База ВВС Хацерим (БАХА-6) расположена к западу от Беэр-Шевы. Официально открылась 03.10.66, став первой авиабазой, с нуля построенной в Израиле. На сегодняшний день база - крупнейшая в ВВС по числу ЛА. Здесь находятся:
- две эскадрильи боевых самолётов, 69-я «hа-Патишим» (F-15I «Раам») и 107-я «Абирей hа-Занав hа-Катом» (F-16I «Суфа»);
- 102-я эскадрилья «hа-Намер hа-Меофеф» (М-346 «Лави»), являющаяся одновременно эскадрильей продвинутой подготовки курсантов лётной школы и эскадрильей курсов оперативной тренировки (КААМ) и продвинутой оперативной тренировки (КААМАМ);
- Лётная школа ВВС (БИСТ-12), в составе которой 12 различных эскадрилий, как учебных, так и поддержки;
- Музей ВВС.
Общее число ЛА на базе - около 170, не считая самолётов музея. Число типов ЛА указывается как 10, впрочем по-видимому это ошибка и речь идёт о 8 (эта цифра приведена также
в статье за октябрь 2017 г. о авиаконтроле базы Хацерим). Кроме F-15I, F-16I и М-346, это Grob G 120A («Снунит»), T-6А Texan II («Эфрони»), вертолёты Bell 206 («Сейфан») и UH-60 Black Hawk («Яншуф»), а также лёгкий транспортный самолёт King Air B200 («Цофит»).
За обслуживание ЛА отвечают как технические отделы эскадрилий, так и эскадрилья техобслуживания базы («Таесет Тахзука») во главе с подполковником Барухом. Большое количество платформ в Лётной школе привело ВВС в 1989 г. к решению начать постепенную приватизацию техобслуживания ЛА школы. На сегодняшний день все ЛА школы и 102-й эскадрильи обслуживаются фирмами «Эльбит Маарахот» и «Канфей Тахзука» (дочернее предприятие «Кнафаим Ахзакот БААМ», созданной в 1980 г.), играющей роль субподрядчика «Израильской Авиационной Промышленности».
«Канфей Тахзука» в прошлом обслуживала А-4 «Скайхок» («Аит») 102-й эскадрильи, а в 2013 г. с ней был заключён договор на сумму в 600 млн шекелей на обслуживание «Лави», пришедшего на смену «Аит». Срок договора - 23.5 года, в т.ч. 3.5 года подготовительных работ на этапе принятия «Лави» на вооружение и 20 лет текущего обслуживания (Израиль заказал 30 М-346 в 2012 г.; все прибыли в Израиль с 2014 по 2016 гг.). Гендиректор «Канфей Тахзука» - майор резерва Шмуэль Авирам. По его словам в Хацерим работают 140 техников компании, они выполняют все виды обслуживания самолёта (т.е. текущее, «Дерег Алеф»; средний ремонт, «Дерег Бет»; капитальный ремонт, «Дерег Далет»). «Канфей Тахзука» действует как военное подразделение, т.е. выполняет все приказы и распоряжения командования базы и эскадрильи техобслуживания, соблюдает все нормы и стандарты ВВС с точки зрения техобслуживания и безопасности полётов.
Аналогично компания «Эльбит» обслуживает «Снунит» и «Эфрони». Причём «Снунит» компания приобрела сама и продолжает владеть им, а ВВС продаёт лётные часы на самолёте.
Хацерим - не единственное место в ВВС, где работают гражданские техники. На базе Неватим подобным образом на «Дерег Бет» обслуживают тяжёлые военно-транспортные самолёты. И хотя зарплаты гражданских техников намного выше, чем военнослужащих (и особенно солдат срочной службы), ВВС считают использование фирм-подрядчиков выгодным в ситуациях, когда нет интенсивных боевых вылетов и постоянной боеготовности и можно планировать графики работы заранее. Техников срочной службы надо долго учить и пока они начинают давать полноценную отдачу, приходит время демобилизации. Гражданские техники работают на одном и том же месте много лет, соответственно имеют глубокие знания и богатый опыт работы.
Кроме использования гражданских техников, техобслуживание на базе Хацерим имеет ряд отличий от других баз:
- Самолёты F-15I играют в ВВС Израиля роль стратегических бомбардировщиков. Их боевая нагрузка и дальность полёта - самые большие в ВВС, также самым большим является разнообразие типов вооружений. Как следствие, в отличии от прочих боевых эскадрилий, где профессии механиков («Технаи МАМАС», МАМАС - «Мехонаи Матосим») и оружейников («Технаи Химуш») были объединены (т.н. «Технаи Ахуд» или «Технаи Дерег Алеф»), 69-я эскадрилья сохраняет их отдельно.
- В связи с сокращением срока срочной службы, в 2016 г. в Хацерим была введена программа подготовки старших солдат («Хаяль Бахир»). Кандидаты на программу отбираются специальной комиссией, далее параллельно обычной работы они проходят дополнительное обучение, готовящее их быть младшими командирами и выполнять более сложные профессиональные работы, т.е. то, что ранее делали только сверхсрочники. Отношение к таким солдатам - также как к сверхчросникам. С одной стороны, лучше условия службы, участие в различных совещаниях и обсуждениях, куда допущены только сверхсрочники, с другой - более высокая ответственность.
- Техники базы обслуживают и самолёты музея ВВС. Несколько самолётов хранятся в музее в лётном состоянии и обслуживаются по теми же стандартами, что и современные самолёты. Другие ЛА не летают, но время от времени их надо чистить и красить.
Ссылки:
- На техобслуживании: как обслуживают сотни ЛА одновременно? Сайт ВВС, 26.02.18.
- База Хацерим, статья Википедии.
- Лётная школа, статья Википедии.
- Сайт компании «Канфей Тахзука».
- Огромный договор между «Кнафаим» и ВВС на обслуживание «Лави» в течении 23.5 лет, calcalist, 28.07.13.
- Выходят на гражданку, журнал ВВС номер 223, 01.06.15.