В сентябре 2016 г. сообщалось о прибытии в Израиль 10 F-15D из избытков ВВС США.
В 2017 г. было уточнено: прибыли 9, а не 10 таких самолётов. Все они ранее служили в ВВС Национальной Гвардии США (US Air National Guard, ANG) и по-видимому были произведены в примерно в 1980-1983 гг.
Судя по сказанному на сайте ВВС, авиаремонтный завод ВВС (ЙАА-22, «Йехидат hа-Ахзака hа-Авирит 22») работает над ремонтом и модернизацией этих F-15D уже 3 года. Их надо не только капитально отремонтировать, но и привести к стандарту израильских F-15D. С началом войны «Железных мечей» («Харавот Барзель», с 07.10.23) работы резко ускорились.
F-15D Б/Н 986 прибыл в Израиль 8 лет назад. Изначально предназначался на запчасти для имеющегося парка F-15 («Баз»). Однако после проверок самолёта было решено вернуть его в строй. Проект проводился в мастерской 212 под командованием майора Бени Алисиана. Бени подчеркнул, что проверки выявили более 300 технических отличий американского F-15D от израильских «Баз» и всех их надо было устранить.
В феврале 2024 г. работы были закончены и самолёт был передан 133-й эскадрилье «Абирей hа-Занав hа-Катом». В честь войны Б/Н 986 получил собственное имя «Херев Барзель» («Железный меч»). Напомню, что «Баз» традиционно имеют в ВВС Израиля собственные имена, причём одноместные (F-15A/C) - из одного слова, двухместные (F-15B/D) - из двух. Один из первых боевых вылетов на самолёте выполнил командующий ВВС генерал-майор Томер Бар.
Командир ЙАА-22 полковник Сулейман Авад сказал: «Наследие подразделения, которому скоро исполнится 75 лет со дня его основания, постоянное обучение и инженерная независимость позволяют ответить на любой вызов. В свете той истории, я каждый день вижу перед глазами людей с незаменимыми знаниями, большинство из них знают наши самолеты и их детали на более высоком уровне детализации, чем даже сами производители самолетов. Этот проект отличался от всего, что мы знали раньше. Мы никогда не брали существующую платформу и не превращали ее в израильскую платформу. Это первый раз, когда мы сделали что-то такого масштаба, с таким большим количеством инструкций по внесению изменений и технических изменений, которые нам пришлось провести на самолете. Для всех членов подразделения было огромное ощущение значимости участия в этом историческом проекте, каждый техник - художник в полном смысле этого слова и понимает масштаб ответственности, лежащей на его плечах. После того, как мы преуспели в этой задаче, я более уверен, что благодаря нашим людям мы сможем противостоять любым трудностям, с которыми мы столкнемся в будущем».
P.S. Судя по сказанному на Фреш, «Херев Барзель» был передан в эскадрилью не позднее 22.02.24. Он стал 4-м самолётом из 9 прибывших, введённых в эксплуатацию.
Первый полёт.
Возвращение после первого боевого вылета (бомбы не сброшены).
Ссылки:
- Статья на сайте ВВС, 01.03.24.
- Обсуждение на Фреш.