В 1982 г. АОИ отступила с Синая в рамках мирного договора с Египтом, подписанного 26.03.79 в Вашингтоне на основе Кэмп-Дэвидских соглашений. Граница с Египтом длиной в 242 км (без Сектора Газа) не имела забора (тот был построен только в 2011-2014 гг.). Теракты в районе были редкими, но уголовная активность, в первую очередь контрабанда наркотиков, требовали активной работы в данном районе Полиции Израиля. На начало 2000-х гг. объёмы контрабанды достигали 100 т наркотиков в год, тысячи единиц огнестрельного оружия, а также торговля людьми (незаконная иммиграция из Африки и ввоз проституток из стран Восточной Европы).
Для предотвращения контрабанды нередко требовалось преследовать замеченных подозрительных лиц по сильно пересечённой местности и полиции потребовалась помощь ВВС. Первый опыт совместного преследования был в 2003 г. ВВС предоставили вертолёт «Сейфан» (Bell-206), который был слишком мал и имел остаточный запас топлива всего на 20 минут работы. Толку от такой поддержки небыло.
В следующий раз полиция формулировала запрос на поддержку уже более подробно и получила вертолёт «Яншуф» (UH-60 Black Hawk) из состава 123-й эскадрильи «Ципорей hа-Мидбар» («Птицы пустыни»), в то время базировавшейся в Хацерим (с 2015 г. - в Пальмахим). Пилотировал вертолёт заместитель командира эскадрильи, по завершению задания он обменялся телефоном со старшим офицером пограничной полиции (МАГАВ) Южного округа, Амноном Зивом (в настоящее время полковник полиции, «Ницав Мишне»). Зив и лётчик обсуждали взаимодействие полиции с ВВС несколько раз, а уже через несколько месяцев командир базы Хацерим официально обратился к полиции об отработке взаимодействия.
Сейчас в АОИ существует оперативный приказ, определяющий ответственность армии за выполнение т.н. «Национальных Задач» («Месимот Леумийот»), даже если они не являются военными. Именно в рамках этого проказа ВВС содействует Полиции Израиля. Со стороны штаба ВВС за такие задачи отвечает Сектор поиска, эвакуации и спасения («Мадор ХИПУА», «Хипус, Пинуй вэ-hацаля») в Направлении поддержки («Анаф Сиуа») в Отделе взаимодействия («Махлекет hиштатфут»). На сегодняшний день Командир сектора - майор Д., также лётчик «Яншуф» в 124-й эскадрилье в Пальмахим.
Гражданские задачи Сектора - участие в тушении пожаров, преследование и переброска сил в интересах полиции, эвакуация тяжело раненных в ДТП, поиск и спасения гражданских лиц, попавших в сложные ситуации (например, отрезанные потоком воды в ходе наводнений) и различные действия в ходе крупных катастроф (например, землетрясения). Гражданские лица не имеют прямого доступа к армии. В случае происшествий, они звонят по телефону 100 в полицию, а уже та по мере необходимости привлекает ВВС и др. части АОИ.
Для отработки навыков совместной работы ВВС и полиция регулярно проводят совместные учения. Полиция должна быть способна выводить вертолёты на нужный объект, необходимо владеть единым профессиональным языком, знать возможности и ограничения каждой из сторон. Необходимо выработать и отработать на практике приказы о совместной работе. Например: как вести огонь если в районе есть вертолёты? Где можно и нужно находиться в момент посадки вертолёта? Как грузить раненного в вертолёт? Важны и технологические моменты, например совместимость систем связи и передачи данных, способность станций РЛС-контроля ВВС работать с вертолётами полиции и т.п.
На сегодняшний день большинство проблем решено. Совместные методики работы написаны и на учениях их продолжают регулярно оттачивать.
Ссылки:
- ВВС и полиция в синем сотрудничестве, сайт ВВС, 08.04.18.