне и сзади корпуса убиралось. Однако, было несколько случаев, когда террористы пытались забраться на танк, а самый лёгкий путь был с кормы корпуса, где были эти корзины. Также были случаи, когда туда бросали фугасы. Поэтому корзины временно сняли на всех танках, как «Меркава-1 Бет», так и прочих. Также, танкисты закрашивали внешний пульт включения системы противопожарного оборудования (ППО) «Спектроникс» слева спереди на борту корпуса, около места водителя танка. Она была красной и хорошо заметной, а стала как и весь корпус цвета хаки. До этого на одном танке террористы смогли включить ППО, весь экипаж вернулся белый от порошка огнетушителя.

На вопрос, есть ли оценка, сколько Мк1 были модернизировали до уровня Мк2, Андрей сказал, что по его мнению - 50-60%, но это не точно, т.к. многие были доведены до уровня «Меркава-1 Бет», а там начиналась путаница. От себя замечу, что скорее всего эта оценка не верна. С учётом наличия 2 бригад Мк1 в резерве до 2014 г. (27-я и 263-я) полностью модернизировали не более нескольких десятков штук. Однако, Андрей считает, что маловероятно, что 27-я и 263-я были оснащены только «Меркава-1», по его мнению там была и примесь «Меркава-2».

Все «Меркава-1 Алеф» и «Меркава-1 Бет» имели ИК прицелы (во сяком случае, Андрей танков этих моделей с тепловизором не встречал). На некоторых вместо 12.7-мм пулемёта над стволом орудия ставили мощный прожектор, который мог работать как в видимом, так и в ИК-диапазоне. По словам Андрея - зверская штука, он однажды даже нечаянно ослепил пилотов боевых вертолётов АН-1 «Кобра» ночью на учениях на Голанских высотах, в 2001 г., они летели в ночных очках. За это его позже даже наказали (лишение увольнительной на Шабат и промывку мозгов по техбезопасности).

Центральным внешне заметным отличием «Меркава-1 Бет» от «Меркава-2» было отсутствие дополнительной брони «на болтах» на башне, а также миномёт во внешнем исполнении, плюс вопрос отверстий выхлопа дизеля (см. ниже). Но и кроме этого нельзя утверждать, что «Меркава-1 Бет» полностью соответствовал «Меркава-2». Были и другие отличия, как во внешнем виде, и в СУО танков.

«Меркава-2»

Выше упомянуты ТУР «Лахат». Реально на вооружении не состояли, были только на испытаниях. Поставлялись в Индию, возможно включая продажу лицензии.

«Меркава-2 Бет Мешупар Далет» создавались на базе «Меркава-2 Бет Мешупар», но иногда модернизация шла напрямую из «Меркава-2 Бет». Андрей рассказал следующее: Из личного опыта, я превращал 2 танка «Меркава-2 Бет» в танки «Меркава-2 Бет Мешупар» в роте «Вулкан» 77-го батальона. Суть модернизации была такая: замена баллистического компьютера, установка программатора снарядов «Флашетт» и «Ракефет» и системы GPS, а также цифровую камеру в дневной прицел наводчика с возможность передачи изображения (судя по сказанному выше меняли и тепловизор, или же его поменяли ранее - О.Г.). А потом приехала бригада слесарей из Садны (окружная ремонтная мастерская - О.Г.) и за два дня переделали их в «Меркава-2 Бет Мешупар Далет», просто наварили бонки крепления брони и навесили бронемодули.

Из предыдущего абзаца выходит, что описанное выше производство было в 2002/2003 гг., когда Андрей уже был техником БАКАШ. Т.е. модернизация «Меркава-2 Бет Мешупар» или «Меркава-2 Бет» до уровня «Меркава-2 Бет Мешупар Далет» (он же «Меркава-2 БАТАШ» и «Меркава-2 КАСАГ») продолжалось и после выхода АОИ из Ливана в 2000 г. Я уточнил этот вопрос у Андрея и ответ был: Из личного опыта,во время операции «Защитная стена» моя рота Хермон получила два танка «Меркава-2 БАТАШ» уже готовых из Тель А-Шомера (т.е. с танкоремонтного завода МАША - О.Г.), один был на холме около Ариэля, а другой на горе Юваль, там я был, еле-еле подняли эти танки на позиции, двигатель слабоватый и вес большой, полный вес со всей допбронёй и оборудованием 84 тонны. А вообще после выхода из Ливана «Меркава-2 БАТАШ» шли в основном в приграничные ОП на границе с Ливаном, типа «Альфа», «Гладиола» и «Довев».

Соответственно, по мнению Андрея, танков «Меркава-2 БАТАШ» было намного больше, чем 20 (напомню - эта цифра была названа в статье «Влияние боевых действий в Ливане (1982-2006) на развитие БТТ АОИ»). Перед началом операции «Защитная стена» в его роте было 2 таких танка, в соседней роте «Вулкан» - ещё 2, и это только в районе горы Дов. Он также видел такие танки в ОП «Гладиола» (4), «Довев» (2), «Каланит» (2) и «Дворанит» (2). Помимо этих в 82-м батальоне «Гааш» их было 8. После операции «Защитная стена» батальон Андрея перебросили в Сектор Газы, в ОП «Мораг» было 4 таких танка, в ОП «Дугит» - ещё 4, а в Южной бригаде около Хан-Юниса было 6 таких танков, причём очень интересных, с системами ИК-помех, с системами радиопомех, с дизель-генераторами в правой задней части корпуса вместо корзины, телескопическим тепловизором за люком заряжающего и ножевыми тралами. Андрею и его сослуживцам говорили, что они секретные. Башни этих танков всегда были под чехлом. А во время Второй Ливанской войны 2006 г. Андрей видел сразу две роты танков «Меркава-2 БАТАШ», одна из 7-й бригады, вторая - из какой-то резервной бригады.

До уровня «Меркава-2 Бет Мешупар» (включая «Далет») были доведены все танки «Меркава-2 Бет» регулярной 7-й бригады (до её перевооружения на «Меркава-4 Мем», процесс завершился в 2016 г.), однако в резерве таких танков (до передачи туда бывших танков 7-й бригады) было мало. По словам Андрея, он был на как минимум 6-7 мобилизационных складах (ЙАМАХ) резервных бригад и ни разу не видел там танков «Меркава-2 Бет Мешупар», только в Садне Нафах около Кацрина и один раз на танкоремонтном заводе (МАША) в Тель а-Шомер.

Обычно ЙАМАХ идёт один на бригаду, хотя на севере есть ЙАМАХи с танками 2 разных бригад. В ЙАМАХ танки на случай войны стоят готовые под брезентом, но без боекомплекта и вооружения (пулемёты, миномёт) и топлива, но на самой базе всё это есть. Также в резервных бригадах может быть какое-то количество танков для учений. Сам Андрей служил в резерве в 26-й бригаде, ЙАМАХ в Маале-Адумим (закрыт в 2012 г.; кстати, я не нашёл информации о 26-й бригаде, Андрей также пытался перепроверить и ничего не нашёл, возможно какая-то путаница). По его словам, эта бригада регулярно выделяла танки для учений на базах Цеэлим и БААЛАЦ (последняя - учебная база инженерных войск), а также в другие места. Бригада была смешанная, там были и «Меркава-1 Бет», и «Меркава-2», и «Меркава-2 Бет». Причём последних было мало. Последний раз он участвовал в учениях с танками в 2010 г. на базе БААЛАЦ. Для них бригада передала 4 танка, в т.ч. 3 «Меркава-1 Бет» с ИК прицелами и только 1 «Меркава-2 Бет» с тепловизором. Вообще в этой бригаде было соотношение 3-4 танка «Меркава-1» (Алеф и Бет) на 1 «Меркаву-2» (включая «Меркаву-2 Бет»), поэтому последние забирали себе командиры рот и заместители командиров рот, благодаря тепловизору они руководили учениями ночью, остальные выкручивались как могли.

На вопрос были ли все «Меркава-2» модернизированы до уровня «Меркава-2 Бет» Андрей ответил: По тем данным, что я знаю, все «Меркавы-2» были оснащены тепловизорами, но может не все прошли полную модернизацию, например не менялся баллистических компьютер, только для «Меркавы-2» я видел три типа компьютеров, хотя они все идут под названием MPS-2.

В 2002 г. перед операцией «Защитная стена» «Меркава-2» регулярных частей (7-я бригада, возможно и те, что были в 460-й бригаде) прошли дополнительное улучшение вопроса охлаждения двигателя и трансмиссии: на танки поставили дополнительные теплообменики (интеркулеры), что резко снизило нагрев двигателя, Андрей сам испытал это на себе во время операции. Эти улучшения ставили прямо в батальонах, без вывоза мотоблока в Садну.

Вопрос тракта охлаждения двигателя

На схемах ниже «Меркава-1» (верхняя и средняя) и «Меркава-2» (нижняя, причём сверху для сравнения приеведен вид с левого борта «Меркава-1»). Забор воздуха для работы и охлаждения двигателя осуществляется сверху передней части корпуса, через большую прямоугольную решётку над левой надгусеничной полкой. Есть ещё две маленькие решётки над правой надгусеничной полкой - это дополнительный забор воздуха для охлаждения двигателя и охлаждения трансмиссии. Выброс воздуха охлаждения двигателя - через решётку с правой стороны корпуса, над 1-3 опорными катками.

Выхлоп двигателя - через 2 отверстия диаметром примерно по 10 см каждое в передней части борта корпуса: круглое над ведущим колесом справа, арковидное над 3-м опорным катком слева. При модернизации тракта эти отверстия заваривались, выхлоп перенаправлялся в решётку с правой стороны корпуса (т.е. туда же, куда выходит воздух охлаждения двигателя и трансмиссии). См. фото в начале статьи - верхнее со старым трактом, нижнее - с новым.

Судя по сказанном выше и изучению фото имеем следующую картину:
  • «Меркава-1» всех моделей (прототипы, опытные, «Меркава-1 Алеф», «Меркава-1 Бет») - старый тракт;
  • Меркава-1 Алеф» и «Меркава-1 Бет», доработанные до уровня «Меркава-2» любой версии - новый тракт, отверстия старого заварены;
  • «Меркава-1 Бет» последней модернизации (то, что выше названо «окончательная конфигурация, 2007 г.») - новый тракт, отверстия старого заварены; не ясно, сколько танков этой модели прошли через эту модернизацию;
  • «Меркава-2» и «Меркава-2 Бет» новой постройки - новый тракт, отверстия изначально отсутствуют.






Меркава

Previous post Next post
Up